Творческая лаборатория для педагогов "Разнообразные формы работы с ЛЕГО"

Автор: Якушева Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №9 Структурное подразделение "Детский сад "Звонкие голоса"
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Творческая лаборатория для педагогов "Разнообразные формы работы с ЛЕГО"
Дата публикации: 24.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Творческая лаборатория «Показ разнообразных форм работы с

конструктором ЛЕГО. ЛЕГО-математика»

Цель:
повышение уровня педагогического мастерства в вопросах ЛЕГО-конструирования .
Теоретическая часть
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно- технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании. Проблемы математического образования в России обозначены в концепции развития математического образования в Российской Федерации. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Для системы дошкольного образования определено приоритетное направление реализации этой концепции. В процессе поиска путей решения поставленных задач и реализации основных направлений Концепции, мы пришли к осмыслению идей о том, какие мы должны создать условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов, используемых в жизни. Какие формы деятельности мы можем использовать, чтобы обеспечить сложность и многогранность воплощаемой идеи. Для этого мы ввели такое понятие, как «ЛЕГО-математика», ведь конструктор помогает детям освоить основные математические понятия: величина, ориентировка в пространстве, счёт и другие. А как еще больше увлечь и заинтересовать детей математикой? Тогда мне пришла идея по созданию интерактивных Лего-карточек. Данные карточки можно использовать как индивидуально, так и со всей группой детей, применять при работе с интерактивной доской. Каждая карточка содержит в себе набор геометрических фигур. Затем показан образец постройки. Дети определяют количество деталей для данной постройки, считают их и приступают к выполнению задания. Сегодня я хочу показать вам несколько вариантов форм работы с конструктором ЛЕГО - DUPLO, которые направлены на развитие ключевых математических компетенций у детей: умение понимать текстовые задачи, умение вести устный счет, умение самостоятельно составлять различные задачи, развивать абстрактное мышление.
Практическая часть
Сегодня я хочу показать вам несколько вариантов форм работы с конструктором ЛЕГО, которые направлены на развитие ключевых
математических компетенций у детей: умение понимать текстовые задачи, умение вести устный счет, умение самостоятельно составлять различные задачи, развивать абстрактное мышление. Имитационная игра Я предлагаю вам провести занятие, в котором вы будете участниками образовательного процесса, но не воспитателями, а воспитанниками. Согласны? Начнем! Выполнять задания вы будете в группах.
Задание для I группы «Схемы-карты»
2 человека работают по схемам-картам за столами, и собирают ЛЕГО-модели с помощью конструктора LEGO-DUPLO (дом, подъёмный кран). Данные постройки также можно собрать по интерактивным схемам-картам. Подведение итога. Схемы-карты (дом, подъёмный кран): какие модели у вас получились? (Ответы). Ребята учатся работать по образцу, читают и понимают простейшие схемы. Можно предложить детям сначала собрать ЛЕГО-модель, а затем сделать схему в цвете на листе бумаги.

Задание для II группы «Волшебная инструкция»
2 человека будут создавать волшебную инструкцию. Их можно нарисовать от руки. Сначала нужно собрать ЛЕГО-модель, но с одним условием: она должна быть плоскостной. Положить её на лист бумаги и обвести, а затем раскрасить каждый кирпичик в нужный цвет. Обязательно нужно придумать историю о том, как поделка попала на лист бумаги. Такая работа очень нравится нашим детям. Они с удовольствием фантазируют и придумывают новые схемы. Сегодня я прошу вас собрать модели человечков или роботов из конструктора, а затем составить схему ЛЕГО-модели. Подведение итога. Волшебная инструкция: давайте, рассмотрим каких человечков, роботов собрали наши коллеги, какие новые схемы они придумали. Как вы думаете, какие математические понятия мы можем закрепить, используя данную форму работы? (Ответы)
Задание для III группы «По замыслу»
2 человека будут собирать ЛЕГО-модели по заданной тематике, но без образца. Прочитайте свои задания.
Подведение итога. «По замыслу» (транспорт, архитектура). Теперь посмотрим, какие ЛЕГО-модели получились по заданной тематике. (Ответы по плану на карточках). Таким образом, мы развиваем у детей пространственное мышление, воображение, творческие способности, учим доводить начатое дело до конца.
Задание для IV группы «Теневые карты»
2 человека будут работать с теневыми картами. На них изображена только тень ЛЕГО-модели, вам нужно собрать постройку, не заходя за контур, используя детали любого, понравившегося вам цвета. Выкладывать детали ЛЕГО вы будете прямо на карте.
Подведение итога. Теневые карты: теперь предлагаю посмотреть, какие ЛЕГО – модели построили коллеги с помощью теневых карт (Ответы). Данная форма конструирования влияет на развитие мышления, воображения, восприятия. Дети создают ЛЕГО-модели по определенным условиям. Они могут выбирать только свой цвет.
Задание для V группы «Робот Робик»
1 человек будет работать у нашей интерактивной доски с помощью программы ActivInspair. Робот Робик разбросал детали ЛЕГО, а вам нужно с помощью волшебной ручки помочь ему собрать цветок. Игра называется «ЛЕГО-сборка». Подведение итога. Интерактивная игра: детям очень нравится такая форма работы с конструктором. Они с удовольствием собирают ЛЕГО- модели с помощью ручек-стилусов. Выполнять такое задание можно всей группой, парами и индивидуально. Такие игры помогают усваивать математические величины, геометрические фигуры, учат ориентироваться в пространстве, правильно называть детали ЛЕГО. Сюжеты данных игр обычно придумывают сами дети, а мы их воплощаем в жизнь.
А теперь я предлагаю объединить все ваши ЛЕГО-модели одним сюжетом. У меня есть заготовка, выполненная совместно с нашими детьми. Мы назвали её ЛЕГО-город. Возьмите свои модели и расположите их, как вы посчитаете нужным на нашем макете. Объясните свой выбор. Подведение итогов мастер-класса Акцентирование внимания на успех каждого участника. Анализ лучших моделей. Каждая группа рассказывает о разработке собственной модели. Флажок успеха (самооценка) Перед вами балки и пластины. Предлагаю сделать свой флажок успеха. Зеленый-все получилось, желтый - при работе возникали трудности, но я с ними справился, белый – для решения предложенной задачи воспользовался помощью друзей, взрослых. Каждый собрал свой флажок самооценки.
Рефлексия. Дискуссия по результатам занятия. В начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из 5 строк – синквейн. Синквейны идеальны для дошкольников в плане развития способностей к выделению главного в тексте, пересказу и выражению своих мыслей по теме. Составление стихов в прозе - «Синквейн» по теме: «ЛЕГО» 1 строка, наша тема; 2 строка, 2 прилагательных по данной теме; 3 строка, 3 глагола по данной теме; 4 строка, главная мысль по теме; 5 строка, эмоция, моё отношение к теме. Вот что у нас получилось:
ЛЕГО

яркое, занимательное

конструировать, фантазировать
,
строить

играя, познаем мир

Весело!!!!

Итог мастер-класса Конструктор ЛЕГО предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оценочный успех добавляет уверенности в себе. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а взрослый лишь консультирует его. .