Конспект занятия открытия нового знания в технологии деятельностного метода "Ситуация". "Платочки для дымковской барышни"

Автор: Глоденко Ирина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДОУ – МБДОУ "Центр развития ребенка- детский сад № 24" города Орла
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект занятия открытия нового знания в технологии деятельностного метода "Ситуация". "Платочки для дымковской барышни"
Дата публикации: 24.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект занятия открытия нового знания в технологии деятельностного метода «Ситуация». «Платочки для дымковской барышни» Ф.И.О. педагога - Глоденко Ирина Ивановна Название ДОУ – МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 24» города Орла Возрастная группа- 5-6 лет Тема занятия- нетрадиционные техники в детском саду. Набойка. Образовательная область- интеграция образовательных областей: ХЭР и ПР. Материал и оборудование: Задачи: 
Обучающие:
 Формировать умениеь печатать штампами.  познакомить с историей возникновения набойки.   Развивающие:  Уточнить знания детей о характерных особенностях дымковской игрушки.  развивать чувство композиции, ритма и колорита.  развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию.  развивать наблюдательность и внимание.  Воспитывающие:  воспитать аккуратность и терпение.  воспитать умение работать в коллективе.
Ход образовательной ситуации:
1.Введение в ситуацию.

Дидактическая задача:
мотивировать детей на включение в творческую деятельность - Здравствуйте, ребята! Открывается дверь и заходят девочки другой группы с воспитателем. -Ирина Ивановна, мы к вам с просьбой. 1 девочка- У нас скоро выступление. 2 девочка- Мы дымковские барышни и нам для выступления нужны дымковские платочки, а они у нас белые. 1девочка- Нам с белыми никак нельзя. Очень вас просим помогите нам! - Попытаемся вам помочь. Девочки передают педагогу платочки из белой ткани и уходят. -И что же мне делать? Ребята, как можно белые платочки превратить в дымковские ( расписать, нарисовать…) -Как много платочков… Боюсь, что одной мне не справиться. Хотите вместе со мной помочь нашим артистам? (Да) Сможете? (Сможем)
2.Актуализация

Дид.задачи:Актуализировать знания детей о характерных особенностях

дымковской игрушки.

Закрепить умения детей выделять дымковские игрушки из игрушек

других народных промыслов.
-для начала нам надо вспомнить как выглядит дымковская игрушка. (Выбрать картинки, игрушки) Дид.игра «
А как вы догадались, что это дымковская игрушка? (глиняная, белый фон) Давайте опишем игрушку и элементы росписи. Какие они? (Красивые, яркие, цватные). - какие цвета используются художниками в дымковской росписи (бклый, зеленый и т.д.). -А вот платочки, которые принесли нам девочки отличаются от дымковских . Чем? (не цветные, просто белые, не красивые…) -Как белые платочки превратить в дымковские? (их надо расписать). - Кто мне скажет, какие художники расписывают ткань? (художники по тканям)
3.Затруднение.

Дидактические задачи: Формировать опыт под руководством педагога

фиксации затруднения и понимания его причины.
Замечательно. Присаживайтесь на свои рабочие места. Можете приступить к работе. Дети рассматривают белые платочки, изобразительный материал, но не находят инструментов. (Дети затрудняются выполнить задание. -Мы не можем раскрасить платочки т.к. нет кисточек). -Действительно. Кисточек у меня сегодня нет. Я их отдала малышам. Как же нам быть? Можно чем-то заменить кисти? Что надо сделать, если чего –то не знаешь? (предлагают свои варианты…) -Посмотрите какие интересные вещи у меня есть. (Штампы) Для чего они нужны? (штамповать, рисовать и помощью штампов)
4.Открытие нового знания

Дидактические задачи:
 познакомить с историей возникновения набойки;  познакомить с приёмами построения орнаментов;  научить подготавливать ткань к печатанию;
 формировать умениеь печатать штампами. -Совершенно верно. Эти предметы называются штампы. Сегодня я вам расскажу об удивительной технике и называется она набойка. От слова «набивать»-это значит делать узор штампом. НАБОЙКА - — набивка — вид декоративно-прикладного искусства. Печатание вручную на ткани узора при помощи рельефных форм. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань. Давайте посмотрим какие красивые вещи можно создать при помощи этих штампиков. (показ образцов набойки) 2.Особенно широко искусство набойки было развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. 3.Из всех видов узорных тканей набойка – самая простая. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане. 4.Существовали два основных типа набивных тканей: белоземельные – с рисунком по белому фону, и кубовые – с рисунком по фону синему. 5.И в том и в другом случае узор на ткань наносили вручную, при помощи специальных резных досок – «манер». Их изготовляли из цельного куска твердой древесины (березы, клена, груши). Рисунок на манерах вырезался и был рельефным. 6.Если необходимо было нанести на ткань многоцветный рисунок, то пользовались несколькими досками. Для каждой краски готовилась отдельная доска, на которой вырезался не весь узор, а лишь его фрагменты, соответствующие данному цвету. Манеры накладывались на холст одна за другой – сколько красок в узоре, столько и досок. Так получалась ткань с рисунком, окрашенным в несколько цветов.
Печатание природными материалами
Использование различных штампов для печатания можно считать современным продолжением традиционной техники набойки. Интересные работы получают, используя штампы из природных материалов. 1. Печатание цветной капустой. Оттиск, полученный от продольного среза соцветия цветной капусты, напоминает дерево, а на поперечном срезе виден ажурный узор, похожий на кружева. 2. Печатание картофелем и морковью. Из картофеля и моркови можно получить простые узоры: круги, квадраты, ромбы и т.д.
3. Печатание чесноком. Отпечаток, полученный головкой чеснока, разрезанной поперёк, похож на цветок. 4. Печатание листьями. Листья растений – самые простые и разнообразные штампы. Для печатания на ткани лучше использовать листья с хорошо выраженными прожилками. Дети выполняют задание. Пробуют работать со штампами на бумаге. Проба. Уточнить порядок работы со штампами по созданию композиции.
Включения новых знаний в систему знаний.

Дидактические задачи:

Мотивировать детей использовать полученные знания в разных видах

детской деятельности ( например: с/р игра Семья»- украшаем скатерти

для праздника, подарок маме, и.т.д.)
Мне очень понравилось как вы научились использовать штампы и сейчас мы с вами поработаем художниками по ткани и попробуем создать авторские платочки для дымковских барынь. Дети работают в технике «набойка» на ткани. Готовые работы размещаем на стенде. Любуемся.
Осмысление.

Дидактические задачи:

Создание ситуации успеха, закрепление знаний о полученной технике.
Заходит девочка -Ирина Ивановна, а наши платочки ещё не готовы? -Посмотрите какие платочки сделали наши ребята для вас. -Мне очень нравятся. Какие они красивые! Настоящие дымковские платочки! Пойду обрадую наших артистов. -Приятно когда хвалят. А за что вы себя можете похвалить. Дети- -Что вы сегодня узнали нового? -Что получилось лучше всего?
Где вам пригодятся полученные знания? (дети - салфетка в подарок, сумочку для куклы…. Скатерть…) - Здравствуйте, ребята! Открывается дверь и заходят девочки другой группы с воспитателем. -Ирина Ивановна, мы к вам с просьбой. 1 девочка- У нас скоро выступление. 2 девочка- Мы дымковские барышни и нам для выступления нужны дымковские платочки, а они у нас белые. 1девочка- Нам с белыми никак нельзя. Очень вас просим помогите нам! - Попытаемся вам помочь. Заходит девочка -Ирина Ивановна, а наши платочки ещё не готовы? -Посмотрите какие платочки сделали наши ребята для вас. -Мне очень нравятся. Какие они красивые! Настоящие дымковские платочки! Пойду обрадую наших артистов.