"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с шедеврами мировой художественной культуры средствами информационно-коммуникационных технологий".

Автор: Глоденко Ирина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: Материалы аттестации на высшую квалификационную категорию
Тема: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с шедеврами мировой художественной культуры средствами информационно-коммуникационных технологий".
Дата публикации: 24.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №24 » г. Орла.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с шедеврами

мировой художественной культуры средствами информационно-

коммуникационных технологий.
(Материалы аттестации на высшую квалификационную категорию) Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности Глоденко Ирина Ивановна

1

Содержание.
Введение ……………………………………………………………………………..3 стр. ГЛАВА 1. Теоретические основы ознакомления дошкольников с мировой художественной культурой. 1.1. Понятие МХК ………………………………………………………… 8 стр. 1.2. Значение мировой художественной культуры в развитии ребенка- дошкольника…………………………………………………………... 10 стр. 1.3. Роль ИКТ в процессе ознакомления дошкольников с произведениями мировой художественной культурой.…………………………………………. 13 стр. ГЛАВА 2. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе по изобразительной деятельности. 2.1. Использование мультимедийных презентаций в процессе ознакомления дошкольников с шедеврами мировой художественной культуры …… 16 стр. 2.3. Описание практической работы с детьми.………………….. 21 стр. Заключение………………………………………………………… 28 стр. Библиография ……………………………………………………... 29 стр. Приложение ……………………………………………………….. 31 стр 2

Введение.


Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем подрастающих поколений. Формирование эстетической культуры и художественно-эстетическое воспитание является одним из показателей развития цивилизации. Общество только тогда можно назвать цивилизованным, когда в ходе современного практицизма и техницизма оно сохраняет и обогащает культурное наследие своего народа и всего мира, развивает творческий потенциал подрастающих поколений. Именно поэтому проблема формирования эстетической культуры в настоящий момент приобретает высокую социальную значимость: важным условием духовной жизни человека выступает способность воспринимать и чувствовать прекрасное в окружающей его действительности, выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и даровании в области изобразительного искусства. В процессе развития личности человека очень важен период дошкольного детства, так как именно в это время детское восприятие как «губка» впитывает в себя все новое, ребенок начинает осмысливать и осознавать то, что он видит, слышит и чувствует, то есть начинает ориентироваться в окружающем его предметно-пространственном и социокультурном мир. И чем шире этот мир, тем больше у дошкольника проявляется желание познать его. Одним из способов познания мира является введение дошкольников в мировое культурное пространство в процессе ознакомления с произведениями мировой художественной культуры, которые отражая действительность в художественных образах, помогают острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащают мир ребенка переживаниями. Данная проблема волнует умы многих педагогов. В отечественной педагогике и психологии исследованием вопроса приобщения дошкольников к культуре разных стран занимались Н.Б. Кутьина, разработала методы и этапы ознакомления детей с 3
различными видами искусств. Т.Н. Панкратова, Т.В. Чувалова разработали содержание и методику проведения музейных занятий. И.Ф. Мулько разработала основные содержательные линии нравственного, патриотического и умственного воспитания детей, способствующие развитию представлений детей об основах социального и правового сознания, месте человека в истории, культуре, роли в техническом прогрессе. Л.В. Кокуева создала систему работы по приобщению детей к истокам народной культуры. Т.Н. Карачунская, исследовала процесс интеграции музейной педагогики, изобразительной деятельности и других видов детской деятельности. В современных образовательных программах для дошкольных учреждений разделы по эстетическому развитию охватывают различные виды искусства в их взаимодействии и интеграции. В результате ознакомления с искусством, дети получают искусствоведческие знания и представления о средствах выразительности всех видов искусств, в достаточной мере осваивают терминологию, знакомятся с творениями и их авторами. Они учатся анализировать содержание произведения и средства его выразительности, передавать в движении образ и настроение музыки, характер героев – у дошкольников появляется целостное представление об искусстве. Именно в таком сочетании оно приобретает особенную значимость, приобщая дошкольников к мировой художественной культуре, пробуждая творческую активность и художественное мышление, выявляя способности самовыражения через различные формы творчества тем самым, способствует обогащению и формированию духовного мира ребенка. Как показать ребенку все богатство мировой художественной культуры и с детства научить его видеть прекрасное? В этом стремлении педагогу помогут информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладающие на сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе, позволяющими модернизировать и повысить его эффективность. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые перспективы для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Активное 4
внедрение ИКТ открывает простор для дошкольников в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Применение ИКТ возможно в различной деятельности независимо от темы, формы проведения и их содержания, а так же в разных возрастных группах. С помощью информационных технологий педагог может показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в любом уголке земного шара, познакомить с культурным художественным наследием не только своей страны, но и народов мира. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает педагогу дать наиболее близкое представление об изучаемой теме. Благодаря своим инструментам, ИКТ не только являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности образовательной деятельности, но и позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес. Данный аспект стал отправной точкой нашей работы,
проблемой
которой выступает ознакомление детей старшего дошкольного возраста с шедеврами мировой художественной культуры средствами информационно-коммуникационных технологий. Решение проблемы стало
целью
исследования.
Объект работы –
организация образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с МХК средствами информационно- коммуникационных технологий.
Предмет работы –
процесс ознакомления детей дошкольного возраста с шедеврами мировой художественной культуры. 5
В основу работы положена
гипотеза
, согласно которой информационно - коммуникационные технологии могут рассматриваться как средство ознакомления дошкольников с мировой художественной культурой, если  создана предметная информационно-коммуникационная среда;  имеется достаточная база электронных образовательных ресурсов (ЭОР)  при подборе материала учитывается доступность содержания для детского восприятия;  педагог обладает необходимой ик-компетентностью;  в образовательной деятельности используется метод интеграции; В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью работы были поставлены следующие
задачи:
1. Проанализировать искусствоведческую и педагогическую литературу по проблеме. 2. Составить план образовательной деятельности по ознакомлению с мировой художественной культурой. 3. Создать архив электронных образовательных ресурсов в соответствии с планом. 4. Внедрить информационно-коммуникационные технологии в образовательную деятельность с детьми. Согласно поставленным задачам выделили следующие
методы
работы:  анализ искусствоведческий и педагогический литературы;  сбор электронных образовательных ресурсов по МХК;  разработать образовательную деятельность по ознакомлению детей с МХК с мультимедийным сопровождением;  интервьюирование;  беседа;  интеграция. В процессе работы придерживались основных
принципов:
 присвоения ребенком культурного опыта с помощью взрослого; 6
 учета возрастных особенностей;  использование структуры деятельности;  включенности в жизненные циклы в соответствии с сезонными явлениями;
Практическая значимость
нашей работы заключается в том, что её материалы помогут педагогам-практикам систематизировать и организовать работу по ознакомлению дошкольников с мировой художественной культурой на высоком уровне. Основные направления работы обсуждались на заседании педагогического совета в ДОУ и были рекомендованы для практического использования в работе воспитателей и специалистов. 7

1. Теоретические основы формирования у старших дошкольников знаний о

мировой художественной культуре.

1.1. Понятие МХК
Мировая художественная культура является творческой деятельностью человечества на всем протяжении его существования. Предметом художественной культуры является то, что люди разных народов считали красивым, как они воплощали свои понятия о красоте в самых разных областях жизни и, главное, почему они считали именно это красивым. Мировая художественная культура появилась потому, что все народы мира создали мировую культуру - это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ говорит с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры, языком тех шедевров изобразительного искусства, который был и будет понятен людям во все времена. Но эти языки понятны лишь тем, кто научится их понимать. Мировая художественная культура берет свое начало задолго до того, как началась история нашего российского народа, наша культура и складывается из художественных культур Древнего Египта, крупнейших стран Востока - Индии, Китая, Японии, искусств коренных народов Америки, стран Западной Европы и России с древнейших времен до начала XX в. Мировая художественная культура - это предмет, изучающий основы художественной культуры. Во всем, что создавали люди, было и то, что они черпали из живой и неживой природы, и то, чему они учились у предшествующих поколений, у культуры предков. Поэтому, наверное, один из переводов слова "культура" - "почитание" - почитание опыта прошлых поколений, их наследия, почитание старших, тех, кто больше знает, кто больше умеет, кто больше может сделать сам. Память веков и тысячелетий присутствует во всем, что нас окружает в нас самих, в наших играх, в орудиях труда. 8
Даже с памятью о первобытности мы встречаемся на каждом шагу. Считаем мы десятками, потому что наш далёкий предок использовал собственные пальцы в качестве счётного прибора. Говорим на языках, корни которых уходят в седую древность каменного века. Украшаем одежду, посуду и жилище древними магическими знаками, со временем превратившимися в простые узоры. Художественная культура имеет одно замечательное отличие от других областей культуры, например, науки и техники. Людям не придется сегодня строить здания, как их строили в Древнем Египте, или проводить водопровод, как его проводили в Древнем Риме, но скульптуры, памятники архитектуры этих древних стран до сих пор пленяют нас своей красотой, своим совершенством. 9



1.2. Значение МХК в развитии ребенка-дошкольника.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Мировая художественная культура - это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у дошкольников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского восприятия. Чем художественнее, реалистичнее изображена наша действительность, тем более она доступна для восприятия и доставляет подлинное эстетическое переживание. Изобразительное искусство обогащает детей впечатлениями, способствует развитию органов чувств, мышления и воображения, делает наблюдение более целенаправленными и глубокими, а жизнь более интересной, содержательной, красивой. Сила воздействия шедевров изобразительного искусства на ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда мировой опыт, заложенный в искусстве, соприкасается с опытом ребенка. Педагог, работающий с ребенком, должен досконально знать художественное произведение, его смысл, философию, текст и контекст, в котором оно создавалось, а не просто называть обобщенно-эмоциональную характеристику, должен иметь представление о том, насколько ребенок может воспринять художественное произведение в соответствии с его сегодняшним жизненным опытом. В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы мирового искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, 10
иллюстрации в книгах, формирует основы эстетической культуры детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально- творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни. Чрезвычайно важную роль в развитии ребенка играет и такое направление изобразительного искусства, как скульптура. Скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Она обладает не только сюжетом, формой и цветом, но также объемом и глубиной. Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Помимо развития мелкой моторики и пространственного мышления, навыков создания формы и построения композиции, в образовательной деятельности по знакомству с МХК дети получают интересные сведения об этом виде изобразительного искусства, знакомятся с различными скульптурными произведениями, узнают, чем отличаются разные виды рельефа, какие приемы используются для изготовления разных типов скульптурных изображений. Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы античной и современной архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах 11
художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности. На протяжении всего дошкольного детства происходит приобщение детей к культурному наследию нашей Родины. Одним из действенных средств приобщения ребенка к культурному наследию является ознакомление с народными промыслами. Яркие, расписные игрушки привлекают ребенка своей простотой и красочностью. Знакомство детей с народным творчеством начинается с раннего возраста. Детям дают представление об истории того или иного промысла, рассказывают из какого материала, с помощью каких инструментов изготовляются, как их расписывают и используют в жизни. Таким образом, у детей формируется не только представление о многообразии народных промыслов, но также складывается культурно- исторические представления о Родине, прививается любовь к народному творчеству и к труду людей. Таким образом, мировая художественная культура (живопись, скульптура, архитектура, народное творчество) воссоздает все богатство и многообразие мира, а ее средства передают реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом, раскрывая перед детьми прекрасное и закладывая необходимый фундамент для развития творческой личности. 12

1.3 Роль ИКТ В процессе ознакомления детей дошкольного возраста с

произведениями мировой художественной культуры.
Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Особенно это актуально при ознакомлении детей с изобразительным искусством. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте с накопления опыта. С помощью ИКТ стало возможным знакомиться с различными видами искусства, учиться рисовать, получать первые знания об окружающем мире…. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников заключается в использовании компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей и эстетической культуры ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога. Как же ИКТ могут помочь современному педагогу в работе? 1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми. 2. Подбор дополнительного познавательного материала. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. 4. Оформление групповой документации, отчётов. 5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения мастер-классов для родителей и педагогов, общих родительских собраний. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени. Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это прежде всего: • преобразование предметно-развивающей среды, • создание новых средств для развития детей, 13
• использование новой наглядности. В работе с дошкольниками можно выделить следующие доступные направления использования ИКТ: 1. создание презентаций; 2. использование готовых обучающих программ; 3. разработка и использование собственных авторских программ. В результате работы по внедрению информационных технологий можно отметить преимущества перед традиционными средствами обучения: 1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее; 2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей; 3. Обеспечивает нагляд ность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная; 4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, семь чудес света, мастерские по росписи народной игрушки, знаменитые музее мира. ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности: 1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов, создавая проблемную ситуацию; 2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.) 3. Как информационно-обучающее пособие 4. Для контроля усвоения материала детьми (викторины, игры). 14
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить, что использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. При планировании деятельности нужно учитывать условия и требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно- воспитательном процессе и не допустить следующие ошибки:  несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил,  неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности,  перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками,  несоответствие возрасту детей. Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». Таким образом, можно сделать следующие выводы:  использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.  компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций. 15
 рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.  необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка . 16

II. Использование информационно – коммуникационных технологий в

образовательном процессе по изобразительной деятельности детей

дошкольного возраста.

2.1.Использование мультимедийных презентаций в процессе приобщения

дошкольников к мировой художественной культуре.
Современность характеризуется глобальной информатизацией всех сфер жизни и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров в современном обществе. Наши дети не остались в стороне от этого процесса – развитие информационных компьютерных технологий наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Но как сделать так, чтобы дети воспринимали компьютер не только как игрушку, а в первую очередь, как средство получения информации и познания мира? Чтобы в ходе современного практицизма и техницизма развить и сохранить творческий потенциал подрастающих поколений. Важным условием духовной жизни человека выступает способность воспринимать и чувствовать прекрасное в окружающей его действительности, выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и даровании в области искусства. Известно, что именно в дошкольный период у детей начинает накапливаться жизненный опыт, благодаря любознательности и неисчерпаемому интересу ко всем предметам и явлениям действительности. Ребенок начинает осмысливать и осознавать то, что он видит, слышит и чувствует, то есть начинает ориентироваться в окружающем его предметно-пространственном и социокультурном мире. И чем шире этот мир, тем больше у дошкольника проявляется желание познать его. Одним из способов познания мира является приобщение дошкольников к ценностям мировой художественной культуры. И вот здесь педагогу на помощь приходят информационные технологии. 17
Использование мультимедиаресурсов позволяет нам перенестись в любой уголок мира, познакомиться с Древней культурой и культурой других народов, шедеврами архитектуры и изобразительного искусства. Одной из особенностей мультимедиа является гармоничное сочетание дизайна, объемов графической и текстовой информации, структура и навигация, звук, анимация и видеоролики, интерактивные формы. Применение видеопрезентаций в образовательной работе помогает сделать процесс обучения наиболее интересным и продуктивным, так как способ получения информации детьми наиболее им близок. Все прекрасно знают, что хорошо усваивается материал, вызвавший у ребенка эмоциональный отклик. Занимательность, движение, мультипликация, звук – надолго привлекают внимание детей. Они получают позитивный эмоциональный и познавательный заряд, пробуждающий у них желание не только рассмотреть, обсудить, вернуться к материалу вновь, но и играть, действовать, воплощать увиденное в продуктивной деятельности. Презентации, это не только прекрасное наглядное пособие и демонстрационный материал, способствующие хорошей результативности восприятия, развития памяти, ассоциативного мышления, но и при условии включения в содержание дидактической игры становятся действенным средством развития логического мышления, закрепления обучающего материала, и что самое главное – наличие игрового действия. Раньше на занятиях использовался наглядный материал: репродукции, иллюстрации, фотографии, образцы народного творчества, но как рассказать о знаменитых музеях, которые находятся за тысячи километров, о людях, которые создают шедевры в различных уголках земного шара и нашей необъятной Родины и сейчас, благодаря информационным технологиям, это стало возможным. И именно здесь как нельзя лучше подойдут презентации, которые обеспечивают «доступ к недоступному». Мультимедийные презентации могут сделать куда более интересным образовательный процесс по ознакомлению дошкольников с мировой 18
художественной культурой и искусствоведению. Особенности такой образовательной деятельности заключается в большом количестве фактического материала. Например, презентации к занятию «Матрешки», «Дымковская ярмарка», «Кони-птицы» (Городец) по ознакомлению с народными промыслами, дали детям возможность увидеть место, где рождаются замечательные игрушки, побывать на виртуальной экскурсии и посетить мастерские, увидеть мастеров за работой, подборку элементов росписи дымковской игрушки, матрёшки. При этом очень многое зависит от подачи материала, поэтому, активно используются загадки, стихи, интерактивные игры. Целесообразно использовать презентации в циклах: «Временя года в картинах», «Знакомство с творчеством художника», «В мастерской художника», «Природа в картинах орловских художников». Здесь можно использовать еще одно преимущество мультимедийных презентаций — прослушивать фрагменты музыкальных произведений в сочетании с видеоматериалами. Благодаря звуковым эффектам, видеоматериалам некоторые сложные связи, процессы или явления можно сделать наглядными и понятными для ребёнка. При ознакомлении детей с произведениями изобразительного искусства и с творчеством художников, при знакомстве с памятниками архитектуры особенно рационально использование большого экрана. Глядя на экран и слушая педагога или голос за кадром, у детей работает, как слуховая, так и зрительная память, что повышает качество воспринимаемой информации. Большой формат дает возможность хорошо рассмотреть картины, объединить их в группы, произвести возврат к определенной картине и обсудит ее. Такая презентация может заканчиваться игрой «Что лишнее?» на закрепление знаний о жанрах изобразительного искусства. Игра «Случай в музее» поможет уточнить знания о художниках и их произведениях, «Художественная викторина» даст представление педагогу о знаниях детей в области изобразительного искусства. Как бы не была интересна презентация, но не следует забывать о здоровье дошкольников, поэтому в презентацию обязательно включаются «гимнастика для глаз» и физкультминутка. 19
Особенно ценным в деятельности педагога является умение не просто передавать найденную информацию, а уметь преобразовывать её, в соответствие с возрастной категорией детей. В процессе создания презентаций учитываются принципы научности, доступности, наглядности. Использование мультимедиаресурсов позволяет педагогу не только сократить время передачи информации дошкольникам, но и повысить уровень ее понимания. Нельзя забывать, что накопление зрительных образов, развитие ассоциативного мышления не может не отразиться на творческой продуктивной деятельности. В работах детей появляется разнообразие, значительно расширился не только диапазон знаний по различным видам изобразительного искусства, но и выбираемых ними средств выразительности, действий и способов, которыми они могут воспользоваться при реализации своих замыслов. Повысился уровень исполнительского мастерства путем развития специальных способностей по всем направлениям, дети стали более самостоятельными в выборе изобразительного материала, проявляют желание экспериментировать в различных техниках и преуспевают в этом. Появился устойчивый интерес и эмоциональная отзывчивость на прекрасное. Мы считаем, что применение ИКТ на занятиях позволяет давать материал в привлекательной для ребёнка форме, что способствует повышению познавательной активности, мотивации на самостоятельную или совместную с родителями деятельность вне детского сада. 20

2.2.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с шедеврами

мировой художественной культуры средствами информационно-

коммуникационных технологий. (опыт работы)
В наше время роль искусства возрастает. Искусство учит ценить прекрасное, учит душевности. Люди разных времён и народов всегда стремились к прекрасному - это давало толчок к развитию искусства, которое знакомит нас с жизнью в разные эпохи, заставляет нас задуматься, как мы живём, как поступаем. В непосредственно образовательной деятельности мы знакомимся с искусствами, созданными разными народами за многовековую историю. Вместе с детьми мы не только любуемся, но и пытаемся понять глубокое содержание, приобщаемся к размышлениям наших предков о тех нравственных ценностях, которые нам остались в наследство. Эта преемственность и составляет неразрывную связь поколений. Память прошлого, его не проходящие ценности помогают лучше понять сегодняшнюю жизнь. Ведь искусство – это память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает детей соучастниками событий давно минувших дней и современности. Дети дошкольного возраста ещё не подготовлены к восприятию сложного мира искусства, знакомству с историей его возникновения. Задача взрослого помочь ему в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. При ознакомлении с произведениями мировой культуры создавалась особая творческая, радостная атмосфера душевного контакта между педагогом и детьми. Работа по ознакомлению дошкольников с мировым наследием и формированию эстетической культуры была начата нами с обследования знаний детей. 21
Результаты обследования показали низкий уровень сформированности у детей умения эстетически воспринимать произведение искусства, неумение выразить словами свое отношение к объекту. Так же нами была отмечена скудность тематики сюжетного и предметного рисования, но вместе с тем был отмечен живой интерес, который дети проявляли к жанровой живописи, к предметам искусства древности, проявляли особый интерес шедеврам мировой культуты, с удовольствием рассматривали не только репродукции, но и портреты художников, с легкостью запоминали их имена, фамилии и названия их работ. Обследование способствовало выявлению затруднений, которые возникали у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности и позволило нам правильно определить способы и характер дальнейшей педагогической деятельности. Для этого в работе использовались такие методы, как: - беседы об истории искусства с использованием презентаций; - создание игровой ситуации и интер-активные игры; - практическое манипулирование с предметами; - использование ассоциативных связей; - самостоятельная поисковая (исследовательская) деятельность детей. Одной из основных задач являлась создание у детей целостного представления об окружающем мире в процессе виртуального общения с шедеврами мировой культуры и изобразительного искусства, с историческими памятниками древности. Решение этой задачи предполагало установление взаимосвязей между различными явлениями истории и культуры, понимания их значения для мировой цивилизации и каждого человека в отдельности. Здесь возникла очень большая сложность – проблема отбора и последовательности тех исторических фактов, которые и должны воссоздать в сознании ребёнка целостный процесс возникновения, становления и развития окружающей действительности. И вот здесь, очень своевременно, мы применили в работе информационные- коммуникационные технологии, которые способствовали возникновению единой, гармоничной картины. Взрослый становился «проводником» в мир искусства, в мир обыкновенных и необыкновенных вещей, сказок, легенд, мифов, преданий, музыки, исторических 22
вещей. С помощью искусства происходило «погружение» ребёнка в историческое прошлое не только стран, но и всего человечества. Беседы об истории искусства с использованием презентаций (отдельных клипов или слайдов) сопровождались творческими заданиями.

Благодаря возможности использования мультимедийных презентаций дети увидели, что изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображения животных и сцены охоты, первые скульптуры, вырезанные из камня и из кости. Так, например, после виртуального путешествия (Презентация: «Первые хкдожники») в прошлое ребята узнали, чем и на чем рисовали древние люди, что они изображали. Все свои представления и впечатления ребята отразили в своих рисунках, где присутствовали и сцены быта и охоты первобытных людей, изготовили «послания для потомков» в виде схематичного рисунка современной действительности. Содержание бесед мы старались строить таким образом, чтобы оно помогло ребёнку создать в своём воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить открытие, ощутить себя наследником этого богатства. Затрагиваемые проблемы достаточно сложны для понимания дошкольниками, однако игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес ребёнка. Мы постарались отобрать те явления искусства, которые должны присутствовать в жизни каждого человека и открывать ему путь в мир прекрасного. Образовательная деятельность проводится в разнообразных формах в зависимости от конкретной темы. Это и воображаемые путешествия и виртуальные экскурсии, размышления, игры. Очень интересным оказалось занятие, где сначала детям было предложено пофантазировать, что можно назвать «чудом света» и рассказать как они себе его представляют и только после этого мы посмотрели презентацию «Семь чудес света». Практически все дошкольники узнали египетские пирамиды и очень этому радовались. Интерес к окружающему миру ( к культуре, искусству) пробуждается у детей ещё в раннем возрасте. Постепенно интерес 23
возрастает, и дети начинают задавать вопросы: «Кто был первым художником?», «Почему люди рисуют?» Главное, чтобы этот огонёк любопытства не угас. Поэтому недопустимо давать однозначные ответы на вопросы детей, а совместно с детьми искать пути их решения. Главное не отбить у ребёнка интерес к искусству с самого раннего детства. Ведущим методом в работе с детьми, конечно, является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает соответственный опыт. В процессе работы используются интер-активные игры: «Натюрморт кота Леопольда», «Жанры изобразительного искусства», « Что перепутал художник», «Жанры живописи», «Три главных цвета», которые ещё более развиваются память, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь ребёнка. Всю историю искусства я постаралась разделить на отдельные разделы (периоды), оставившие наиболее яркое наследие. Один из разделов раскрывает перед ребёнком мир родной культуры. Этот тематический цикл называется «Путешествие к нашим предкам». Темы, включенные в этот раздел, знакомят детей с бытом наших предков, их праздниками и традициями (презентация «Жилища наших предков», «Печь-матушка» в рамках проекта Печь-матушка.) Особое внимание уделяется народному творчеству. Такие презентации как «Гжель», «В гостях у мастеров», «Матрешка» вошли в раздел «В гостях у мастеров» дали возможность увидеть все многообразие предметов народного творчества, побывать на виртуальной экскурсии в мастерские по изготовлению игрушек и предметов быта, узнать, что первая древняя кукла появилась в Японии и была завезена в Россию - матрешка. Знакомясь с искусством древних людей, древнего Китая, древней Греции, старой Руси, детям прививается уважение и интерес к разнообразным культурам. Воображаемое «колесо истории» помогает детям побывать и в гостях у древнего человека, и в Средневековье и во многих других интересных местах. Такая форма образовательной деятельности помогает ребёнку понять вклад различных цивилизаций в развитие мировой художественной культуры. Под впечатление увиденного дошкольники с удовольствием стали изображать не человека-паука, а 24
Средневековые замки, рыцарей. Начиная путешествие с ребёнком в историю искусства, не нужно предлагать им запоминать даты или какие-то события. Я просто стараюсь привить малышу интерес к искусству, к его истории. Дети узнали о том, что, не выходя из здания детского сада можно «встретиться с посланниками разных времён, в виде всевозможных предметов: из древнего Египта – керамическая ваза, из Средневековья – вазы из цветного стекла, из древнего Китая – роспись на ткани – батик. Раздел «Экскурсия в музей» призван решать такую задачу как постижение ребёнком основ живописи, что в дальнейшем поможет ребёнку хоть чуть-чуть ориентироваться в мире искусства. Вводить детей в большой мир искусства следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «вхождения» и особенно важно определить этапы этого пути: - от простого сложного - от конкретного к общему А когда ребёнок приобретает интерес к живописи, дальнейшие образовательная деятельность строятся на основе хронологии и жанров живописи. Язык живописи наиболее доступен детям. Во всех возрастных группах и через все виды изобразительной деятельности проходила работа по «Цветоведению». Такая необходимость продиктована была тем, что работа с красками и цветом имеет специфичный характер, свои особенности, свои цели и задачи. Цель такой работы заключалась в том, чтобы познакомить и практически «вооружить» детей знаниями и навыками работы акварельными красками, освоить акварельные техники, научить использовать свойства цвета для воплощения замысла. На таких занятиях мы использовали дидактические игры, которые помогали детям не только усвоить приемы смешивания, но и способствовали развитию цветовой зоркости: «Три главных цвета», «Собери свою радугу», «Разноцветные клоуны», «В музее природы», «Подбери палитру» (уточнение жанров изобразительного искусства ), «Цветовые пятна» (ассоциативное восприятие пятна). Очень эффективно нами использовалась презентация «Разноцветная весна», где дети познакомились с «глухим» и «звонким» цветом, 25
научились находить их в произведениях И.Левитана, А.Саврасова, тем самым закрепляя знания о жанре произведения и его авторе. Нами создавались широкие возможности для ознакомления дошкольников с мировой художественной культурой, для формирования эстетической культуры и творческого самовыражения детей. Контрольное обследование детей, после проведенной работы, обнаружило устойчивую тенденцию к повышению уровня восприятия произведений изобразительного искусства. Нами было отмечено, что у большинства воспитанников расширился диапазон воспринимаемых художественно- выразительных средств изобразительного искусства, появилась, достаточно развернутая, интерпретация образов, высказывания детей стали более самостоятельными, речь обогатилась эпитетами, сравнениями и специальными терминами. Значительно повысился уровень знаний в области различных видов изобразительного искусства. Дети определяли жанры, авторов произведений, могли сопоставить произведения разных видов искусств по характеру, настроению и средствам их выразительности. У детей сформировались более углубленные знания об изобразительной деятельности и появилось целостное представление об искусстве в общем. Важным достижением работы являются положительные изменения в показателях творческих проявлений детей во всех видах изобразительной деятельности. Характеризуя особенности детских работ, необходимо отметить, что их стало отличать более богатое содержание и разнообразие используемых выразительно-изобразительных средств и целесообразное сочетание изобразительного материала и способов изображения. Важным условием в приобщении к мировой художественной культуре, формировании эстетической культуры и художественно-эстетического воспитания и развития детей являлось сотрудничество с родителями наших воспитанников. Модель сотрудничества с семьей понималась как процесс межличностного общения, результатом которого явилось формирования у родителей осознанного отношения к 26
собственным взглядам и установкам в формировании эстетической культуры ребенка. Оказывали помощь семье в виде педагогического просвещения (мастер- класс с использованием презентации, отчет-презентация о деятельности и успехах детей). С этой целью были проведены родительские собрания в форме семинаров- практикумов, круглого стола, конференций, творческих вечеров, вернисажей. Совместные мероприятия способствовали педагогическому просвещению и обогащению знаний родителей наших воспитанников о мировой художественной культуре в целом и изобразительном искусстве в частности. Таким образом, работа по ознакомлению детей с мировой художественной культурой, на наш взгляд, действенна и эффективна, а использование информационно-коммуникационных технологий позволят сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. 27

Заключение
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых файлов и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыло новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Внедрение полихудожественной формы воспитания, изучения предметов эстетического цикла, а так же модернизация технологий образовательной деятельности детей (внедрения информационно-коммуникационных технологий) - все это способствовало формированию мироведения на основе целостной, научно- художественной картины мира, позволило раскрыть творческие возможности и наклонности детей, их способности к эстетическому мировоззрению 28
Библиография 1. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» ЦТ «Учитель» Воронеж 2005; 2. Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники) Москва 2005; 3. Т.С.Комарова «Цвет в детском изобразительном творчестве» Москва 2002; 4. М.А.Васильева, Т.С.Комарова, В.В.Гербова «Народное искусство в воспитании дошкольников» Москва 2005; 5. Т.С.Комарова «Обучение дошкольников технике рисования» Москва,2005; 6. М.В.Трофимова «И учеба, и игра в изобразительном искусстве» Ярославль «Академия развития» 1997; 7. «Игры на координацию слова с движением»; 8. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» ЦТ «Учитель» Воронеж 2007; 9. Р.М.Чумичква «Дошкольникам о живописи» Москва «Просвещение» 1992; 10.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» (средняя группа) Карапуз-дидактика Творческий центр Сфера Москва 2007; 11.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа) Карапуз-дидактика Творческий центр Сфера Москва 2007; 12.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная группа) Карапуз-дидактика Творческий центр Сфера Москва 2007; 13.А.А.Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью» Москва,2006; 14.А.А.Грибовская «Ознакомление дошкольников с архитектурой» Москва,2006; 15.Г.И. Данилова Мировая художественная культура , учебное пособие – М. 2010 год. 16.О.И.Бочкарева «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию» (старшая группа) Корифей Волгоград 2008; 29
17.О.И.Бочкарева «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию» (подготовительная группа) Корифей Волгоград 2008; 18.Л.В.Кокуева «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» Москва 2005; 19.Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39 20.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с. 21.Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008 22.Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11 23.Степанова М.И., Правила безопасного общения с компьютером. – Дошкольное воспитание, 2010., №4., с.4-7 24.Ильина Т.В. История искусств, учебник – М., Издательский дом «Искусство», 2006 год 25.Хан- Магомедов, Памятники мирового искусства, учебное пособие, – М., Галард,1988 год 26.«Новые информационные технологии в дошкольном образовании2 / под ред. Ю.М.Горвица, М., 1988 27.Е.Я.Кривич «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006 28.Н.Королёва, С.Петрова «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 6 29.Е.Вренёва «Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 12 30. Т.Денисова «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2 30
31