"День Конституции"

Автор: Виноградова Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 г. о Балашиха
Населённый пункт: г. о. Балашиха
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "День Конституции"
Дата публикации: 24.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект классного часа

«Беседа о дне Конституции РФ»

Составила:

учитель 4 класса МБОУ СОШ № 9 г.о. Балашиха

Виноградова Н.А.

Ц

е л ь:
познакомить с основным законом - Конституцией России.
Задачи:
- дать представления о правах ребенка, - объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; - формировать представления о правах и обязанностях школьника Ход классного часа 1. Организация внимания. Сообщение темы классного часа Цветёт над тихой речкой яблоня. Сады, задумавшись, стоят. Какая Родина нарядная, Она сама как дивный сад! Играет речка перекатами, В ней рыба вся из серебра, Какая Родина богатая, Не сосчитать её добра! Бежит волна неторопливая, Простор полей ласкает глаз. Какая Родина счастливая, И это счастье всё для нас! В. Боков Наша Родина красива и прекрасна. 12 декабря все люди нашей огромной страны отмечают День Конституции. Давайте вспомним, как называется наша Родина. (Россия) Сегодня наше занятие посвящёно главному закону нашего государства. - Что же это такое - законы?(Сообщения учеников). У ч е н и к.
Законы
- это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята
12

декабря 1993 года
. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.
У ч и т е ль. Итак, Конституция (показывает брошюру) - основной закон, по которому мы с вами живем. - Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое - право? У ч е н и к .
Право
- это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе. Права ребенка надо знать, Не только знать, Но соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить. Давайте вспомним символы нашего государства. -
Слово «символ»
в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Учитель:
Какие символы вы знаете? - Государственный флаг означает единство страны. Выберите на слайде российский флаг. -Во все времена цвету придавали особое значение. Объясните, что обозначает каждый цвет на нашем флаге. (ответы учеников)
Игра «Доскажи слово»
Снежинки так прекрасны и легки, Как совершенны у ромашки лепестки, Как на доске строка, написанная мелом, Мы говорим сейчас о цвете… (белом) Спокойны и чисты рек русских воды Прозрачны и светлы как вечер зимний И благородны и просторны неба своды Художник их раскрасил в …(синий) Россия много войн пережила И наши деды умирали не напрасно И верность Родине их к славе привела Под Знаменем Победы ярко… (красном). -Определите на слайде герб России . Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях.
Слово «герб»
в переводе означает «наследство». В нём отражена история. - Что представляет собой Государственный герб России?
Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. - Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства. - На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет. Учитель: - Что вы можете рассказать о государственном гимне России? 1 ученик: - У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны. 2 ученик: -Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований. 3 ученик: -При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Звучит гимн России.

Давайте соберём слова, которые рассыпались.

Стиконутция (конституция), Вопра (право), накоз (закон), минг(гимн).
- Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации.(ответы) - А что значит слово «федерация»? - Федерация – это договор, союз.
В оп р о с ы учащимся:
1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.) 2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз под вергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».) 3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.) На доске 3 листа: 1.Право на бесплатное образование. 2.Право на свободный труд, защита от безработицы. 3.Право на неприкосновенность жилища.
У ч и т е ль. Давайте разберемся какие конституционные права были нарушены в сказке: «Приключения Буратино» 1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3
право на неприкосновенность жилища
.) 2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2
защита от безработицы
.) 3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким пра вом? (Ответ - № 1
на

бесплатное образование
.) В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосред ственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ». - Какие же права есть у вас, школьников? У ч е н и к. 1.
Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.
У ч и т е ль. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности. - Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)
Обязанности:
уважать взгляды, свободу других людей (взрос лых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы. 4. Блиц опрос 1. Что такое Конституция? 2. Где записаны права и обязанности граждан России ?(В основном законе России- Конституции.) 3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.) 4. Какие государственные символы России? Викторина. 1) Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество. 2) Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение. 3) Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица. 4) Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ. 5) Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот. 6) На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
7) Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция. 8) Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин. 9) Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент. 10) Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн. 11) Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб. 12) Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины. 13) Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы. 14) Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи. 15) Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. Ответ: Референдум. 16) Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России. 17) В 2000-м году начался новый век и новая ... Ответ: Эра. 1 - й у ч е н и к . Мы знаем о законе мало, Не больше всех иных, Мы знаем, делать нужно то, Что благо для других. 2 - й у ч е н и к . Человеку много нужно, Чтобы счастливо прожить! Нужен дождь и даже лужи, Нужно с кем-нибудь дружить. Нужен ветер, нужно море. 3 - й у ч е н и к .Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе И родные голоса. Невозможно без природы, Без синеющих небес. 4 - й у ч е н и к . Хорошо иметь свободу, Мир загадок и чудес. Чтобы жить на белом свете, Чтоб остался рядом друг, Надо главное заметить, Все почувствовать вокруг. Литература: 1. Мешкова С.С. «Конституция - основной закон государства»; 2. Никулина Н.В. Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы».