Напоминание

"Значение рисования для подготовки дошкольника к школе"

Автор: Авдеева Ольга Владимировна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МУДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Значение рисования для подготовки дошкольника к школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МОУ ДОД Детская школа искусств №1 г. Балашова. Авдеева Ольга Владимировна преподаватель художественного отделения. Тема: « Значение рисования для подготовки дошкольника к школе» Известно, что рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. В рисунке дети интуитивно отражают свой мир, осознают себя в нем. Очень важно развивать у детей интерес и желание заниматься рисованием. На занятиях рисованием дети учатся работать с разными видами художественных материалов (гуашь, акварель, восковые мелки и т. д.). Занятия рисованием развивает творческие способности, способствует развитию эстетического вкуса, образного мышления, концентрации внимания. На занятиях по рисованию у детей развивается речь, усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря. На занятиях рисованием у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев, дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуашь и другие возможности и особенности работы с ними. Рисование должно быть использованию для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления благоприятных чувств, которые возникают у них. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их как правильные или неправильные. Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Этот длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников. Рассматривая роль рисунка в решении задачи всестороннего развития ребенка – особенно важно определять возможность занятий рисованием в подготовке детей к школе. Такая продуктивная деятельность, как рисование, имеет неоценимое значение для всесторонней подготовки к школе.
Важное значение в осуществлении подготовки к школе имеет выработка психологической готовности к учению. Это воспитание желание учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься. Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения регулировать свое поведение, заключающееся в умении управлять своими желаниями, подчинить их интересам дела, отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставить себя заниматься, готовить домашнее задание. Все эти качества, формируются в процессе рисования. Рисунок – интереснейшая область художественного творчества. Он тот родник, из которого рождаются все виды изобразительного искусства. Чему же надо учить детей. Овладение различными материалами, в приобретении навыка обращения с ними. Например, давая детям в руки кисти и краски, необходимо объяснить и показать, как обращаться с кистью, как разводить и смешивать краски, как наносить их на бумагу и т. д. Широкий подход к рисованию, не только как к средству художественного воспитания, но и как средству подготовки к школе. На уроке рисования дети обучаются правильному владению кистью и красками. Если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, изображение затрудняется и ребенок лишается радости творчества. Неправильное пользование карандашом и кистью, вредным образом отражается на рисунке и письме на уроках в школе. Упражнения не на прорисовку геометрических форм, а на рисование элементов природы, подчеркивает необходимость развития наблюдательности и любви к природе. Однако важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и научить более сложному и пластичному умению свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Рисование прямых линий также связано с отработкой таких качеств, как плавность, неотрывность, так как линия может получиться прямой только в результате плавного движения. Развитие глазомера обеспечивает координацию зрительного двигательного контроля за движением. К моменту перехода в школу дети должны свободно владеть карандашом и кистью, регулировать свои движения при рисовании в отношении размаха,
темпа, силы нажима; в результате этого отрабатываются такие качества движений, плавность, равномерность, слитность. На уроке рисования, дети не только укрепляют руку, что в дальнейшем поможет при письме (ручкой) на уроке в школе. Дети становятся усидчивыми, внимательными, что также поможет им усваивать школьный материал. Детский рисунок можно назвать графической речью. Дети как правила рисуют не предмет, а обобщенные знания о нем. Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять поставленную задачу. Особенности рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значения имеет воспитания правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей. Аккуратность и тщательное выполнения работы зависит не только от дисциплины, но и от навыков пользования карандашом, кистью. Рисовальное искусство обладает многообразием техник. Работа различными карандашами, углем, сангиной, пастелью относится к «сухой» технике. Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок. К «мокрым» относятся рисунки кистью в технике гуаши, акварель. Давая детям для рисования угольный карандаш и сангину. Угольный карандаш мягче обычных цветных карандашей, позволяет получить более широкую линию, бархатистого черного цвета. Сангина – короткие палочки – карандаши, завернутые в бумажку. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получать линии разной ширины(утолщение ствола, тонкость веток), действовать с ними свободнее, чем с обычными цветными карандашами,
которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интересных штрихов. Угольный карандаш и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно слегка касаться бумаги, иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Дети хорошо усваивают способы работы угольным карандашом и сангиной, их рисунки становятся более интересными, выразительными. Сангина и угольный карандаш хорошо передают фактуру коры дерева. Сангина хорошо передает шершавую поверхность древесной коры. В ряде случаев можно добиться выразительности рисунка, сочетая гуашь и сангину или цветные восковые мелки. Использование в обучении рисованию детей различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка. Таким образом, навыки полученные на уроках рисования существенно влияют на уровень подготовки дошкольника к школе.