"Формирование и развитие музыкально-исполнительской одаренности школьников"

Автор: Малюгова Зоя Федоровна
Должность: педагог дополнительного образования по классу фортепиано
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 10"
Населённый пункт: город Железногорск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование и развитие музыкально-исполнительской одаренности школьников"
Дата публикации: 24.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 10»

Обобщение опыта работы по теме

«Формирование и развитие музыкально-исполнительской

одаренности школьников»
педагог дополнительного образования по классу фортепиано высшей квалификационной категории Малюгова З.Ф.

Формирование и развитие музыкально-исполнительской

одаренности школьников
Современные требования, которые предъявляются к педагогу и обучающимся, заставляют меня искать новые способы, методы пути обучения и развития учеников. Работая с обучающимися, с уверенностью могу сказать, что все они талантливы и способны (за небольшим исключением), но не каждый одарен исполнительскими умениями. Эта проблема всегда интересовала меня. Посещая мастер-классы, практические семинары, концерты Горностаевой В.В., Тимакина А.О., Перелыгиной Т.Н., Толстых Р.П. и др., всегда удивлялась и восхищалась, количеству выявленных детей с явно одаренными и развитыми задатками. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья». Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:  интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);  креативности;  настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). В понятие музыкальной одаренности входят как общие моменты, присущие многим видам человеческой деятельности, так и специальные, необходимые для занятий именно музыкальной деятельностью. Это - способность «омузыкаленного» восприятия и видения мира, когда все впечатления от окружающей действительности ребенок переживает в форме музыкальных образов т.е. обладает музыкальностью. Главный показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку: переживание музыки, как выражения, какого-то содержания, и чем больше ребенок слышит в звуках, тем более он музыкален. Занятия музыкой формируют у учащихся положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях, помогая учителю выявлять детей с потенциальными признаками одарённости. Музыкально одаренный ребенок - это ребенок, у которого время внутри течет быстрее, его восприятие жизни гораздо ярче, интереснее, увлекательнее. Он всегда активно включается в процесс работы, все схватывает «на лету», быстро выучивает программу, легко осваивает пианистические приемы, его отличает скоординированный «двигательный аппарат» («удобные руки», «чувство» инструмента). Такие дети намного опережают своих сверстников по уровню развития, по объему приобретаемых знаний, умений, навыков, по темпу обучения. Они, как правило, с желанием работают, выступают на публике, целеустремленные - артисты по природе. Игра на инструменте - это их способ самовыражения. Но одновременно с исключительной успешностью в учебе они могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала, требующие особого подхода и особой системы обучения.
Установлено, что школьники, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а жизнь многократно подтверждает наличие у одаренных музыкантов незаурядных способностей вообще. Они успевают везде. Но *такая успеваемость* до поры, до времени. Первые два - три года очень благодатны в этом отношении, а вот самый трудный период - это 4-5 классы, когда высокого уровня еще нет, но трудиться надо уже много. Тут бывают переломные моменты, когда и родителей необходимо привлекать, и ребенку объяснять, что надо где-то преодолевать себя, и преподавателю искать другие подходы к ребенку в этот сложный период. •
Выявление одаренных детей
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Интерес к музыке, занятиям являются неотъемлемой чертой одаренности. Связь между интересом к музыке и работоспособностью прямая - чем больше интерес, тем больше ребенок занимается, и наоборот. Они сразу понимают и быстро отвечают на вопросы, музыкальные задания исполняют точно мелодически и ритмически. 1. Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. 2. Пение. Пение обнаруживает слух и ритмическое чувство, а главное-это уже исполнительский процесс, в котором проявляются все способности ребенка. Правильное и выразительное пение, умение транспонировать сначала голосом, а затем - на инструменте (на начальном обучении), служит достаточным свидетельством наличия музыкальных данных. Если ребенок при воспроизведении задания голосом делал те же оттенки, что и учитель, то по тому, насколько ему удается этого достигнуть, можно судить о его музыкальности. 3. Память. Как правило, такие дети имеют прекрасную память. «Донотный период» - это фундамент, на котором строится дальнейшее развитие ученика, где в основном определяется степень данных ребенка, особенно память, реакция, музыкальность. 4. Легкость и скорость восприятия и исполнения заданий одна из отличительных черт одаренности. Быстрое усложнение и прохождение теоретического и исполнительского материала для них проходит незаметно, как бы само - собой разумеющееся. 5. Творческое восприятие музыки. Способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности; чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; чувство ритма - способность активно двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения. •
Развитие творческих способностей на уроках

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей: эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность к переживанию в форме музыкальных образов. Методы, применяемые для развития музыкальных способностей: метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; метод моделирования художественного творческого процесса; метод интонационно стилевого постижения музыки, т.е. стимулируем у них развитие целого комплекса музыкальных способностей. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей. Определив таких ребят, стараюсь научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Следует подчеркнуть, что развитие учащегося, то есть формирование его способностей, музыкального мышления, должна выдвигаться как специальная цель в работе педагога. Сюда относятся: выработка исполнительских (двигательно-технических) умений и навыков, увеличение объема, используемого в педагогической работе музыкального материала. По поводу выработки исполнительских навыков и приемов я останавливаться не буду, т.к. это достаточно широкая тема и у каждого есть свои упражнения, приемы, наработки. Остановлюсь на приемах расширения музыкально-исполнительского кругозора, для чего использую простые и всем известные формы: а) чтение нот с листа. На мой взгляд, замечательное пособие авторов Т. и А. Камаевых «Чтение с листа на уроках фортепиано» (игровой курс), где дан материал не только для чтения с листа, но и в интересной игровой форме представлен материал для закрепления знаний по сольфеджио. б) ознакомление. В порядке ознакомления, не углубляясь в технические проблемы, прохожу в классе популярные классические произведения в облегченном переложении соответствующего уровня. Для этого выпущено много музыкального материала. Например, хорошая серия Т. Юдовина - Гальперина «Большая музыка - маленькому музыканту», которой пользуюсь постоянно, и подвинутые дети с удовольствием играют пьесы из этих сборников; серия «Знакомство с шедеврами классики», составленная из фрагментов опер русских и зарубежных композиторов. На материале этой серии - Э.Григ «Пер Гюнт», с учащимися младших классов подготовила и провела музыкальную композицию «Встреча с Эдвардом Григом». Надо сказать, что материал в художественном и техническом отношении для младших классов достаточно высок, но со всеми задачами дети справились замечательно. Для развития способностей одаренных детей существует практика консультирования и участия их в мастер-классах ведущих музыкантов. Участие в мастер-классе дает большие возможности для развития одаренного ребенка, стимулирует его работоспособность, желание добиваться большего, поэтому очень важно «ставить» ему высокую планку. Выступление учащегося на мастер-классе является особой формой, т.к. это не обычный урок, а урок-концерт, урок-диалог, урок-сотворчество, стимулирующий саморазвитие юного музыканта. Определяющим фактором в развитии одаренного ребенка является интеллектуальное развитие, без которого невозможна полноценная передача художественного образа, стиля произведения. Нотный текст выучить можно, но интересным такое исполнение будет тогда, когда развит внутренний мир самого ребенка, его кругозор. Все образы, которые у него рождаются для воспроизведения в музыке, должны появиться в окружающей его жизни. Для этого необходимо посещение концертов, конкурсов, чтение соответствующей литературы, слушать классическую музыку в разных исполнениях и не только своего инструмента, очень важно, чтобы ребенок
накапливал слуховой опыт. Также необходимо посещать выставки, музеи, театры, чтобы и цвет, и звук, и слово - абсолютно все его развивало.
• Развитие способностей во внеурочной деятельности (тематические сольные

концерты, конкурсы, выступления)
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу. Развитие способностей и хорошим стимулом к занятиям для одаренных детей, могут быть концерты, выступления на разных площадках, от которых ребенок получает удовольствие. Когда он ощутил успех - это так же пробуждает желание заниматься, приносит радость и эмоциональное удовлетворение от занятий, уверенность в себе. Начиная со 2-го класса, я систематически привлекаю способных обучающихся к проведению сольных концертов, не только тематических, таких как «Удивительные музыкальные цифры- интервалы», «О чем рассказала музыка», «Учись слышать музыку», «Джазовые игрушки», но и концертов из произведений разных композиторов. Помимо сольных концертов, они участвуют в совместных концертах с учащимися других учителей: С.Баневич «По сказкам Ханса Кристиана Андерсена», «Рождение фортепиано или звонкая цитра», С.Ходош «Музыка в сказках А.С.Пушкина». Работая в общеобразовательной системе, мне хотелось найти возможность совместить общеобразовательные предметы с уроком фортепиано. Содержание любого музыкального предмета так или иначе связано с другими предметами, изучаемыми в гимназии. Это натолкнуло меня на проведение интегрированных уроков «Вокруг света», «По странам и континентам» по произведениям композитора Е.Г. Веврика, «Английский язык и музыка», где исполнялись произведения американских и английских композиторов, а учащиеся рассказывали о композиторах и пьесах на английском языке. Также был проведен интегрированный урок по теме «Литература и музыка», где говорилось о балладах, сказках, частушках, используемых в литературе и музыке. Проведение музыкального проекта «Один день из жизни девочки», в котором дети не только исполняли, но искали материал, представляли его – это еще одна из форм развития творческих способностей и углубление музыкального опыта учащихся через опыт публичного выступления. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Это дает толчок к развитию и продвижению ребенка по пути мастерства. Сама возможность участия в конкурсе заставляет ребенка более критично и строго относиться к себе. Атмосфера соревнования, желание победить воспитывают стремление к совершенствованию своих возможностей, стремление к достижению цели и, как следствие, много заниматься. Всегда напоминаю детям перед концертным выступлением о важности самому получать удовольствие от игры, тогда и произведение прозвучит ярко, образно, убедительно. Учащиеся моего класса участвуют в городских, зональных, областных, всероссийских и международных конкурсах, где занимают призовые места.
• Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Немаловажным считаю создание условий для развития всесторонней личности. Это условия в семье, школе и на занятии. Родители - самый главный помощник для меня.
Недостаток организации оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, полноценном витаминизированном питании, правильном распределении времени на спорт, отдых, хобби и т.д. Результативность при обучении ребенка зависит не только от контроля со стороны родителей, но и от того, насколько близко к сердцу они принимают интересы ребенка, живут его творческой жизнью. Когда дома звучит классическая музыка, родители ходят на концерты, процесс образования идет хорошо. Сама атмосфера в такой семье воспитывает ребенка. Если в семье этого нет, то создание такой атмосферы - задача педагога. Он должен помочь родителям в выборе книг для ребенка, убедить их в важности посещения концертов, выставок, спектаклей, в необходимости развития эрудиции. Проблема воспитания работоспособности зависит во многом от позиции родителей, поэтому сотрудничество с родителями крайне необходимо. Ребенок должен чувствовать, что родители его поддерживают, поощряют, если что-то не вышло - успокаивают. Хорошо, если родители это понимают и чувствуют, и педагог в их лице находит всестороннюю поддержку - в этом случае в развитии ребенка будет большой рывок. У одаренных детей, как правило, сложный характер, они часто трудны в общении. В большинстве случаев это объясняется тем, что сами дети осознают свою непохожесть. К каждому ребенку нужен особый подход, обеспечивать всестороннюю психологическую поддержку со стороны родителей и педагога. Важно уметь оценить ребенка по достоинству, не делать проблемы из его отрицательных качеств и, наоборот, «поднимать» его в собственных глазах, концентрируя общее внимание на положительных моментах, происходящих с ним. Снимая ощущение недостатков, он почувствует уверенность в себе. Как правило, одаренность у ребенка проявляется именно потому, что он много работает. Чем талантливей ребенок, тем большей работоспособностью он обладает. Работа с ним ведется в другом временном режиме - не два раза по 45 минут, а значительно больше и по иным индивидуальным планам, особенно перед выступлениями разного уровня. Задачи перед такими детьми ставятся более сложные не только в чисто техническом плане, но и в музыкальном понимании содержания произведения, в охвате и выстраивании формы, в логике музыкального мышления Часто повторяю, что «Талант - это 1 % способностей, а 99% работоспособности». В домашней работе ребенок должен знать в какой последовательности необходимо заниматься. Задания должны быть очень конкретными. Важно сразу поставить конечную цель, чтобы у ребенка все время была перспектива в работе, и он знал к чему стремиться. Важно, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. На уроках всегда присутствуют воспитательные моменты, т.к. дети приходят разные со своими наработанными стереотипами поведения и, в зависимости от проблем часто объясняешь, поправляешь, корректируешь поведение, недостатки ребенка. Индивидуальная работа позволяет общаться, разговаривать, есть возможность лучше и глубже узнать ребенка, что позволяет находить к каждому свой индивидуальный подход. Еще одна трудность связана с тем, что дети очень загружены основным образованием, времени катастрофически не хватает. Иногда вызывает удивление их способность везде успевать, проявляя себя не только в музыке, но и в спорте, учебе. Видимо им помогает в этом талант. С одаренными детьми работать интереснее, потому что они больше могут, глубже понимают и интуитивно чувствуют, благодаря своим природным данным. Они умны и сообразительны.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, стараюсь совершенствовать свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения города, областные научно-практические конференции, мастер-классы. Работа с одаренными детьми требует от педагога чуткости, мобильности и поиска нестандартных форм работы. Желаю всем как можно больше найти и раскрыть «звездочек» под названием «одаренность». Литература: 1. Гончарова О.В. «Педагогические условия развития музыкально одаренных детей» 2. Кирнарская Д.К. «Современные представления о музыкальных способностях». 3. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей. Способности и одаренность». 4. Савшинский С.И. «О работе с одаренными детьми».