"Учитесь играть".

Автор: Таутиева Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №86"Брусничка"
Населённый пункт: город Норильск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Учитесь играть".
Дата публикации: 26.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №86 «Брусничка» г.Норильска Красноярского края
Учитесь играть!
подготовили воспитатель Таутиева Наталья Юрьевна
Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: игра в «школу» под влиянием рассказов брата и т.д. Сюжеты представляют собой цепочки действий. Например: одна кукла поёт в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссёрской игре речь – главный компонент. Она может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д. А также речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков. В игре ребёнок говорит за каждого персонажа. Преимущества игры.  Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличие от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.  В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания. Значение режиссёрской игры.  Дети самореализуются;  У детей активизируются речь, воображение, мышление;  У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности. Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных, детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру. Сведения о режиссёрской игре, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована. Видимо этим, можно объяснить невнимание ученых к этому виду игр. Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в ДОУ не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности. Все дело, видимо, в том, что режиссерскую игру трудно увидеть со стороны:
 во-первых, она практически всегда индивидуальна;  во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;  в-третьих, играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться. Все это и увело внимание педагогов от режиссерской игры, и долгое время она не только не развивалась, но и не приветствовалась, как любая индивидуальная деятельность. Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа. На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно- ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества. В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка. Условия развития режиссёрской игры:  У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;  Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;  Должно быть свободное время;  Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения ( разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.  У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка. Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка, развитию исследовательской активности, открытию новых знаний и преобразований предметов окружающей действительности, овладению умением наблюдать, анализировать, сравнивать, развитию умения выдвигать гипотезы и находить пути их решения. Играя в режиссерскую игру «На улице города», дети знакомятся с правилами дорожного движения, запрещающими и разрешающими дорожными знаками, видами транспорта (по назначению – пассажирский, грузовой; по способу перевозок – автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный). В играх «На ферме», «В лесу» ребенок разделяет диких и домашних животных, вспоминает правила поведения в лесу (для этого изготавливали специальные знаки) В ходе игры надо стараться создать проблемную
ситуацию, на которую ребёнок должен выдвинуть гипотезу или предположение: «Что было бы, если….»Иногда нужные игрушки не всегда оказываются под рукой, поэтому дети начинают делать игрушки сами. В дело идут камушки, палочки, лоскутки, пластилин, ракушки …. Здесь игра настолько тесно смыкается с продуктивными и другими внеигровыми видами деятельности(изобразительная деятельность, труд, конструирование, экспериментирование, обеспечивая их мотивационно, что переход от игры к труду и обратно становится практически неуловим. Для того чтобы обеспечить содержательную составляющую игры, необходимо всемерно обогащать знания детей об окружающей действительности, событиях, путешествиях, приключениях, которые могли бы увлечь детей, стать основой их игры. Рассмотрим режиссёрскую игру. Действующие лица: Рак-отшельник, морская роза, медуза, водоросли, краб, мурена, дельфины. Игровые действия: Рак-отшельник, главное действующее лицо, ищет друга. Морская роза-, красавица, всегда печальна, тоже ищет друга. Медуза: очень высокомерна, ни с кем не хочет дружить. Краб: немного хвастлив и всегда готов повеселиться. Мурена: злая ры- ба, живет в своей норе, никого не хочет видеть, не желает ни с кем дружить, в обитателях моря видит только источник пропитания. Дельфины: дружная добрая пара, помогают всем морским жителям подружиться. Описание сюжета Солнце, песок, море. Рак-отшельник печален, море кажется ему серым. Проплывающие мимо дельфины советуют ему найти друга - тогда мир станет ярче. Рак-отшельник принимает их совет и пытается подружиться с медузой, но та остается равнодушной к его просьбе и уплывает. В поисках друга он встречает разных обитателей моря (краб, мурена), которые очень заняты собой и ни с кем не хотят дружить. Печальный рак подплывает к водорослям и встречает там прекрасную морскую розу. Она тоже страдает от одиночества. Рак-отшельник предлагает ей свою дружбу, и роза не отказывает ему. Они танцуют вместе и очень счастливы. Основные моменты режиссерской игры 1. Выбор сюжета: Для данной режиссерской игры выбрана сказка Б. Зоходера «Рак- отшельник и роза». На первом этапе сказка была прочитана детям, и каждый ребенок выбрал себе роль того персонажа, который ему понравился. 2. Создание сценического пространства: На сцене с помощью декораций, музыки создана атмосфера моря, где разворачивается действие сказки, очень важный момент режиссерской игры. Чем ярче, интереснее сценическое пространство, тем легче увлечь детей сюжетом сказки, игрой-спектаклем 3. Создание сценического образа «Я» - не «Я»: В игре-спектакле «Рак-отшельник роза» сделана попытка создать пластические образы морских обитателей, создания образов были использованы такие элементы театрального искусства, как костюм и грим. 4. Действие в соответствии с сюжетом сказки: Перед детьми ставится следующая задача - делать на сцене не то, что я хочу, а действовать в образе и по сюжету, т. е. я делаю то, что делает мой персонаж, Методом театральных этюдов, с помощь игры-
импровизации воспитатель на репетициях помогает ребенку понять, какое «действие» совершает его персонаж в спектакле. К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. Конспект режиссерской игры для детей старшего дошкольного возраста:
«Мишкин День Рождения»

Цели:
Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером Развивать конструктивные способности (планирование деятельности). Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки Развивать интерес к режиссерским играм Обогащать игровой опыт детей, опыт взаимодействия с игрушками. Развивать творческие способности детей. Активизировать речь детей, воображение, мышление.
Оборудование:
конверт с письмом, игрушки ( медведь, заяц, лиса, пчелы, улей), моно поля (цветочная поляна, лес), мелкий конструктор, кукольная посуда
Ход игрового взаимодействия:
Ребята играют в группе. Входит воспитатель, в руках у него конверт
Воспитатель
: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать?
Дети:
Да! Дети садятся рядом с воспитателем на ковре.
Воспитатель
: Это письмо нам прислали ребята старшей группы из детского сада№ 96. Вот, что они пишут: «Здравствуйте ребята! Мы в детском саду очень любим играть. У нас есть много интересных игрушек. Вчера мы придумали интересную историю. У медведя Топтыгина было день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей - зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на День рождения! Зайка сказал: « Придумал! А давай мишке подарим мед!» Лиса спросила: « А где мы его найдем?» Тогда заяц ответил « Мы сходим на цветочную поляну и попросим пчел собрать цветочный нектар, а потом сделать мед». Веселые зайка и лиса отправились через лес на цветочную полянку. Когда звери пришли на полянку, они увидели пчел, которые кружили над цветами. И тогда лисичка спросила у пчелы « Здравствуйте! А вы не могли бы дать нам немного меда в подарок нашему другу?» Пчела ответила: « С удовольствием». Все пчелы дружно принялись собирать нектар. Потом они сделали из него мед и отдали зайцу с лисой. Звери поблагодарили пчел и отправились в гости к медведю. Мишка был очень рад такому подарку. Он усадил гостей за стол и стал угощать сладостями. Замечательный получился день рождения!!!» Ребята, а у вас может получиться такая история? Есть ли у вас такие игрушки? Напишите нам, пожалуйста, ответ!
Воспитатель
: Ребята, как вы думаете, а у нас с вами может получиться такая игра? Есть ли у нас такие игрушки?
Дети
: Да! У нас есть такие игрушки!

Воспитатель:
Ребята, давайте сначала определим, что нам нужно для игры и где с вами мы будем играть? Дети определяют удобное место для игры (либо стол, или ковер и пр.)
Дети:
Для игры нам нужны игрушки - заяц, медведь, лиса, пчелы. Еще нужен улей, цветочная поляна и пр. Дети подбирают соответствующее оборудование. Далее происходит проигрывание предложенной ситуации. После игры воспитатель совместно с детьми оценивает игру
Воспитатель:
У вас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам понравилась эта игра? А как вы думаете, интереснее играть одному или с друзьями? Ответы детей После игры (или на следующее утро) воспитатель с детьми пишут ответ на письмо. Список литературы: 1) Е.М. Гаспарова «Режиссерские игры дошкольника» сайт: d-knigi 2) В.А. Сухомлинский под ред. С.Л.Новоселовой «Игра дошкольника» М: Просвещение 1989г.