Напоминание

"Деепричастие"

Автор: Соколова Надежда Фёдоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Наумовская ООШ Пролетарского района Ростовской области
Населённый пункт: х. Наумовский
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 7 классе
Тема: "Деепричастие"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок русского языка по теме:
«
Деепричастие
»
Выполнила: Соколова Надежда Фёдоровна- учитель русского языка и литературы МБОУ «Наумовская ООШ» Пролетарского района Ростовской области
2014 г.
1
Урок русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие» представлен в форме технологической карты с учетом требований ФГОС к основному общему образованию.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3-7 Модель урока русского языка в 7 классе………………………………… 8-14 Литература………………………………………………………………….. 15 Приложение………………………………………………………………… 16-19 2

Введение
. Целью федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является формирование функционально грамотной личности. Для ее реализации ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные. Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку. Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS- сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы
в связи с чем:
 целесообразно шире использовать работу с текстом;  отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;  обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;  учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;  регулярно проводить многоаспектный анализ текста. На уроках русского языка возможно решение как предметных, так и метапредметных задач. Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить: 1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера); 2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений); 3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа; Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним». Предмет «Русский язык», служит формированию коммуникативных универсальных учебных действий , так как обеспечивает «овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета и приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний». Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия. 3
Типовыми заданиями (действиями, материалами) по русскому языку, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, могут быть следующие в зависимости от желаемых результатов (УУД).
Аргументация.
Перед учащимися средних и старших классов очень остро, особенно в последнее время, стоит задача приобретения знаний и умений, необходимых для восприятия, понимания и интерпретации текстов различных стилей и жанров. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний.
Актуальность.

Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления

М.М. Бахтин
Актуальность представленной разработки урока русского языка в 7 классе сводится к тому, что успешная коммуникативная деятельность обучающихся способствует формированию коммуникативной личности, которая  стремится к максимальной реализации своих возможностей,  открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,  умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Личностные результаты.
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах. 4

Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть: – задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.); – использование разного ряда подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов; – приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами; система работы с различными словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи. Представленный урок разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цели данного занятия:

Деятельностная:
Формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.
Содержательная
: Создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной стилистической окраски, представлений о сфере и уместности использования каждого из стилей; анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; 5

Планируемые результаты.
Повышение уровня развития устной речи обучающихся, культуры их поведения в обществе. Формирование привычки соблюдения правил приятного общения. Приобретение дополнительных навыков работы с научной литературой. Обогащение эмоционального мира обучающихся, развитие нравственной личности.
Личностные результаты:
 осознавать роль языка и речи в жизни людей;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;  развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.
Метапредметне результаты
:
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других; 6
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Контроль.
Усвоения материала осуществляется как в процессе занятия, так и по итогам работы. Возможность перегрузки в ходе занятия исключается, поскольку практически весь необходимый объём работы возможно выполнить в классе. После уроков может быть рекомендовано провести какие-либо наблюдени я, применить полученные знания на практике в процессе подготовки к выступлению (выбор школьных предметов в этих случаях осуществляется учащимися самостоятельно).
Основной принцип.
Обучение через действие и игру, понимание через познавание. Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться.
Результаты занятия.
 Умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;  Овладение техникой построения текста;  Выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах;  Овладение основными ресурсами аргументации;  Умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;  Умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов);  произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;  Освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию;  Развитие коммуникативных умений и навыков культурного индивидуального и коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в процессе публичной речи;  Повышение мотивации детей к обучению. 7

Модель

урока русского языка в 7 классе

Тема:
Деепричастие.
Место урока в КТП:
первый урок при изучении деепричастия.
Цель:
Создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать новые, сотрудничать в группе.
Задачи:
-Сформировать представление о деепричастии как части речи. -Формировать умения присвоить учебную задачу, планировать действия по ее решению, сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике. -Формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в процессе учения.
Планируемый результат
- учащиеся должны получить представление о деепричастии как части речи, оформить его с помощью текста, организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.
Основные понятия:
критерии деления слов на части речи, части речи, деепричастие, основное и добавочное действие, грамматические признаки, синтаксическая роль.
Ресурсы:
Учебник
1.
Русский язык . 7 класс: под редакцией М.М. Разумовской , П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014 год
Формы работы:
Фронтальная, групповая, индивидуальная. 8

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Предметные

задачи

УУД
1.Организа ционный. Проверяет готовность класса к уроку. Ребята, мы сегодня будем работать над исследованием. Как вы думаете, как лучше работать? Отвечают, что над исследованием лучше работать в группах. Рассаживаются по группам. - РегулУУД:умение управлять своей деятельностью 2.Мотивация учащихся к учению. Актуализа ция ранее полученных знаний На экране высвечивается высказывание А.М.Пешковского «У каждой части речи свои достоинства». Задание: Как вы понимаете данное высказывание? Задание: В чём особенности каждой части речи? Создает проблемную ситуацию через невыполнимое (при имеющемся уровне знаний) задание. Задание: Пользуясь знаниями о морфологическом разборе слова, определите части речи в Каждая часть речи имеет свои особенности. Особенности каждой части речи в его грамматических признаках. Повторение способов определения частей речи. Личн.УУД: понимание значения получаемых знаний в дальнейшем. РегулУУД: умение выявлять известное и неизвестное. КоммУУД: умение сотрудничать в группе, слушать, участвовать в диалоге,создавать различные тексты в зависимости от ситуации на уроке. Познав УУД: умение сравнивать, классифицировать, доказывать, анализировать. При обсуждении докладов- РегулУУД: 9
предложении
А из города уже выступало

неприятельское войско, выгремливая в

литавры и трубы, и, подбоченившись,

выезжали паны, окружённые

несметными слугами.
Обращает внимание в диалоге с учащимися на -способы классификации частей речи, -обоснованность ответов, -умение слушать товарищей, вносить коррективы в их ответы. Сколько в данном предложении имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий? Как вы определили? А какие слова вызвали затруднения в определении части речи? Почему? А мы раньше встречались с таким явлением? Признаки каких частей речи есть у причастия? А признаки каких частей речи в данных словах (выгремливая, подбоченившись)? Работа в группах. Определение частей речи по алгоритму. умение вносить коррективы в свою деятельность и критически относиться к выступлениям других групп. 10
На экране высвечиваются высказывания о деепричастии разных учёных – лингвистов. Задание: Что общего в этих высказываниях? -Назовите учёных – лингвистов, которых вы знаете? Давайте послушаем небольшие проекты, которые подготовили ваши одноклассники об учёных – лингвистах, составленные по инструкции (Приложение). В ходе выступлений вам необходимо заполнить таблицу в рабочих листах, которая пригодится вам в дальнейшем. Как итог данного этапа урока предлагается выполнение небольшой тестовой работы Задание: Сопоставьте автора и высказываниие. Выявление слов незнакомой части речи 11
Да. Когда изучали причастие. Причастие имеет признаки глагола и имени прилагательного. Признаки глагола и наречия. Данные высказывания о деепричастии. Называют фамилии знакомых учёных – лингвистов. Слушают и заполняют таблицы в рабочих листах. Сопоставляют автора и высказывание 12
Ознакомление с биографией учёных – лингвистов . 3.Изучение нового материала. Определе ние значения новой части речи, грамматичес ких признаков, синтаксичес кой роли. Дает задание определить значение новой части речи, грамматические признаки, синтаксическую роль. Работа в группах по заданию учителя. Формирова ние представле ний о новой части речи. РегулУУД: саморегуляция как способность к мобилизации по решению поставленной задачи. ПознУУД: умение определить и присвоить задачу, самостоятельное создание способов ее решения, конструирование знаний о новой части речи. КоммУУД: Выступления групп, обсуждение ответов, корректировка выступлений. Приведение к научной норме. Дает задание обратиться к учебнику теории: параграф 141, чтение, выявление нового о части речи
деепричастие
Работа с текстом в группах. Выявление нового о деепричастии. Формирова ние научных знаний о деепричас тии. Анализ текста (частичный) КоммУУД ПознУУД: умение систематизировать знания, строить речевое высказывание. Выступления групп, обсуждение ответов, корректировки выступлений.Формулировка темыурока. Запись в тетрадь сведений о
деепричастии
по плану: 1. Вопрос 2. Значение 3. Грамматические признаки 4. Синтаксическая роль в предложении 13
4.Закрепле ние нового материала Работа с упр № 230 Задани: найти в тексте и выписать деепричастия, устно обосновать свой выбор. Работают индивидуально с упражнением 230 Закрепление знаний о деепричас тии как части речи. РегулУУД: умение использовать полученные знания на практике. Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению. Работа с упр № 232 (2) Задание: определить грамматические признаки деепричастий Работают индивидуально с упражнением Закрепление знаний о деепричас тии как части речи РегулУУД: умение использовать полученные знания на практике. Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению. 5. Рефлексия Предлагает учащимся ответить на вопросы 1.Что нового узнали на уроке? 2.Каким образом пришли к новому знанию? 3.Что не понравилось при работе в группе? Отвечают на вопросы учителя или могут продолжить предложения: -Сегодня я узнал.. -Теперь я могу… -Я понял, что… -Меня удивило… ПознУУД: умение анализировать ситуацию и собственные действия на уроке, давать оценку своей деятельности. 6. Домашнее задание Дает дом. задание: 1.Составить вопросы по параграфу 141 2.Выполнить упр 235 (творческое задание с использованием в своей речи деепричастий) Запись заданий в дневники Закрепление изученного о деепричас тии материала через работу с теоретичес ким материалом и минисочине ние. РегулУУД: саморегуляция ПознУУД: умение осознанно читать текст, интерпретировать его, построение речевого высказывания в письменной форме с использованием полученных на уроке знаний 14

Литература

1.
Русский язык . 7 класс: под редакцией М.М. Разумовской , П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014 год.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования[Электронный ресурс].
3.
Пичугов, Ю.С. Русский язык. Практика. 7 кл. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.С. Пичугов, - М.: «Дрофа» 2010, 289 с. 15

Приложение

Алгоритм определения части речи
1. На какой вопрос отвечает? 2. Что обозначает? 3. К какому слову в предложении относится? 4. Как изменяется? 5. Каким членом предложения является?
Выступления оценивается по следующим критериям:
1. Ответ должен быть логичным, последовательным; 2. Должен быть построен по типу рассуждения (тезис – доказательство – вывод); 3. Сообщение не должно превышать 2 минут; 4. В речи выступающего не должны встречаться слова- паразиты;
Памятка «Критерии оценки публичного выступления»

Область

оценивания

Критерии

Индикаторы

Возможны

е баллы

Балл

ы

Оценка

постановки

цели и задач, их
Соответствие целей и задач основным 1) Цель и задачи работы сформулированы четко и соответствуют идеям работы. 1) 2-3 2) 1 3) 0 16

решения.
идеям работы. 2) Цель и задачи работы сформулированы не конкретно. 3) Цель и задачи работы не сформулированы.
Содержание

речи.
Достоверност ь информации. 1) Информация достоверна. 2) Есть неточности в изложении материала. 3) Информация содержит много фактических ошибок. 1-3 Подбор информации. 1) Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде. 2) Отбор материала, последовательность изложения и композиция проекта демонстрируют глубокое понимание материала. 1) 0-2 2) 3-5
Презентация

речи.
Речь оратора. 1) Аудитории было понятно изложение информации. 2) Изложение информации было ярким, запоминающимся. 3) Оратор говорил с энтузиазмом. 4) Оратор продемонстрировал достаточную экспрессивность речи. 5) Изложение информации было спонтанным. 6) Изложение информации было беглым. 7) Оратор продемонстрировал безукоризненное произношение и навыки артикуляции. 1) 1 2) 1 3) 1 4) 1 5) 0 6) 0 7) 1-2 Движения оратора. 1) Оратор выбрал удачную позу при публичном выступлении. 2) Движения оратора были адекватными. 1) 1 2) 1
Итого.
17

Рабочий лист

__________________

Автор

Дата жизни

Область

исследования

Основные

труды

Тестовая работа

Автор

Научные труды
1 . 2 . 3 .
Желаю

удачи

!
18