Автор: Соколова Надежда Фёдоровна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Наумовская ООШ Пролетарского района Ростовской области
Населённый пункт: х. Наумовский
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 7 классе
Тема: "Деепричастие"
Урок русского языка по теме:
« Деепричастие »
Выполнила:
Соколова Надежда Фёдоровна- учитель русского
языка и литературы
МБОУ «Наумовская ООШ» Пролетарского района
Ростовской области
2014 г.
1
Урок русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие» представлен в форме
технологической карты с учетом требований ФГОС к основному общему образованию.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3-7
Модель урока русского языка в 7 классе………………………………… 8-14
Литература………………………………………………………………….. 15
Приложение………………………………………………………………… 16-19
2
Введение
.
Целью федерального государственного
образовательного стандарта
основного
общего образования
является формирование функционально грамотной личности. Для
ее реализации ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько
личностные и метапредметные.
Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация
когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной
единицы обучения русскому языку.
Тексты окружают современного человека на
каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете,
SMS-
сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение
понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и
литературы в связи с чем:
целесообразно шире использовать работу с текстом;
отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных,
публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения
работы с книгой;
обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных
стилей и жанров;
регулярно проводить многоаспектный анализ текста.
На уроках русского языка возможно решение как предметных, так и
метапредметных задач.
Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому
языку могут служить:
1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);
2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических
определений);
3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится
прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая
для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать
свою версию ответа;
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен
на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания
особенностей разных культур и воспитания уважения к ним».
Предмет «Русский язык», служит формированию коммуникативных универсальных
учебных действий , так как обеспечивает «овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка,
нормами речевого этикета и приобретение опыта их использования в речевой практике
при создании устных и письменных высказываний».
Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у
учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.
3
Типовыми заданиями (действиями, материалами) по русскому языку,
направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, могут быть
следующие в зависимости от желаемых результатов (УУД).
Аргументация.
Перед учащимися средних и старших классов очень остро, особенно в последнее время,
стоит задача приобретения знаний и умений, необходимых для восприятия, понимания и
интерпретации текстов различных стилей и жанров. Интерес к этому приему работы с
текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9,
11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и
продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний.
Актуальность.
Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления
М.М. Бахтин
Актуальность представленной разработки урока русского языка в 7 классе
сводится к тому, что успешная коммуникативная деятельность обучающихся
способствует формированию коммуникативной личности, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей,
открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и
ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,
умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных
сферах и ситуациях общения.
Личностные результаты.
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского
языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как
часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием
собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие
изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений
учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может
пройти мимо нравственной оценки их содержания.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется,
прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в
учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках
открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана
обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации,
организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий
(в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые
формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои
собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и
группах.
4
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через
использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему
приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации
(например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание
алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую
тему и т.д.);
– использование разного ряда подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов;
– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами; система
работы с различными словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного
взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно
выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на
лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется
эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании
автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях
система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков,
количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование
стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.
Представленный
урок разработан с учетом требований
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цели данного занятия:
Деятельностная:
Формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста,
поиском и
выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности;
формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение
анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.
Содержательная :
Создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной
стилистической окраски, представлений о сфере и уместности использования каждого из
стилей; анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
5
Планируемые результаты.
Повышение уровня развития устной речи обучающихся, культуры их поведения
в обществе.
Формирование привычки соблюдения правил приятного общения.
Приобретение дополнительных навыков работы с научной литературой.
Обогащение эмоционального мира обучающихся, развитие нравственной
личности.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.
Метапредметне результаты :
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
6
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Контроль.
Усвоения материала осуществляется как в процессе занятия, так и по
итогам работы.
Возможность перегрузки в ходе занятия
исключается,
поскольку практически весь необходимый объём работы возможно
выполнить в классе. После уроков может быть рекомендовано провести
какие-либо наблюдени я, применить полученные знания на практике в
процессе подготовки к выступлению (выбор школьных предметов в этих
случаях осуществляется учащимися самостоятельно).
Основной принцип.
Обучение через действие и игру, понимание через познавание.
Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством
прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить
перед собой вопросы, находить ответы и радоваться.
Результаты занятия.
Умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие
законы и правила монологической речи;
Овладение техникой построения текста;
Выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых
установок и интерпретации информации в различных жанрах;
Овладение основными ресурсами аргументации;
Умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми
результатами;
Умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем;
(отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в
специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет
жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов);
произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;
Освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию;
Развитие коммуникативных умений и навыков культурного индивидуального и
коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в процессе
публичной речи;
Повышение мотивации детей к обучению.
7
Модель
урока русского языка в 7 классе
Тема: Деепричастие.
Место урока в КТП: первый урок при изучении деепричастия.
Цель: Создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания
в новой ситуации, а также конструировать новые, сотрудничать в группе.
Задачи:
-Сформировать представление о деепричастии как части речи.
-Формировать умения присвоить учебную задачу, планировать действия по ее решению,
сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике.
-Формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в процессе учения.
Планируемый результат - учащиеся должны получить представление о деепричастии
как части речи, оформить его с помощью текста, организовать сотрудничество при
обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить
коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.
Основные понятия: критерии деления слов на части речи, части речи, деепричастие,
основное и добавочное действие, грамматические признаки, синтаксическая роль.
Ресурсы: Учебник
1.
Русский язык . 7 класс: под редакцией М.М. Разумовской , П.А. Леканта. – М.:
Дрофа, 2014 год
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
8
Ход урока
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Предметные
задачи
УУД
1.Организа
ционный.
Проверяет готовность класса к уроку.
Ребята, мы сегодня будем работать над
исследованием. Как вы думаете, как лучше
работать?
Отвечают, что над
исследованием лучше
работать в группах.
Рассаживаются по
группам.
-
РегулУУД:умение управлять своей
деятельностью
2.Мотивация
учащихся к
учению.
Актуализа
ция ранее
полученных
знаний
На экране высвечивается высказывание
А.М.Пешковского «У каждой части речи
свои достоинства».
Задание:
Как вы понимаете данное высказывание?
Задание:
В чём особенности каждой части речи?
Создает проблемную ситуацию через
невыполнимое (при имеющемся уровне
знаний) задание.
Задание:
Пользуясь знаниями о морфологическом
разборе слова, определите части речи в
Каждая часть речи
имеет свои
особенности.
Особенности каждой
части речи в его
грамматических
признаках.
Повторение
способов
определения частей
речи.
Личн.УУД: понимание значения
получаемых знаний в дальнейшем.
РегулУУД:
умение выявлять известное и
неизвестное.
КоммУУД:
умение сотрудничать в группе, слушать,
участвовать в диалоге,создавать
различные тексты в зависимости от
ситуации на уроке.
Познав УУД:
умение сравнивать, классифицировать,
доказывать, анализировать.
При обсуждении докладов-
РегулУУД:
9
предложении А из города уже выступало
неприятельское войско, выгремливая в
литавры и трубы, и, подбоченившись,
выезжали паны, окружённые
несметными слугами.
Обращает внимание в диалоге с учащимися
на
-способы классификации частей речи,
-обоснованность ответов,
-умение слушать товарищей, вносить
коррективы в их ответы.
Сколько в данном предложении имён
существительных, имён прилагательных,
глаголов, причастий?
Как вы определили?
А какие слова вызвали затруднения в
определении части речи? Почему?
А мы раньше встречались с таким
явлением?
Признаки каких частей речи есть у
причастия?
А признаки каких частей речи в данных
словах (выгремливая, подбоченившись)?
Работа в группах.
Определение частей речи
по алгоритму.
умение вносить коррективы в свою
деятельность и критически относиться к
выступлениям других групп.
10
На экране высвечиваются высказывания о
деепричастии разных учёных – лингвистов.
Задание:
Что общего в этих высказываниях?
-Назовите учёных – лингвистов, которых
вы знаете?
Давайте послушаем небольшие проекты,
которые подготовили ваши одноклассники
об учёных – лингвистах, составленные по
инструкции (Приложение). В ходе
выступлений вам необходимо заполнить
таблицу в рабочих листах, которая
пригодится вам в дальнейшем.
Как итог данного этапа урока предлагается
выполнение небольшой тестовой работы
Задание:
Сопоставьте автора и высказываниие.
Выявление слов
незнакомой части речи
11
Да. Когда изучали
причастие.
Причастие имеет
признаки глагола и
имени прилагательного.
Признаки глагола и
наречия.
Данные высказывания о
деепричастии.
Называют фамилии
знакомых учёных –
лингвистов.
Слушают и заполняют
таблицы в рабочих
листах.
Сопоставляют автора и
высказывание
12
Ознакомление с
биографией учёных
– лингвистов
.
3.Изучение
нового
материала.
Определе
ние значения
новой части
речи,
грамматичес
ких
признаков,
синтаксичес
кой роли.
Дает задание определить значение новой
части речи, грамматические признаки,
синтаксическую роль.
Работа в группах по
заданию учителя.
Формирова
ние представле
ний о новой части
речи.
РегулУУД:
саморегуляция как способность к
мобилизации по решению поставленной
задачи.
ПознУУД:
умение определить и присвоить задачу,
самостоятельное создание способов ее
решения, конструирование знаний о
новой части речи.
КоммУУД:
Выступления групп, обсуждение ответов, корректировка выступлений.
Приведение к
научной
норме.
Дает задание обратиться к учебнику теории:
параграф 141, чтение, выявление нового о
части речи деепричастие
Работа с текстом в
группах.
Выявление нового о
деепричастии.
Формирова
ние научных
знаний о деепричас
тии.
Анализ текста
(частичный)
КоммУУД
ПознУУД:
умение систематизировать знания,
строить речевое высказывание.
Выступления групп, обсуждение ответов, корректировки выступлений.Формулировка темыурока. Запись в тетрадь сведений о деепричастии по плану:
1. Вопрос 2. Значение 3. Грамматические признаки 4. Синтаксическая роль в предложении
13
4.Закрепле
ние нового
материала
Работа с упр № 230
Задани: найти в тексте и выписать
деепричастия, устно обосновать свой выбор.
Работают индивидуально
с упражнением 230
Закрепление
знаний о деепричас
тии как части речи.
РегулУУД:
умение использовать полученные знания
на практике.
Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению.
Работа с упр № 232 (2)
Задание: определить грамматические
признаки деепричастий
Работают индивидуально
с упражнением
Закрепление
знаний о деепричас
тии как части речи
РегулУУД:
умение использовать полученные знания
на практике.
Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению.
5. Рефлексия
Предлагает учащимся ответить на вопросы
1.Что нового узнали на уроке?
2.Каким образом пришли к новому знанию?
3.Что не понравилось при работе в группе?
Отвечают на вопросы
учителя или могут
продолжить
предложения:
-Сегодня я узнал..
-Теперь я могу…
-Я понял, что…
-Меня удивило…
ПознУУД:
умение анализировать ситуацию и
собственные действия на уроке, давать
оценку своей деятельности.
6. Домашнее
задание
Дает дом. задание:
1.Составить вопросы по параграфу 141
2.Выполнить упр 235 (творческое задание с
использованием в своей речи деепричастий)
Запись заданий в
дневники
Закрепление
изученного о
деепричас
тии материала
через работу с
теоретичес
ким материалом и
минисочине
ние.
РегулУУД:
саморегуляция
ПознУУД:
умение осознанно читать текст,
интерпретировать его,
построение речевого высказывания в
письменной форме с использованием
полученных на уроке знаний
14
Литература
1.
Русский язык . 7 класс: под редакцией М.М. Разумовской , П.А. Леканта. – М.:
Дрофа, 2014 год.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования[Электронный ресурс].
3.
Пичугов, Ю.С. Русский язык. Практика. 7 кл. [Текст]: учебник для
общеобразовательных учреждений / Ю.С. Пичугов, - М.: «Дрофа» 2010, 289 с.
15
Приложение
Алгоритм определения части речи
1.
На какой вопрос отвечает?
2.
Что обозначает?
3.
К какому слову в предложении относится?
4.
Как изменяется?
5.
Каким членом предложения является?
Выступления оценивается по следующим критериям:
1. Ответ должен быть логичным, последовательным;
2. Должен быть построен по типу рассуждения
(тезис – доказательство – вывод);
3. Сообщение не должно превышать 2 минут;
4. В речи выступающего не должны встречаться слова-
паразиты;
Памятка «Критерии оценки публичного выступления»
Область
оценивания
Критерии
Индикаторы
Возможны
е баллы
Балл
ы
Оценка
постановки
цели и задач, их
Соответствие
целей и задач
основным
1) Цель и задачи работы
сформулированы четко и
соответствуют идеям работы.
1) 2-3
2) 1
3) 0
16
решения.
идеям
работы.
2) Цель и задачи работы
сформулированы не конкретно.
3) Цель и задачи работы не
сформулированы.
Содержание
речи.
Достоверност
ь
информации.
1) Информация достоверна.
2) Есть неточности в изложении
материала.
3) Информация содержит много
фактических ошибок.
1-3
Подбор
информации.
1) Материал хорошо изучен и
представлен в хорошо
структурированном виде.
2) Отбор материала,
последовательность изложения и
композиция проекта
демонстрируют глубокое
понимание материала.
1) 0-2
2) 3-5
Презентация
речи.
Речь оратора.
1) Аудитории было понятно
изложение информации.
2) Изложение информации было
ярким, запоминающимся.
3) Оратор говорил с энтузиазмом.
4) Оратор продемонстрировал
достаточную экспрессивность речи.
5) Изложение информации было
спонтанным.
6) Изложение информации было
беглым.
7) Оратор продемонстрировал
безукоризненное произношение и
навыки артикуляции.
1) 1
2) 1
3) 1
4) 1
5) 0
6) 0
7) 1-2
Движения
оратора.
1) Оратор выбрал удачную позу при
публичном выступлении.
2) Движения оратора были
адекватными.
1) 1
2) 1
Итого.
17