Кто такой "просвещенный родитель"?

Автор: Таутиева Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №86"Брусничка"
Населённый пункт: город Норильск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Кто такой "просвещенный родитель"?
Дата публикации: 26.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №86 «Брусничка»» г.Норильска Красноярского края Кто такой «просвещенный родитель»? (статья) Подготовила воспитатель Таутиева Наталья Юрьевна
Кто такой «просвещенный родитель»? «Себя другим в угоду не иначь. Они умней тебя и совершенней, Но для твоих вопросов и задач Им не найти ответов и решений». В. Солоухин Был проведен микросоциологи ческий опрос - задавали вопрос «Что такое про свещенное материнство?». Большинст во ответили так: просвещенной может считаться та мать, которая наряду с общей эрудицией знакома с педагогикой, психологией и медициной. Некоторые сказали: кроме знаний о детстве нужны умения, чтобы их использовать. И толь ко одна женщина сказала: «Знать - лег ко, был бы интерес. Умению можно на учиться. Но чтобы быть просвещенной мамой - надо постоянно
применять эти знания и

умения.
А это очень трудно...». Нельзя с ней не согласиться: конеч но, важно «знать и уметь». Но не менее важно умение применить! И как это не просто! Особенно к своему собствен ному ребенку. Есть многие интелли гентные семьи, где собраны целые пе дагогические библиотеки, а родители не справляются с воспитанием своего малыша. Просвещенное материнство (или лучше - просвещенное родительство) складывается из знаний о ребенке (его воспитании, этапах развития, индивидуальных особенностях и т.п.), из специальных умений обеспечить это развитие и, главное, из применения этих знаний и умений на практике. Задержимся на каждой составляющей.
ЗНАТЬ
Что это за знания, которыми должен обладать просвещенный родитель? Действительно ли надо знать педагогику, психологию, медицину? Представляю, сколько примеров гениальных воспита тельниц, даже не знавших грамоты, воз - никло в памяти читателей. Слышу воз мущенные вопросы типа «Профессио налы осваивают одну специальность, а родитель должен иметь несколько?». Ро дитель должен
ориентироваться
в них, то есть знать общие этапы разви тия ребенка (физиологического и пси хического), понимать их связь, осозна вать основные принципы развития - что, зачем и как развивать.
Предвижу вопрос «Кто может знать,
что
надо развивать в своем ребенке? А если ошибемся и воспитаем посредст венного музыканта вместо гениального программиста, или наоборот?». Отвечу так: «А разве вы не воплощаете свои не - реализованные мечты в своем ребенке, часто не считаясь с его желаниями?». Так проявляется еще одна сторона зна ний, необходимых просвещенному родителю, - этическая. Очень нужно, просто необходимо понимать, что в мир пришел Новый Человек, со своей индивидуальностью, своими уникальными способностями, с громадным и пока не раскрытым потенциалом. И этот Чело век имеет право САМ прожить СВОЮ жизнь. Осознание этого простого факта сразу все меняет в роли родителя. Из строителя, формирующего что-то по своему собственному плану, он превра щается в открывателя, хранителя и шлифователя живой драгоценности, бесценной и неповторимой. И тогда его воспитательная задача не «сформиро вать», «преодолеть», «сломить» и т.п., а раскрыть, сохранить и развить по тенциал ребенка, не навредив ему. Если родитель это знает и понимает, он уже на первой ступеньке просвещенного родительства.
УМЕТЬ
Специальные умения - вторая со ставляющая в труде родителя. Это то, из чего сложится стиль взаимодействия с ребенком. Сравните: «Не лезь, когда го - ворят взрослые!», «Закрой рот!», «Мал еще советовать!» - или - «Подожди немножко, сейчас я освобожусь», «Пожалуйста, потише, я тебя слышу», «Мы учтем твое мнение». Этический подход к личности ребенка — не разовое мероприятие, а раз и навсегда принятый факт: Новый Человек равен, а скорее - даже превос ходит нас по своему потенциалу. Уме ние увидеть это в своем ребенке (и в других детях, конечно) можно отнести к специальным умениям просвещенного родителя. Такое умение обеспечивает достойный стиль общения с ребенком, уважительный и тактичный. Говорить с ребенком как с равным — еще одно специальное умение. Оно означает, что вы учитываете уровень освоен ности ребенком языка, уровень его сознания, но общаетесь с ним как с рав ным: не назидательно, не поучая, а как вы бы общались с другом - делясь впе чатлениями, мнениями, шутя, радуясь или огорчаясь. Заметьте, как говорят с детьми мамы и бабушки: «Нельзя!», «Не ходи», «Не беги», «Упадешь», «Разобьешься». Представьте на минуту, что все это обращено к вам. Вам это понравилось бы? Что бы вы после этого сделали? Вот видите! Слышу возражения: «Что же, оставить детей беззащитными?!». Нет, конечно. Педагогика за тысячелетия наработала так много замечательных методов и приемов! Почему бы ими не воспользо ваться, хотя бы в самом общем виде? Суметь вовремя использовать нужный прием — еще одно важное умение просвещенного родителя. Оно непосредственно связано со способностью видеть проблемы и их причины, предвидеть следствия действий или поступков ре бенка, то есть со способностью родите ля педагогически мыслить.
Педагогическое

мышление
отличается тем, что оно всегда направлено на ребенка в совокупности связей его внутреннего мира с внешним. Это трудная работа, требующая умения абстрагироваться от себя и сосредоточиться на ребенке. «А жить когда?!» - воскликнут непросве щенные родители. А это и есть ЖИЗНЬ,
причем захватывающе интересная, по скольку требует от просвещенного ро - дителя личного творчества и умения сотворчества с ребенком. Однако можно многое уметь и еще больше знать, но не применять этого в жизни.
ПРИМЕНЯТЬ
Почему же так труден этап примене ния? Давайте рассмотрим его попо - дробнее. Этап применения - это непосредственный контакт с ребенком. Знания и умения можно получить и чи тая умные книги, и наблюдая за опытом других, и анализируя свои педагогичес кие удачи и поражения. Но непосредст венный контакт — это всегда творческая работа просвещенного родителя, кото рый в любой момент времени ПОНИ МАЕТ,
что
он делает с ребенком и для ребенка. Педагогическое творчество требуется от родителей из-за непред сказуемости тех ситуаций, которые не прерывно выстраивает ребенок. Не уда ется (или не часто удается) использо вать наработанные другими педагогами или родителями стереотипы действий, конкретные приемы. Почему? Да пото му, что ваш ребенок уникален, у него свои особенности, у вас с ним неповто римые отношения, и в силу этого никакие готовые «рецепты» ему (и вам!) не подходят. Можно говорить лишь об об щем направлении воспитательного воз действия в сходной ситуации. Например, нейтрализация негативных момен тов; одобрение, поддержка в трудных для ребенка ситуациях; неодобрение чего-либо и т.п. Ко мне, как к психологу, часто обра щаются родители за советом. Задача психолога - помочь найти причину сложившейся ситуации и подтолкнуть родителя к самостоятельному творчес кому поиску решения, потому что ни кто, кроме него, не сделает это лучше. Замечали ли вы, читатель, что, когда вам кто-то дает советы («А ты бы сказа - ла...», «А ты бы сделал...»), они вызывают у вас внутренний протест? Это потому, что советы не для вас, не про вашу ситуацию, в которой «что-то чуточку не так». Итак, первая трудность в примене нии педагогических знаний и умений за- ключается в непредсказуемости конкретной ситуации, что требует от ро дителей постоянного педагогического творчества, экспромта, а не использова ния готовых стереотипов. Вторая трудность исходит из недостатка родительского терпения в деле воспитания. Действительно, маме значительно легче самой убрать игруш ки или покормить ребенка с ложки, чем ждать, пока он справится с этим сам. Ожидание тем более трудно из-за того, что маленький ребенок не способен вначале к полностью самостоятельной деятельности. Он нуждается в помощи и поддержке взрослых. Спешащие, нетер пеливые или «жалостливые» родители воспитывают иждивенческие черты у своих детей и, конечно, не являются пе дагогически просвещенными. Третья трудность в применении са мых прогрессивных знаний, самых светлых идей воспитания заключается в необходимости постоянности этого процесса. Воспитание не может носить фрагментарный характер: сейчас мы ребенка «повоспитываем», потом от дохнем, а когда снова появится время или желание, вот тогда еще «повоспиты ваем». Фрагментарность стирает все до - стижения воспитания. Согласитесь, что у нас не всегда хватает постоянства (а
может быть, воли или сознательности?), чтобы сделать воспитательный процесс непрерывным. А между тем, ребенка нельзя «выключить» на время. Он не должен разрываться между вчерашним «нельзя», сегодняшним «можно» и завт - рашним «опять нельзя» из-за нашей непоследовательности и непостоянства. Противоположностью фрагментар ного воспитания является непрерывное занудливое назидание, которое одина ково отравляет жизнь и не в меру «от - ветственным» родителям, и их заорганизованным детям. Конечно, это не все трудности, связанные с применением теории на практике. Но уже и из них видно, что это на ши, родительские трудности. А ребенок здесь - страдающая сторона, но не причина наших неудач. Понятно, что просвещенное родительство подразумевает отсутствие всех перечисленных и других трудностей и ошибок на этапе собственно воспита ния ребенка. Поскольку лучшее воспи тание — личный пример, можно себе представить каких трудов требует само совершенствование просвещенного родителя. Просвещенное родителъство ~ это также и серьезный совместный труд родителей и детей по совершенствованию, развитию и воспитанию друг друга в живом, реальном процессе жизнедеятельности. Используйте, применяйте свои психолого- педагогические знания, умения, способности! Становитесь просвещен - ными родителями! ЕСЛИ ВЫ, РОДИТЕЛИ - ЛАСКАТЕЛИ, ХВАЛИТЕЛИ, ЕСЛИ ВЫ РОДИТЕЛИ - ПРОЩАТЕЛИ, ЛЮБИТЕЛИ. ЕСЛИ РАЗРЕШИТЕЛИ, КУПИТЕЛИ, ДАРИТИЕЛИ - ТОГДА ВЫ НЕ РОДИТЕЛИ, А ПРОСТО ВОСХИТИТЕЛИ !