"Ломоносовский турнир"

Автор: Железнова Алевтина Геннадьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СШ№9
Населённый пункт: г. Камышин
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Ломоносовский турнир"
Дата публикации: 26.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПОСВЯЩЕНИЕ В ХИМИКИ.

1 ведущий : Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах.

Все - от песчинок малых - до планет

Из элементов состоит единых.

2 ведущий : Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгой,

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

1 ведущий : Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий : Мы рады приветствовать вас на празднике-конкурсе - «Посвящение

восьмиклассников в химики».

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»

Химия всех цариц наука,

Химия всех важней.

Синтез различных компонентов –

Это подвластно ей.

Может помочь в беде больному

И чудо сотворить,

Может согреть зимой холодной –

Нам без нее не жить.

Припев. Химия, химия,

Ты для людей важна.

Химия – будущее наше,

Нет жизни без тебя.

Ты подчинила все стихии:

Воду, металл, огонь.

Без кислорода нет жизни в мире,

Свет нам дает неон.

«Феррум» находится в клетках

крови,

Без «аш-два-о» нам не жить.

Химию в школе изучают,

Чтобы ей жизнь посвятить.

Припев. Химия – это я,

Химия – жизнь моя.

Химия – будущее наше,

Нет жизни без тебя.

(Звучат фанфары. Входит Магистр.)

Магистр: Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию лучших

восьмиклассников школ нашего города и ответить на вопрос: «Достойны ли они

стать гражданами великой химической страны?» страна эта древняя, хранящая

множество загадок. Отгадать многие из них еще никому не удавалось. Лишь самым
1

умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Итак, начнем!

Ее Величество королева Амальгама! – блестящая представительница химической

страны. Всем встать!

Королева: Добрый день, мои подданные. Здравствуйте, Магистр. Сегодня для

нашего государства знаменательный день. Мы будем рады присвоить звание химика

самым достойным из собравшихся восьмиклассников. Только для этого вам нужно

будет пройти ряд испытаний. Готовы ли вы проявить чудеса смекалки, смелости и

блеск ума, чтобы заслужить в честном поединке право стать гражданином моей

великолепной страны? Обещаете ли вы бороться честно, без обмана.

Ученики: Обещаем.

Магистр: Значит, мы можем начинать?

Королева: Начинайте! Только мне прежде хотелось бы познакомиться с командами.

И вручить командам Маршрутные листы

( вручает Маршрутные листы ).

Магистр: Итак,

Школа № 1(команда получает маршрутный лист и садится на место)

Школа ОСОШ

Школа № 4

Школа № 5

Школа № 6

Школа № 7

Школа № 8

Школа № 9

Школа № 10

Школа № 11

Школа № 12

Школа № 14

Школа № 15

Школа № 16

Школа № 17

Школа № 18

Школа № 19

Королева: Итак, с командами мы познакомились. Однако не можем разрешить стать

гражданами нашей страны людям, не знающим ее истории.

Магистр: Ваше Величество, вы абсолютно правы, Именно поэтому мы заранее

поручили Советнику по истории подготовить вопросы для команд, чтобы выяснить,

знакомы ли участники турнира с историей страны, гражданами которой они хотят

стать.

Королева: Хорошо, вы можете начинать.

Магистр:

1) Назвать этого человека только ученым-химиком невозможно. Он основал первый

на Руси завод по производству цветной мозаики. Сформировав свой знаменитый

закон сохранения и превращения энергии, он внес неоценимый вклад в развитие

естественных наук. Назовите имя этого человека. Автором какого учения он

является?

Ученики: (М.В.Ломоносов; атомно-молекулярное учение_

Магистр: Да –Это Великий Русский ученный Михаил Васильевич Ломоносов.

В честь него на протяжении многих лет мы проводим этот ТУРНИР. И сегодня не

исключение.Сегоднешний праздник совпадает с замечательным событием 300

(трехсот) летием со дня рождения этого поистине гениального человека.

Презентация по Ломоносову ( показ презентации)
2

Королева:

А мы продолжаем проверку ваших знаний по истории нашей удивительной страны.

Магистр: 2) Когда этот металл был получен в чистом виде, он ценился дороже

золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных

из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все

придворные пользовались «дешевыми» приборами из серебра и золота, члены

царской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью ложек, вилок и

ножей из этого металла. Традиция изготовления столовых приборов из этого

вещества сохранились и по сей день. Правда, они сейчас считаются дешевыми, и

свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве. Что это за металл?

(Алюминий)

3)Если верить древнему источнику, то во времена похода Александра Македонского

в Индию, офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями

гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот

металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена

была офицерская посуда?

(Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами)

4)Что означает выражение «металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу»?

(Железо превращается в ржавчину в процессе коррозии или окисления на воздухе)

5)Английский химик, открывший кислород. (Пристли)

6)Элемент, в обычном состоянии газ, являющийся необходимой составляющей

костей и зубов. (Фтор)

(После конкурса члены ученого совета подводят итоги, оглашают результаты)

Королева: Да, теперь я спокойна. Эти люди знают историю моего государства.

Может быть, когда-нибудь их имена будут занесены в летопись страны.

Театрализация.

КОРОЛЕВА:

Так уж химия скучна?

Может, вовсе не нужна?

Ни любви, ни встреч, ни песен,

Иль предмет мой интересен?

Можно сказки сочинять,

Сценки даже разыграть.

А для вас, ребята, предоставляется сказка «Магия Чудес».

(сказка, идет передставление.)

Королева: Все эти чудеса вы сможете объяснить если будите хорошо учить химию.

Ну а как у ребят обстоят дела с разгадыванием химических загадок? Хватит ли им

знаний и смекалки узнать вещества и элементы по описанию их свойств?

Магистр: Я думаю, Ваше Величество, это можно проверить.

Начинаем.

1.

Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и воде.

Без меня б огонь потух (Кислород)

2.

Я – металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер – переходный. (Алюминий)

3. Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,
3

Очень в сплавах хороша! (Медь)

4.Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес,

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает. (Хлор)

5.

Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете.

Превращаясь в легкий гелий,

Зажигаю Солнце в небе. (Водород)

Королева: Благодарю Вас, Магистр. Я убедилась, что эти ученики знают жителей

моей страны хорошо. И со смекалкой у них все в порядке. А теперь я хочу

предложить им свое задание – королевский Маршрут! Все участники Турнира

получили маршрутные листы по которым должны пройти свой путь и вернуться в

зал, состязания состоятся на 2 этаже.

(УЧЕНИКИ ПОШЛИ НА 2ЭТАЖ НА конкурсы, по маршрутам( С маршрутными

листами) затем вернулись).

Королева: Да, Магистр. Мне кажется, что мы имеем дело с людьми, достойными

стать гражданами нашего государства. Я попрошу Совет подвести итоги

соревнования команд и назвать нам победителя.

Королева:

Химия – наука века.

Помогает человеку.

Но не терпит озорства

Безопасность в ней важна.

ЭКСПОНАТЫ

«жертва взрыва»

Получал я водород

И прибавил кислород.

Они взорвались сразу,

Теперь хожу без глаза.

«Жертва действия щелочи»

Вы не думайте друзья,

Что пришла так в школу я.

Злая щелочь платье съела,

Вот такое братцы дело.

«Жертва любопытства»

Сунул палец я в пробирку,

Получилась в пальце дырка.

Вот беда, игра опасна,

Слезы льют теперь напрасно.

«Жертва дегустации»

Попробовать на вкус решила кислоту,

Глядь, языка уж нет во рту.

Растаял мой язык, как лед,

И до сих пор во рту все жжет.

Магистр:

Правила выживания в химической лаборатории
4

Если откупоривать что-либо –закупорьте.

Если в руках у вас жидкое – не разлейте, поршкоообразное – не

рассыпьте,газообразное-не выпустите наружу.

Если включили выключите

Если разобрали-соберите.

Если не можете собрать – позовите на помощ умельца.

Если не разобрали не вздумайте собирать

Если пользуетесь чем либо держите в чистоте и порядке

Если хотите воспользоваться тем, что принадлежит другому \, попросите

разрешения

Если не знаете, как это делается, - сразу же спросите

Если не можете что либо понят, почешите в затылке

Если все же не поймете, то не пытайтесь

Если у вас что либо взорвалось, проверьте остались ли живы

Если не усвоили этих правил – не входите в лабораторию

Королева: Благодарю Вас, Магистр. А сейчас я попрошу членов Ученого совета

огласить результаты.

Подводят итоги конкурса. Королева вручает призы командам, самым активным

участникам, болельщикам.

Королева: Итак, вы доказали нам, что действительно достойны носить почетное

звание граждан химической страны.

(Звучат фанфары)

Магистр: Командам приготовиться к произнесению клятвы химиков.

Ученики встают. Магистр зачитывает клятву, все хором повторяют: «Клянемся!»

Текст клятвы:

Клянемся, не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянемся!

Клянемся всегда помнить, что атомно-молекулярное учение сформулировал

Михаил Васильевич Ломоносов, а периодический закон – Дмитрий Иванович

Менделеев. Клянемся!

Клянемся всегда соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете

химии. Клянемся!

Выливая ведро воды в стакан кислоты, помнить, что ведро жидкости в стакан не

помещается. Клянемся!

Во время контрольной работы и сдачи экзамена пользоваться шпаргалками

только своего изготовления. Клянемся!

Самостоятельно писать рефераты и доклады, а не «скачивать» их из Интернета.

Клянемся!

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Королева: Я поздравляю вас. Теперь вы по праву можете именовать себя

химиками. Я желаю вам, чтобы жизнь в Химической стране не была для вас

слишком сложной и запутанной. Мне будет очень приятно встречаться с вами

впредь на уроках химии. А сейчас, до свидания.

Заключительное слово учителя.
5