"Программа кукольного театра для детей с общим недоразвитием речи"

Автор: Калугина Алевтина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ ЦРР-Дс№12 "Улыбка" ГО "город Якутск"
Населённый пункт: Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа кукольного театра для детей с общим недоразвитием речи"
Дата публикации: 30.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПРОГРАММА КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
СОСТАВИЛА :
КАЛУГИНА А.А.
учитель-логопед высшей категории ЦРР- Д/С № 12 «Улыбка» г. ЯКУТСК.

ВВЕДЕНИЕ.
На современном этапе развития общества стоит проблема детей с различными речевыми расстройствами. Группы детей с общим недоразвитием речи (ОНР) работают в детских садах общего типа. Работа построена по специальной коррекционно- логопедической программе, рассчитанной на два года обучения. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом – это речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, произношения, восприятия фонем. Характерным для детей с ОНР является то, что неполноценная речевая деятельность, в ряде случаев, накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой, коммуникативной сферы. Для детей с ОНР характерна недостаточная устойчивость внимания, трудности в распределении и переключении. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, дети отстают в словесно-логическом мышлении. Без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Организация кукольного театра с его выразительными, острыми сценическими образами в группе для детей с ОНР станет средством разностороннего воспитания и творческого развития ребенка с патологией. Использование кукольного театра позволяет не только знакомить детей с общественными явлениями, всесторонне воспитывать личность, но и благотворно влиять на ход речевого развития. Работа посвящена проблеме логопедической практики: совершенствованию коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предложенная система работы по использованию кукольного театра в коррекционно- логопедическом процессе разработана с учетом психофизических особенностей детей с общим недоразвитием речи и предусматривает во влечение в работу кукольного театра педагогов, родителей. Данная работа рекомендована для использования логопедами, воспитателями, родителями.
Цели:
показать эффективность дополнительной развивающей программы использования кукольного театра в коррекционно – логопедической работе.
Задачи:
Использование кукольного театра в коррекционно-логопедической работе будет способствовать коррекции: - всех структурных компонентов речи; - обшей и мелкой моторики; - способствовать внешней и внутренней социализации ребенка. - совершенствованию выразительности речи; пробуждению интереса к литературе и театру. - поможет ребенку легко входить в коллективную работу. - выработает чувство партнерства и товарищества. Обучение направлено на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных системой коррекционно-логопедической работы. Театр кукол занимает большое значение в развитии речи детей. В процессе работы над спектаклем у детей активизируются и совершенствуются все структурные компоненты речи.
Принципы работы.
При организации деятельности кукольного театра мы опирались на ряд принципов коррекционно – логопедической работы: - Принцип системности. Этот принцип подразумевает четко спланированную систему
работы кукольного театра, объединенную общей проблемой, единой целью с постепенным усложнением материала. - Принцип последовательности и параллельности. Логопед должен по следовательно от занятия к занятию подвести детей к достижению главной цели. Для этого необходимо вести работу кукольного театра последовательно по всем этапам и по всем направлениям. - Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей. Проводить работу кукольного театра необходимо так, чтобы учиты вать и использовать тот материал, который предусмотрен программой воспитания и обучения детей с ОНР и те умения и навыки, которыми располагает каждый конкретный ребенок.
Требования работы.
При разработке программы использования кукольного театра, мы вы двинули следующие требования к организации кукольного театра: 1.Содержательность и разнообразие тематики. 2.Систематическое использование элементов кукольного театра во всех формах организации педагогического процесса. 3.Максимальная активность детей на всех этапах проведения и подго товки спектаклей. 4.Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации кукольного театра. Работа ведется по периодам, которые практически соответству ют периодам ведения коррекционно-логопедической работы, изло женных в программе обучения и воспитания детей с ОНР. I период - октябрь-ноябрь II период - декабрь-февраль III период - март - апрель.
В каждом периоде выделяем следующие этапы
: 1.Организационный. 2.Оформительский. 3.Исполнительский
.
Мы предлагаем систему
работы по следующим направлениям:
1.Работа воспитателя с детьми, с персоналом детского сада, с родителями. 2.Работа логопеда с детьми. 3.Совместная работа воспитателя, логопеда и музыкального руководителя с детьми. 4.Работа родителей с детьми. Программа предусматривает, что в каждом периоде работа ведется по 3 этапам: организационный, оформительский, исполнительский. На каждом периоде учебного года ставится один спектакль. За один учебный год 3 спектакля.
Формы работы
: 1.Организация семинара для педагогов «Психофизиологические особенности детей с общим недоразвитием речи» (ведет семинар логопед) 2.Проведение совместных часов воспитателя, логопеда, музыкального руководителя и других участников при подготовке кукольного спектакля. 3.Открытые показы кукольного театра для детей детского сада, для родителей.. 4. Просветительская работа среди родителей: беседы, наглядная пропаганда, индивидуальные консультации. 5. Организация совместного труда по изготовлению атрибутов к кукольному спектаклю. Занятия с детьми проводятся 1-2 раза в неделю по 25 – 30 минут во второй половине дня (можно и в первой половине дня, после основных занятий) по подгруппам в соответствии с распределением ролей и обязанностей детей. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к кукольному театру требует целенаправленного руководства ею со стороны воспитателя и логопеда. Организация кукольного театра труд коллективный. Выбор пьесы определяется речевыми и возрастными возможностями детей данной группы, ее содержанием и художественной ценностью. Важно, чтобы все дети в кукольном театре были задействованы в работе над спектаклем. Работу с детьми проводим в виде учебно – тренировочных занятий: работа за столом, работа на ширме, работа с куклой.

Цель работы за столом
– вместе с исполнителями разобрать текст пьесы, осветить каждый момент спектакля, что поможет ребенку с ОНР обогатить словарный запас, развивать навыки общения. Такая работа поможет ребенку вникнуть в содержание пьесы разобраться в трудных словах. Происходит автоматизация звуков, совершенствование грамматического строя речи, выразительности речи. Она проводится в форме читок, обсуждений, бесед. Основная задача педагога - научить исполнителя вкладывать свои мысли, чувства в игру куклы.
• Работа с исполнителями на ширме ведется в двух направлениях:
а) Общая работа над спектаклями. Эта работа - постановочная. Все замечания и предложения педагога направлены на формирование спектакля. От ребенка требуется большое внимание , терпение, умение , четко произносить и действовать. б) индивидуальная работа с каждым исполнителем. Педагог развивает у детей навыки водить куклу, тренируетих ввыполнении определенных действий с куклой, а это для большинства детей с ОНР вызывает трудности. На этих занятиях логопед уделяет внимание звукопроизношению детей, умению связно,последовательно высказываться . •
Работа исполнителя с куклой
начинается со всестороннего ознакомления с ней. Ребенок, надевая ее на руку, знакомится с ее техническим устройством, способами управления. У детей с ОНР ведется тщательная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики.Воспитатель сначала учит ребенка овладевать техническими навыками вождения куклы, правильно держать ее на определенном уровне, не проваливая и не завышая по отношению к краю ширмы, учит носить ее вертикально, не наклоняя на себя или в сторону. Затем работа идет над передачей движения куклы: отрабатывают повороты, поклоны, простейшие танцевальные движения. Одновременно ребенок тренирует свое внимание, постоянно следя глазами за движением куклы -
Работа с родителями
. Логопед, воспитатели должны держать тесную связь с родителя ми. Первая задача педагогов - объяснить важность и эффективность работы по созданию кукольного театра в группе для детей с ОНР, что было сделано в индивидуальных беседах. Только при поддержке со стороны родителей кукольный театр сможет решить поставленные перед ней коррекционно- логопедические задачи. Как правило, инициатором контакта является педагог, и от него в большей мере зависит, будет ли он развиваться успешно .
- Задачи родителей в коррекционно-логопедической работе:
1. Помочь ребенку разучивать тексты ролей для спектакля ку кольноготеатра. 2. Совместно с детьми и педагогами группы работать над изго товлением кукол и декораций. 3.Работать над совершенствованием общей и мелкой моторики, воспитывать трудолюбие, усидчивость, работоспособность, самостоятельность. Оформление спектакля в кукольном театре состоит из кукол, ширмы, декораций и предметов, необходимых по ходу действия. Показ спектакля проходит обычно в музыкальном зале, и имеет своивоспитательные и коррекционные задачи. Показ спектакля зрителямпредставляет для юных исполнителей своего рода испытанием их воли, внимания, самообладания, находчивости, серьезности отно- шения к делу, чувства ответственности, организованности; испытание их умений действовать четко и слаженно в условиях спектакля. Участие в спектакле также помогает детям развивать способности непосредственно и выразительно донести до зрителей чувства и мысли. При постановке кукольных спектаклей большое внимание уделяется ясности, четкости (дикции) и выразительности речи, исполнительским умениям, развитию творческой самостоятельности в передаче образов. Спектакль показываем перед зрителями - детьми из других групп. В отличие от традиционных форм коррекционной работы, наша форма работы, в виде кукольного театра, может быть эффективной, доступной и интересной. Тематика спектаклей может быть разнообразной, варьироваться в соответствии с речевыми и психофизиологическими возможностями детей. Таким образом, предложенная система работы по использованию кукольного театра в коррекционно- логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи будет способствовать улучшению речевого развития детей.



Программа кукольного театра по периодам.



I период

(

октябрь-ноябрь

)
Направления работы Э т а пы работы. Организационный Оформительский Исполнительский Логопеда, воспитателя С детьми Учебно-тренировочные занятия («Репка»). Беседы о театре. Разработка общего замысла оформ - ления. Организация совместного труда по изготовле нию атрибутов к спектаклю. Рассматривание альбомов об искусстве. Показ спектакля «Репка» (обсужде- ние). Учебно- тренировочные занятия Логопеда, воспитателя с персоналом детского сада Семинар «Психофизиологические особенности детей с ОНР». Беседы. Доклад «Использование кукольного театра в системе коррекционо- логопедической работы с детьми с ОНР» Посещение спектак- ля кукольного теат - ра. Консультация «Учимся играя». Логопеда, воспитателя с родителями Папка-передвижка «Театр кукол для детей». Индивидуальная беседа «Что надо знать о своем ребенке» Стенд «Воспитание тру- долюбия у детей». Семинар практикум по обучению навыкам кукловождения. Родительское собрание «Вечер вопросов и ответов». Открытые занятия: «Что мы умеем». Стенд «Чем живет группа». Воспитателя Учебно-тренировочные занятия, игры на разви- тие мелкой моторики -«Мозаика», «Собери узор». Чтение художественной литературы. Пересказ текста. Стенд «Мамины помощники» Работа над ролью. Занятие кукольного театра. Выставка «Я сам". Музыкального руководителя Работа над усвоением мелодии и ритма музы- кальногопроизведения. Учебно- тренировочные занятия с исполнителями. Работа по профилактике осанки. Подгрупповая работа с исполнителями. Участие в спектакле. Инструктора по физической культуре Общеразвивающие упражнения, упражнения для рук, плечево го пояса, подвижные иг ры на координацию движения. Подвижные игры па разви- тие быстроты реакции на словесную инструкцию. Работа по преодоле- нию скованности в движениях. Родителей Выполнение домашних заданий логопеда. Разу - чивание текста ролей. Совместное изготовле ние декораций. Автома - тизация навыков кукло- вождения. Игры на развитие мелкой моторики. Чтение худ литера- туры (пересказ).



II период



(декабрь - январь - февраль)
Направления Этап ы работы Организационный Оформительский Исполнительский Логопеда, воспитателя с детьми Учебно-тренировочные занятия («Дружные зайчата»). Работа над выразитель ностью речи (интонация). Беседа о культуре пове дения. Организация совместного труда по изготовле нию декораций. Работа над мелкой моторикой пальцев рук. Показ спектакля «Дружные зайчата». Обсуждение спектакля. Логопеда, воспитателя е персоналом детского сада Семинар-практикум «Методика инсцениро - вания сказок». Папка-передвижка «Театр кукол для детей». Открытое занятие кукольного театра. Посещение спектакля кукольного теат ра. Фотомонтаж о кукольном театре. Логопеда, воспитателя с родителями Консультация учителя начальных классов. Выставка «Умелые руки» Круглый стол «Взаимосвязь игры и труда». Организация со - вместного труда. День открытых две - рей. Библиотека для родителей. Воспитателя Упражнения па развитие мелкой моторики (штриховка, обведение контуров), на развитие высоты голоса. Изготовление атрибутов. Индивидуальное разучивание текста ролей. Занятие по ИЗО(рисование). Работа над ролью. Занятие кукольного театра. Развлечение «Наши защитники». Музыкального руководителя Подгрупповая работа с исполнителями. Работа с исполнителями по развитию вырази - тельности речи. Участие в спектакле. Инструктора по физической культуре Упражнения па развитие правильного дыхания. Работа по развитию равновесия. Развлечение «Джунгли зовут». Специальные упражнения по рекомендации логопеда на развитие внимания, точности движений. Родителей Беседа «Расскажи о лю- бимой игрушке» Выполнение домашних заданий логопеда. Совместное изготовление декораций Организация совместного досуга -поход в театр, кино, музей.

III период



(март-апрель)
Направления Э т а п ы работы Организационный Оформительский Исполнительский Логопеда, воспитателя с детьми Викторина «Узнай иг- рушку». Учебно- тренировочные занятия. Работа по развитию ритмического чувства Совместный поход в театр, совместный труд по изготовлению декораций Развлечение «Веселая гостиная». Показ спектакля «Колобок». Логопеда, воспитателя с персоналом детского сада Педагогический час: обмен опытом «Как помочь ребенку» Папка-передвижка «Театрализованные игры». Открытое занятие кукольного театра. Посещение спектакля. Выставка детских работ «Очумелые руки». Логопеда с родителями Семинар- практикум «Наш веселый язычок». Стенд «Картотека добрых дел». Организация совместного труда в группах. Открытое занятие. Папка -передвижка «Пальчиковая гимнастика» Родительское собрание «Наши успехи». Смотр- конкурс «Лучшая кукла». Воспитателя Работа над выразительностью речи. Занятие по ИЗО-лепке зайчиков из пьесы «Дружные зайчата». Развлечение «Милой маме моей» Занятие кукольного театра. Совместное изготовление атрибутов. Организация настольно - печатных дидактических игр. Работа над ролью. Занятие кукольного театра. Музыкального руководи теля Открытое фронтальное занятие. Участие в спектакле. Работа с исполнителями песен. Участие в спектакле. Инструктора но физической культуре Специальные упражне ния ОРУ для рук, плечевого пояса. Подвижные игры на внимание. Подвижные игры и координацию дви- жений. Родителей Вовлечение детей в домашний труд. Выполнение домашних заданий логопеда. Орга- низация совместного труда дома. Экскурсиив музей.

Список использованной литературы:
1.Артемьева Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2001г. 2.Алексеевская Н.А. Домашний театр. М.: Лист, 2002г. 3.Деммени Е.С. Куклы на сцене. Л.: Искусство, 1998г. 4.Караманенко Т.Н. Мои друзья куклы. М.: Искусство, 1980 г. 6.Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981г. 7.Кошманская И.П. Театр в детском саду. Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2004 г. 8.Петрова Т.И., Сергеева Е. Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М.: Школьная Пресса, 2005 г. 9. Смирнова Н.И. И…оживают куклы. – М.: Детская литература, 1982 г. 10.Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: Аркти, 2004 г. 11. Ярославцева И. Кукловедение для малышей: основы кукловождения в детском саду. - М.: Чистые пруды, 2005г.