"Остаётся ли литература искусством слова?…"

Автор: Куликова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Замковская СОШ
Населённый пункт: Калининградская область
Наименование материала: эссе
Тема: "Остаётся ли литература искусством слова?…"
Дата публикации: 28.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МАОУ Замковская СОШ Эссе Тема: « Остаётся ли литература искусством слова?…» Учитель Куликова Т.А. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки. Анна Ахматова По определению литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово. Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать ,и купить, Слово можно в разящий свинец перелить Простое привычное человеческое слово. Силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной, заставляя нас чувствовать, мыслить, сопереживать… Итак, человек родился…
Среди слов, которые мамы обращают к своим малышам, есть особенные слова. Они

обёрнуты в размеренную, протяжную мелодию, окутаны сердечным теплом и

нежной любовью. Это колыбельные песни. Они родились вместе с первым ребёнком и

живут по сей день, делая путь малышей ясным, открывая им мир как пространство

творчества. Песня матери – главная песня в мире, начало всех человеческих песен.

Расул Гамзатов

О чём же напевает ребенку мать? С помощью колыбельных она знакомит его с миром, в который он пришёл, и создаёт его путь в этом мире — тесно связанный с родом, с семьёй, благополучный, полный изобилия. Большинство слов в колыбельных — ласковые, нежные (баюшки, ладушки, гуленьки), что даёт ребёнку ощущение мягкости, защищённости, радости, покоя. Эти впечатления, полученные ребенком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь. Чуть позже: С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре… На этой ступени приобщения ребёнка к слову, подключается учитель. Неоценима роль учителя на этапе формирования читательской компетенции младшего школьника. Изучение литературного чтения включает несколько разделов- это виды речевой деятельности, аудирование, чтение, говорение, письмо, виды читательской деятельности. Считаю очень важным раздел «Круг детского чтения», так как он обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения и устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности. Полистаем учебник. Первый раздел «Устное народное творчество». Прошу вспомнить колыбельные, которые напевала мама. Наблюдаю за лицами ребят. Улыбаются, начинают говорить: а моя мама…, а мне мама…, а можно я спою? , я нарисую…, я сочиню, я пою куклам… Сколько тепла, любви, света в рассказах ребят! Все хотят рассказать! Потому что о маме, о семье, о чувствах, пережитых эмоциях. Раздел «Творческая деятельность учащихся» (на основе литературных произведений), является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Ребята активно, с интересом переносят полученные знания в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: читают по ролям, инсценируют , пересказывают
от первого лица, сочиняют, рисуют. Делают попытки создания проектов: «Пословица – недаром молвится», «Что за прелесть эти сказки» и др. Ученики на уроках работают со словом: распознают прямое и переносное значение слов, их многозначность, пополняют активный словарный запас. Одной из задач, определённой примерной программой по литературному чтению , является : Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др..)… Мероприятия, проводимые правительством Российской Федерации , позволяют надеяться, что главная задача Года литературы – повысить читательскую активность, будет решена. Приведу несколько цитат из речи президента нашей страны В.В. Путина: Не секрет: в России стали меньше читать – к сожалению, огромному сожалению для нас всех, – и возродить в обществе ценность хорошей книги принципиально важно. Так же, как и делом помочь тем, кто так или иначе связан с литературной деятельностью, с этой сферой. Рассчитываю, что Год литературы пройдёт действительно широко и в столицах, и во всех российских регионах, поможет вернуть в нашу жизнь, в жизнь молодёжи понимание хорошей художественной литературы и, конечно, самого слова, всех удивительных возможностей нашего родного русского языка, который по праву входит в число самых выразительных и образных языков мира. Уверен, что наши совместные усилия позволят сберечь лучшие традиции русской литературы, укрепить её авторитет и влияние в мире. Сохранив свою культуру, свой язык, литературу, сохраним себя как нация, как народ, как страна. И тысячелетняя Россия останется Россией.
Возникла острая необходимость привлечь наше внимание к литературе. 2015 год, согласно Указу Президента России от 12.06.2014 года за номером 426, объявлен Годом литературы. Какова цель проведения в Российской Федерации Года литературы? Цель – привлечение внимания общества к литературе и чтению, стимулирование интереса россиян к печатному слову, к книгам. Какие основные задачи Года литературы? Одна из ключевых задач — привить новому поколению вкус к правильному чтению, содействовать этому непростому и многолетнему процессу. Одна из самых главных задач Года литературы – повысить читательскую активность. Читать – это должно быть «модно», современно, актуально. А для этого ещё нужно обратить внимание вот на что. Мы должны вернуться к семейному чтению: к моде на обсуждение в семье прочитанного материала, к коллективному чтению книг вслух. «Проникновение чтения в семью» — это очень важно и необходимо. …Читайте книги – и жизнь ваша станет намного интереснее. Не читая, люди ограничивают своё развитие, самоустраняются от размышлений. Если человек не стремится всеми силами души к неустанному обновлению, к знаниям, к улучшению самого себя, то жизнь его становится намного беднее.