"Формирование УУД учащихся при проектной и исследовательской работе"

Автор: Пьянкова Оксана Владимировна
Должность: учитель искусства, изобразительного искусства
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8
Населённый пункт: Пермский край, город Чайковский
Наименование материала: Аналитическая записка
Тема: "Формирование УУД учащихся при проектной и исследовательской работе"
Дата публикации: 28.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пьянкова Оксана Владимировна

учитель искусства, изобразительного искусства

МАОУ СОШ №8

Пермский край, город Чайковский



Аналитическая записка

«Формирование УУД учащихся при проектной и исследовательской работе»
Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В стандартах второго поколения возникает понятие – универсальные учебные действия (УУД), это связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося. В составе основных видов универсальных действий выделено четыре блока: 1. личностный, 2. регулятивный, 3. познавательный, 4. коммуникативный.
Формирование УУД, как нельзя лучше обеспечивает организация исследовательской и

проектной работы
, имеющих следующие особенности: 1. Цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющих значимость для других; 2. Исследовательская и проектная работа должна быть организована т.о., чтобы обучающие смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, ученики овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; 3. Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность имеет как общие, так и специфические черты. К
общим характеристикам
следует отнести: ~ практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной работы;
~ структуру проектной и учебно – исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач которые следует решить, выбор средств и методов адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов. ~ компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию. Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (не успешности) исследовательской деятельности.
Специфические черты (различия)
проектной и исследовательской деятельности:
Проектная деятельность
: проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Исследовательская деятельность:
В ходе исследования организуется поиск в какой – то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
В решении задач формирования УУД
большое значение придаётся проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта сведения или знания должны быть найдены самими обучающими. При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний, он становится действительным организатором совместной работы, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Особое значение для развития УУД имеет место индивидуальный проект,
представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой
работы ученик – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник. Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально – психологических потребностей партнёров на основе развития соответствующих УУД. Исследовательская и проектная работа позитивно влияет на процесс становления личности ученика – проявляется повышенная склонность к самообразованию, ученики грамотнее анализируют и оценивают факты, события, явления, увереннее в своих силах, любознательнее, инициативнее. Организация исследовательской и проектной работы с учениками способствует и профессиональному росту учителя, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть из потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами и с родителями учащихся. При такой совместной работе у учащихся
формируются следующие УУД:
1. Личностные: оценивание содержания исследовательской или проектной работы исходя из социальных и личностных ценностей; 2. Регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка; 3. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выдвижение гипотез и их обоснование, анализ предмета и объекта обоснования, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др. 4. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Таким образом, можно сказать о том, что исследовательская и проектная работа создаёт благоприятные условия для саморазвития личности школьника, формированию у него ключевых компетенций. В результате – повышение качества образования и способность к определению своего места в мире и реализации своих способностей. Безусловно, взрослея и переходя из класса в класс, учащиеся в той или иной степени расширяют круг теоретических знаний и практических умений, становится более развитыми при любых методах обучения. Но если процесс развития УУД сделать целенаправленным и управляемым, то необходимые результаты будут достигнуты в более короткие сроки. Освоение проектной и исследовательской деятельности обеспечивает условия для формирования всех универсальных учебных действий. Рассмотрим более подробно методы и методики
формирования УУД
(см. таблицу)

Блок универсальных

учебных умений

Методы и технологии
Личностные действия
Проектирование:
рецензирование работ одноклассников. Сопоставление, отбор, проверка и оценка информации, полученной из различных источников. Регулятивные действия
Проектная и исследовательская:
планирование проектной и исследовательской деятельности. Оценка получаемых в ходе исследования результатов. Решение практических задач. Познавательные действия Частично поисковые,
исследовательские методы, проекты,
обеспечивающие развитие учебной мотивации и познавательного интереса, а также готовность к проектной и исследовательской деятельности. Подготовка докладов, рефератов. Поиск информации в литературе, интернете. Коммуникативные действия Интерактивные формы и методы обучения. Групповая форма организации учебной деятельности учащихся. Уроки – диспуты.
Защита проектов и исследовательских работ.

Из таблицы видно, что все используемые методы, методики и технологии, эффективно

применяемые для формирования универсальных учебных действий (УУД ) связаны с

организацией исследовательской и проектной деятельностью обучающихся.

Соответственно организуя исследовательскую и проектную работу на уроке и во

внеурочное время можно добиться высоких результатов по формированию УУД.