"Организация деятельности дошкольного логопедического пункта в современных условиях"

Автор: Кириленко Марина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ Павловский детский сад №5
Населённый пункт: город Павловск, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация деятельности дошкольного логопедического пункта в современных условиях"
Дата публикации: 28.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Организация деятельности дошкольного логопедического пункта в

современных условиях.
На современном этапе дошкольного образования актуальны вопросы личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития ребенка. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Большинство этих детей не относится к детям с тяжёлыми нарушениями речи. Однако ребенок и его родители не в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно. Дети, имеющие несложные речевые нарушение не подлежит зачислению в специальную речевую группу. Выходом из такой ситуации для комплексного сопровождения такого ребёнка в саду общеразвивающего вида является открытие и функционирование логопедического пункта. Логопедический пункт создается в дошкольном образовательном учреждении в целях ока- зания помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи (первичного характера). Основными задачами логопедического пункта являются: -коррекция нарушений в развитии устной речи детей: -разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) детей. На логопункт ДОУ зачисляются дети дошкольного возраста, имеющие следующие нарушения в развитии устной речи: - общее недоразвитие речи разной степени выраженности; - фонетико-фонематическое недоразвитие речи; - фонематическое недоразвитие речи; заикание; - недостатки произношения - фонетический дефект; - дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрии, ринолалии). В первую очередь в логопедический пункт зачисляются дошкольники, имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ подготовки к обучению в школе (дети с ОНР, ФФНР, ФНР). Зачисление на логопункт осуществляется по результатам обследования речи учителем- логопедом дошкольников. Оно проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные дети, имеющие нарушения в развитии устной речи, регистрируются и
зачисляются на логопункт. Предельная наполняемость логопедического пункта городского образовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек. На каждого ребенка, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет ре- чевую карту. Выпуск детей из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной речи. Форма занятий с обучающимися групповая(подгрупповая) и индивидуальная. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной речи ребенка и местонахождения образовательного учреждения. Занятия с детьми в логопедическом пункте, проводятся с учетом режима работы общеоб- разовательного учреждения. Недельная нагрузка учителя-логопеда на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов непосредственно коррекционной работы с детьми. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся: - с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, не менее трех раз в неделю; - с детьми, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи, не менее двух-трех раз в неделю; - с детьми, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз неделю; - с заикающимися детьми не менее трех раз в неделю. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, дефекты речи, обусловленные нарушением строения подвижности органов речевого аппарата. По мере формирования у дошкольников произносительных навыков, занятия проводятся в группе. Продолжительность группового занятия должна составлять не более 20 мин. Система работы дошкольного логопедического пункта по диагностике, коррекции речевых недостатков и оценке результатов позволяет учитывать не только компенсаторные возможности детей, но и особенности развития каждого ребенка на данном этапе возрастного развития. Так осуществляется личностно-ориентированный подход к воспитанникам с нарушениями в развитии речи в ДОУ общеразвивающего вида.