Автор: Зотова Светлана Валентиновна Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГБОУ Региональный социопсихологический центр
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Окно в мифический мир" или сказкотерапия
Содержание
1.
Введение
2.
Воздействие электронно-визуальной среды
3.
Занятия сказкотерапией
4.
Используемая литература
2
1. Введение
Опыт человека, в отличие от опыта животных, фиксируется в структурах мозга с
первого раза. Мозг словно фотографирует поведение человека в той или иной
ситуации. Так с детства формируются привычки. Иногда важно раскачать
сложившиеся стереотипы поведения и заставить человека взглянуть на них под
другим углом зрения.
Если рассмотреть классический портрет современного ребенка, то он будет
следующим: ежедневно предпочитает просматривать телепередачи более 3-х часов
чтению. Современные дети убеждены, что чтение - это усилие, "связанное с
неприятным ощущением". Развитие телевидения, а затем появление электронных
игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили
классические формы детской игры.
Здесь срабатывает простой закон: живое существо всегда исходит из
принципа экономии энергии. С этой точки зрения смотреть телевизор легче, чем
читать или даже играть: визуальный ряд не надо выстраивать при помощи
воображения, он дается в готовом виде. Вместо напряженной внутренней работы
ребенку достаточно нажать кнопку - и ему будет преподнесен завораживающий,
целостный и самодостаточный игровой мир, не требующий ни поиска, ни
партнеров. Этот сверкающий мир готов принять играющего как своего
единственного властелина и покориться его безраздельной воле. Я, работая
много лет с детьми, и имея своих, очень обеспокоена. Ведь «компьютерные
погружения» такого рода, когда они оказываются доминирующими в жизни
ребенка, не могут не отразиться на его эмоциональной сфере.
Главная же опасность кроется в стандартизации детского мышления
вследствие неразвитости индивидуального образного мышления. Экранное
воспитание способствует возникновению у детей, да и у взрослых тоже,
рассеянного внимания, бессистемного мышления.
3
2. Воздействие электронно-визуальной среды
Испытывают на себе воздействие новой электронно-визуальной среды и
простейшие формы детской игры - манипуляции с различными предметами.
Возможно, «тетрисы», планшеты и другие компьютерные игры развивают
зрительную координацию, но не пальцы. Поэтому одна из основных проблем
современного ребенка - не развитая моторика.
Конечно, было бы смешно в современном мире пытаться сохранить
преподавание на уровне каменного топора, потому что «так полезнее». Среду
нельзя игнорировать. Ее можно учитывать. Компьютеры и калькуляторы должны
стать средствами обучения, а не игрушками, порабощающими ребенка.
Все эти наблюдения стали толчком для моей работы. Дети совершенно
разучились с удовольствием читать и слушать. Поэтому в планировании своей
работы я обратилась к литературе педагогов И. Медведевой, Т. Шишовой, Т. Д.
Зинкевич-Евстигнеевой, Л. Д. Коротковой. На уроках по психологии и
коррекционно - развивающих занятиях я стала использовать чтение
психологических сказок. Сказки - это процесс поиска смысла, расшифровка
знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Когда начинаешь рассматривать
сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории
содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти
полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая
сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном, некий символический
«банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае
необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве.
Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет
разворачиваться ситуация. Но всегда ли у детей есть «уши», чтобы его услышать?
Как правило, смысл событий понятен лишь задним числом и то «продвинутым»
взрослым. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием
4
смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни.
Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки»,
отвечать на вопрос: «Чему учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением,
то он станет более мудрым и созидательным. Ведь сказкотерапия - это процесс
образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказка учит жить. А
иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? И не только дети
были слушателями, но с неменьшим удовольствием и волнением погружались в
мир волшебства и чудес взрослые члены семьи!
3.Занятия сказкотерапией
Работая с группой детей над сказкой, я с удовольствием вместе с ними погружаюсь
в волшебный удивительный мир. Сказка в увлекательной форме и доступным для
понимания «языком» показывает окружающую жизнь, людей, их поступки и
судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок
героя, дает возможность за 30-40 минут примерить на себя и пережить чужую
судьбу, чужие чувства, радости и горести.
Цель моих уроков состоит в том, чтобы вызвать у детей свободные
ассоциации, касающиеся их психической жизни, используя сказку как
метаморфозу. Активная работа с текстом, позволяющая обсудить мотивы
поведения персонажей и ввести оценки «хорошо» и «плохо». Использовать сказку
как притчу - нравоучение, подсказать варианты выхода из ситуации. Подвести
детей к пониманию ценности счастливой семейной жизни и покоя в семье.
На занятиях мы подробно разбираем все ее свойства. Но суть всех этих
рассуждений одна: без сказки нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются
все желания. Видеоиграми сыт не будешь, особенно если они созданы в чужой
стране, где люди живут иными проблемами. Привлекательность таких занятий
5
состоит в организации условий для соприкосновения с общечеловеческими
духовно - нравственными ценностями, заключенными в культуре, которая вне нас.
Отношение к себе и другим складывается под влиянием опыта исторического,
позволяющего приобщиться к более широкому контексту таких понятий как
счастье, добро, красота, ум и прочее. И одновременно расширяют рамки
индивидуальной жизни, учат видеть всеобщее и уникальное в человеке.
4.Используемая литература
В. В. Ветрова «Уроки психологического здоровья» - М.: Педагогическое общество
России, 2010
Л. Д. Короткова «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного
возраста» - М.: «ЦГЛ», 2003
Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии» - СПб.: Речь, 2005
6