"Окно в мифический мир" или сказкотерапия

Автор: Зотова Светлана Валентиновна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГБОУ Региональный социопсихологический центр
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Окно в мифический мир" или сказкотерапия
Дата публикации: 30.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СТАТЬЯ

«ОКНО В МИФИЧЕСКИЙ МИР» ИЛИ СКАЗКОТЕРАПИЯ

педагога-психолога

Зотовой Светланы Валентиновны

Тольятти 2015г.
1

Содержание
1. Введение 2. Воздействие электронно-визуальной среды 3. Занятия сказкотерапией 4. Используемая литература 2

1. Введение
Опыт человека, в отличие от опыта животных, фиксируется в структурах мозга с первого раза. Мозг словно фотографирует поведение человека в той или иной ситуации. Так с детства формируются привычки. Иногда важно раскачать сложившиеся стереотипы поведения и заставить человека взглянуть на них под другим углом зрения. Если рассмотреть классический портрет современного ребенка, то он будет следующим: ежедневно предпочитает просматривать телепередачи более 3-х часов чтению. Современные дети убеждены, что чтение - это усилие, "связанное с неприятным ощущением". Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили классические формы детской игры. Здесь срабатывает простой закон: живое существо всегда исходит из принципа экономии энергии. С этой точки зрения смотреть телевизор легче, чем читать или даже играть: визуальный ряд не надо выстраивать при помощи воображения, он дается в готовом виде. Вместо напряженной внутренней работы ребенку достаточно нажать кнопку - и ему будет преподнесен завораживающий, целостный и самодостаточный игровой мир, не требующий ни поиска, ни партнеров. Этот сверкающий мир готов принять играющего как своего единственного властелина и покориться его безраздельной воле. Я, работая много лет с детьми, и имея своих, очень обеспокоена. Ведь «компьютерные погружения» такого рода, когда они оказываются доминирующими в жизни ребенка, не могут не отразиться на его эмоциональной сфере. Главная же опасность кроется в стандартизации детского мышления вследствие неразвитости индивидуального образного мышления. Экранное воспитание способствует возникновению у детей, да и у взрослых тоже, рассеянного внимания, бессистемного мышления. 3

2. Воздействие электронно-визуальной среды
Испытывают на себе воздействие новой электронно-визуальной среды и простейшие формы детской игры - манипуляции с различными предметами. Возможно, «тетрисы», планшеты и другие компьютерные игры развивают зрительную координацию, но не пальцы. Поэтому одна из основных проблем современного ребенка - не развитая моторика. Конечно, было бы смешно в современном мире пытаться сохранить преподавание на уровне каменного топора, потому что «так полезнее». Среду нельзя игнорировать. Ее можно учитывать. Компьютеры и калькуляторы должны стать средствами обучения, а не игрушками, порабощающими ребенка. Все эти наблюдения стали толчком для моей работы. Дети совершенно разучились с удовольствием читать и слушать. Поэтому в планировании своей работы я обратилась к литературе педагогов И. Медведевой, Т. Шишовой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л. Д. Коротковой. На уроках по психологии и коррекционно - развивающих занятиях я стала использовать чтение психологических сказок. Сказки - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном, некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Но всегда ли у детей есть «уши», чтобы его услышать? Как правило, смысл событий понятен лишь задним числом и то «продвинутым» взрослым. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием 4
смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет более мудрым и созидательным. Ведь сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? И не только дети были слушателями, но с неменьшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи!
3.Занятия сказкотерапией
Работая с группой детей над сказкой, я с удовольствием вместе с ними погружаюсь в волшебный удивительный мир. Сказка в увлекательной форме и доступным для понимания «языком» показывает окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 30-40 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Цель моих уроков состоит в том, чтобы вызвать у детей свободные ассоциации, касающиеся их психической жизни, используя сказку как метаморфозу. Активная работа с текстом, позволяющая обсудить мотивы поведения персонажей и ввести оценки «хорошо» и «плохо». Использовать сказку как притчу - нравоучение, подсказать варианты выхода из ситуации. Подвести детей к пониманию ценности счастливой семейной жизни и покоя в семье. На занятиях мы подробно разбираем все ее свойства. Но суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Видеоиграми сыт не будешь, особенно если они созданы в чужой стране, где люди живут иными проблемами. Привлекательность таких занятий 5
состоит в организации условий для соприкосновения с общечеловеческими духовно - нравственными ценностями, заключенными в культуре, которая вне нас. Отношение к себе и другим складывается под влиянием опыта исторического, позволяющего приобщиться к более широкому контексту таких понятий как счастье, добро, красота, ум и прочее. И одновременно расширяют рамки индивидуальной жизни, учат видеть всеобщее и уникальное в человеке.
4.Используемая литература
В. В. Ветрова «Уроки психологического здоровья» - М.: Педагогическое общество России, 2010 Л. Д. Короткова «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста» - М.: «ЦГЛ», 2003 Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии» - СПб.: Речь, 2005 6