"Учусь грамоте"

Автор: Попова Лидия Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №74"
Населённый пункт: г. Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: Буклет для родителей
Тема: "Учусь грамоте"
Дата публикации: 29.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МАДОУ «Детский сад № 74» г. Сыктывкар "Шпаргалка для родителей" Рекомендации педагога Поповой Л.Г. для родителей 2016 г.
Уважаемые родители!
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:  Наша речь состоит из предложений.  Предложение — это законченная мысль.  Предложения состоят из слов.  Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв (звуков), например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы(звука).  Слова состоят из звуков.  Звук — то, что мы слышим и произносим.  Буква — то, что пишем и читаем.  Звук на письме обозначается буквой.  Звуки бывают гласные и согласные. 
Гласные звуки
— звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. 
Гласных букв
— десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО)
Йотированные гласные буквы
обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука (береза, мяч). Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Согласные звуки
— звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух: согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;
всегда твердые согласные:
Ж, Ш, Ц;
всегда мягкие согласные:
Й, Ч, Щ.
На схемах гласные звуки обозначаются

красным цветом.

Твердые согласные звуки на схемах

обозначаются синим цветом, мягкие —

зеленым.


Обучение звуковому анализу слова

является основной задачей подготовки к

обучению грамоте
.
Это необходимо для:

Обучения чтению

Грамотному письму в школе

Изучения родного языка

Звуковой анализ – это:
 Последовательное выделение отдельных звуков в слове;  Определение порядка звуков в слове  Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый - мягкий). Сначала обучаем ребёнка выполнять
простые формы звукового анализа:
выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова.
Порядок работы над звуками:
 Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);  Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);  Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);  Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду).
Задания:
- Определить первый звук в словах; - Подобрать названия цветов, животных, посуды и т.д., в которых заданный звук стоит в конце или в середине слова. -Подобрать слова, которые начинаются на гласные
а, о, у.

Игра «Светофор».
Логопед называет слова. Дети ставят фишки на левую красную, жёлтую или зелёную часть полоски, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.
Игра «Определи позицию звука в слове»
Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце). Графическое изображение позиции звука в слове (схема)
Сложные формы звукового анализа.

1 этап
– формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства и действия. Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками.
Основное правило:
Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и даётся характеристика звуку. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука.
Звуковой анализ слова « кит»
Выделим голосом первый звук:
Кь-кь-кь – ит
– первый звук Кь – согласный, мягкий, обозначим зеленым квадратиком. 2. Выделим голосом второй звук –
кииит,
второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук
– кит-т-т,
третий звук Т, он согласный, твердый, обозначим его синим квадратиком. В слове
кит
3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т. Теперь звуки обозначим буквами.
2 этап
– формирование действия звукового анализа в речевом плане, исключая зрительные опоры, - только проговаривание. Слово называется, определяется первый, второй, третий и т.д. звуки, уточняется их количество.
3 этап
– формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова.
Игры:
«Забор», «Звуковая линейка», «Подбери схему к картинке», «Пирамида», «Новоселье у животных».