"Урок по русскому языку"

Автор: Чамыян Светлана Кара-Ооловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Межегей
Населённый пункт: с. Межегей
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок по русскому языку"
Дата публикации: 30.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Межегей Тандинского кожууна Республики Тыва Урок русского языка в тувинском 4 «б» классе по теме:
«Родительный падеж имени

существительного»
Разработала учитель начальных классов Чамыян С.К.

Тема: Родительный падеж имени существительного. (4 класс)

Тип урока:
урок-закрепление.
Цели урока:
способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма; закрепить знания по теме: «Родительный падеж имени существительного»; повторить состав слова, разбор предложений по членам; развивать творческие способности детей, развивать речь, память, обогащать словарный запас; воспитывать умения чувствовать, понимать и любить красоту русской природы, воспитать интерес к поэзии русских поэтов.
Задачи урока:
развивать все виды речевой деятельности учащихся: умения писать и читать, слушать и говорить, а также свободно пользоваться русским языком в различных ситуациях общения; изучать с детьми стихотворения русских поэтов; формировать сознательное отношение к русскому языку как к ценности.
Оборудование: карточки, компьютер, интерактивная доска, проектор.

Ход урока.

1.Организационный момент.
- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, сложите головы на парты и повторяйте за мной: Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.

2.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжим изучение темы «Имя существительное». Мы уже знакомы с именительным падежом имени существительного, начали знакомиться с родительным падежом. Эту работу и будем продолжать. Тема нашего урока «Родительный падеж имени существительного».
3.Минутка чистописания.
На доске записаны слова: ель, свеча, ежиха, пенал. - Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах, и может разделить их на две группы. Какая эта буква? (ответы детей). -На какие две группы она может разделить данные слова? (ответы детей). ера ерб ерв ер… ( напишите ряд букв в указанном порядке до конца строки.)
4.Словарно-орфографическая работа.
ПФБКТХЕШСРЧЕЩЗЦА - Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? Ответы детей. На слайде показывается береза в разные времена года. - Что такое береза? - Назовите ее признаки? - У березы белая кора и листья в виде сердечка. А теперь послушайте, что же обозначает слово «береза?» Береза растет в России с незапамятных времен. От цвета коры получила свое название, которое обозначает «белый», «светлый». Береза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343 года.

5.Работа в тетради.
- Напишите слово береза. Подчеркните безударную гласную. От какого слова произошло слово береза? - К какой части речи оно относится? - Давайте просклоняем это слово. (У доски работает ученик.) - Какая часть слова будет изменяться? (окончание) - Подберите однокоренные слова к слову береза. (Записать в тетрадях и разобрать слова по составу.)
6.Минутка поэзии.
О русской березе писали многие поэты. Сегодня на уроке я хочу вас познакомить с творчеством русского поэта, который дал России образное название - «страна березового ситца» - со стихотворениями Сергея Александровича Есенина. Сергей Есенин родился в селе Константиново, он с детства начал сочинять стихи. Посмотрите на эти слайды: вот Сергей Есенин, а это его родной дом. На родине поэта в селе Константиново, Сергею Есенину поставили памятник (показывается слайд). Послушайте, следующие стихотворения русского поэта С.Есенина (читают 2 заранее подготовленные ученики).
С добрым утром!
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы.
Береза.
Белая береза Под моим окном
Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. - Ребята, о чем говорится в первом и во втором стихотворении? Видите, как красиво пишет поэт о березе, будто она живой человек. Вот так сильно любит Сергей Есенин русскую березу, русскую природу. Любить природу – значит, любить свою Родину. Русский поэт – Сергей Есенин своими стихотворениями воспитывает в нас чувство патриотизма. Мы тоже должны также сильно, как С.Есенин любить и беречь природу и свою Родину.
7.Творческая работа.
Со словами зима, береза составьте предложение и разберите его по членам предложения. (Учащиеся читают стихи о зиме.) …Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов… (А.С. Пушкин)
Зима. Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… (И.З.Суриков)
8.Игра «Подари тепло людям»
Ребята, хотя на улице зима, холодно, но, услышав ваши стихотворения о красоте нашей природы мне стало тепло и радостно на душе, а теперь давайте подарим тепло друг другу.
9.Закрепление. Работа с карточками.

10.Письмо по памяти.
И на ветках берез, Как алмазы горят Капли сдержанных слез. (определить падеж имен существительных и найти грамматическую основу предложения.)
12.Физминутка.
Наступила весна. Природа, и все живое в ней просыпается от зимней спячки. А на носу уже 8 Марта - праздник наших милых мам, таких же красивых и стройных, как русские березы. Давайте представим себя бабочками, полетаем и подумаем, какой же подарок подарить нашим мамам.
Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.
13.Тестирование.
(закрепление)
1.Укажи словосочетание с существительным м.р. в Р.П.
а) Посадить около школы. б) Пищать от голода. в) Стоять на краю. 2.Укажи выделенное существительное в Р.п. а) Всякий дом
хозяином
держится. б) Одной рукой
узла
не завяжешь. в)
С песней
работа спорится.
14. Закрепление. Употребление слов в родительном падеже.
Рябиновые бусы – бусы из рябины, березовый гриб - ………, кленовый лист - ………, сосновая шишка - ……… .
15.Итог урока.
Давайте вспомним, что мы узнали о родительном падеже? (ответы) С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите (слайд смайлики), понравилось ли вам на уроке? Что понравилось? Что запомнилось? А что не понравилось? Ребята, спасибо вам за активную работу на уроке. Спасибо за урок, мне было с вами очень интересно и совсем нетрудно.
16.Домашнее задание.
Упражнение 346, прочитать текст «Природа зимой», подготовиться к сочинению.

Использованная литература:
1. Жиренко О.Е., Гайдина Л.М., Кочерина А.В. Учим русский с увлечением – М.:2005. 2.Журнал «начальная школа» № 4/ 2003. 3.Ракитина М.Г. Русский язык. Тесты. Дидактические материалы.- М.: Айриз- пресс, 2002. 4.Интернет – ресурсы.