"Развитие творческих способностей воспитанником младшего школьного возраста через изготовление игрушек – сувениров".

Автор: Леонтьева Татьяна Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ дополнительного образования "Дом детского творчества "Созвездие" Верхнекамского района Кировской области
Населённый пункт: г.Кирс
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей воспитанником младшего школьного возраста через изготовление игрушек – сувениров".
Дата публикации: 30.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: Развитие творческих способностей воспитанником младшего

школьного возраста через изготовление игрушек – сувениров.

«Самое лучшее открытие- то, которое ребенок делает сам».


Ральф У.Эмерсон. С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукодельных работ, созданных руками мам и бабушек. Изготовление поделок своими руками, оформление ими жилища издавна считалось важным и нужным делом. Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют совершенствованию трудовых технологических навыков у детей и подростков, изготовлению изделий, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважение к труду, трудолюбия и усидчивости. Каждый рожден творцом. Создание красоты – творчество. Прекрасным образцом творчества является игрушка – как один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающая наш быт, радующая наш глаз. Она всегда сопутствовала человеку. Ее любят все дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с удовольствием смотрят на красивые забавные игрушки, которые доставляют истинную радость, переносят в мир детства, вызывают улыбку. Широкое распространение получила игрушка– сувенир, которая является одной из форм трудового и эстетического воспитания. Изготовление игрушек – сувениров отнюдь не является самоцелью, напротив, именно хорошо выраженный и понятный детям особый характер и оформление используются для включения некоторых дизайнерских идей: прежде всего той, что игрушка имеет характер и настроение. При ее изготовлении дети постигают закономерности и принципы дизайна, и с их учетом планируют оформление игрушки. Изготавливая различные игрушки - сувениры в большей мере удовлетворяется любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. А.С.Макаренко считал: «В игрушке – материале есть простор для фантазии, и не просто воображение, а большой творческой фантазии». Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек - сувениров, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой необычной поделки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносит детям изготовление своими руками замысловатых игрушек. Эти эмоции являются стимулом воспитания у них трудолюбия. Не так просто изготовить своими руками поделку. Ее изготовление требует волевых усилий: когда ребенок встречается с трудностями (проблемной ситуацией), он пытается самостоятельно ее разрешить, в результате этого происходит творческое овладевание знаниями, умениями, навыками, и развитие мыслительных способностей. Не всегда сразу детям удается выполнить какую – либо работу (подобрать материал, сделать шаблон и т.д.) под руководством педагога ребенок учится устанавливать причины неудач,
преодолевать их. При этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Ребенок – это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самосовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающей среде, формирование отдельной личности и общества в целом. Дети своими маленькими ручонками, пусть еще не всегда умело и уверенно создают свой удивительный мир художественных образов, чувств, восприятие. Педагог помогает воспитывать душу ребенка и учит не только видеть и понимать прекрасное, но и творить его. Способность к прикладной деятельности не является врожденной, а развивается непосредственно на протяжении всех занятий. Прежде чем приступить к изготовлению той или иной поделки дети знакомятся с технологией ее изготовления, осваивают технику. Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал – бумага. Работа с бумагой – это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, способствует эстетическому развитию детей. Приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей. Из бумаги дети выполняют работы различной формы. Ребенок исследует возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая ее на части, но затем объединяет их и получает новую форму. Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создает большие возможности для творчества детей. Обычно, при получении бумажных полосок разной длинны и ширины, дети тут же начинают их скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Восхитительная белоснежная бумажная пластика, волшебная игра света и тени, бесконечные творческие возможности и перспективы ее использования заставляют удивляться и искать новые пути решения художественных образов и сюжетов. Если взять две полоски бумаги одного цвета, но разных по размеру, сделать кольцо из каждой, соединить их, а затем добавить чуть – чуть воображения, можно сделать зверей для театрального представления (цыпленка, кошку, зайца, и т.д.). В качестве основы для выполнения фигурок животных и людей может быть использован конус или цилиндр. Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы сгибания для получения нового элемента. Одно из любимых занятий детей – складывание из бумаги по типу оригами. Давно смотрю влюбленными глазами, На древнее искусство – Оригами. Здесь не нужны волшебники и маги, Здесь не чего особенно мудрить, А нужно взять листок бумаги
И постараться что – нибудь сложить. Оригами – это прекрасное психотерапевтическое средство, позволяющее переключатся после трудового дня на совершенно другую деятельность. Дети учатся основным азам, овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами способствует концентрации внимания, потому что заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Работу с младшими школьниками по типу оригами начинаем с простых моделей (кораблики, лодочки, лягушки и т.д.), заканчиваем модульным оригами, собирая из модулей прекрасные поделки (корзинки, вазочки, домики, пасхальные яйца и т.д.). При этой работе проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом деятельности не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи. На занятиях в нашем объединении мы с детьми изготавливаем различные виды сувениров. В настоящее время открытки- сувениры ручной работы стали очень популярными. Главная их ценность в том, что это уникальный и неповторимый в своем роде подарок. Изготавливать такие открытки очень интересно, здесь фантазия ребенка ничем не ограничена. Можно использовать материал, который всегда найдется под рукой: красочный картон, бумага, остатки красивых тканей, бисер, нитки и т.д. Такие работы способствуют развитию глазомера, чувство формы и цвета, ритма, умение соотносить части и целое, понимать целое и преобразовывать его. Умелые руки и фантазия творят чудеса! Сколько радости получают дети от сделанных своими руками поделок из ткани, мягких игрушек. При работе с тканью младшие школьники делают на занятиях первые шаги в мир декоративно - прикладного искусства в этом направлении, от которых зависит глубина восприятия и приобщения к прекрасному во всех его пониманиях. Знакомя детей с начальными стадиями изготовления мягкой игрушки, непринужденно ввожу детей в мир сказки, где воспитанники узнают о принцессе Иголочке, о ее несносном и колючем характере, о ее родственниках – инструментах необходимых в дальнейшей работе и правилах обращения с ними. Дети приходят к выводу, что принцесса Иголочка должна иметь свое место – трон и сами выбирают образец изготовления трона для своей принцессы Иголочки. Прежде чем приступить к изготовлению игрушки – трона (игольницы) дети знакомятся и осваивают технику выполнения ручных швов. Использование у младших школьников сказочных моментов ведет к более продуктивному познанию. На занятиях воспитанники не только получают знания, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде, главной целью которых является формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности. Так при изготовлении игрушек,
дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы. В случае затруднения ребенку предлагается карта поэтапного выполнения работы. На протяжении многих лет участвуем в областных конкурсах «Гимн воде», «Вятская жемчужина», «Творчество юных за безопасность дорожного движения», в районных выставках декоративно – прикладного творчества и образовательного учреждения, где занимаем призовые места. Большое внимание уделяется здоровьесбережению ребенка: на занятиях используем интересные компьютерные зрительные гимнастики, корректирующие зрение детей, снижающие усталость и напряжение. Проводим гимнастику для пальчиков, развивающую гибкость, подвижность кисти и мелкую мускулатуру рук, для смены деятельности – физкультминутки. Итак, правильно организованный процесс обучения, дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать занятия по изготовлению игрушек – сувениров, как важный элемент гармоничного, творческого развития способностей детей. Литература: 1. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда. ВЧГК. Русский центр. 2. Иванченко В.И. Занятия в системе дополнительного образования детей. – М.: Учитель 2007. 3. Котова Е.И. Развитие творческих способностей детей во внеурочное время. – С-Петербург.