"Особенности подбора репертуара в классе общего фортепиано на эстрадном отделении"

Автор: Дубовцева Надежда Апполоновна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №2
Населённый пункт: г.Глазов Удмуртская республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности подбора репертуара в классе общего фортепиано на эстрадном отделении"
Дата публикации: 30.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Особенности подбора репертуара в классе общего

фортепиано на эстрадном отделении.
Говоря о месте фортепиано в системе массового музыкального воспитания и образования, нельзя не сказать о классах «общего фортепиано», через которые проходят музыканты всех специальностей. Именно через курс общего фортепиано прокладываются важные ступени в развитии юного музыканта, как будущего профессионала, так и любителя музыки. Практическое освоение этого инструмента является основой для успешного изучения курса музыкально-теоретических дисциплин, так как на уроках сольфеджио и музыкальной литературы демонстрация музыкального материала проводится исключительно на фортепиано. Фортепиано - классический предмет, поэтому здесь чем-то новым удивить сложно, тем не менее в настоящее время общему фортепиано стали придавать большее значение, стали проводиться конкурсы по общему фортепиано и во многих пианистических конкурсах появилась категория лайт. При обучении учащихся фортепиано можно выделить следующие задачи: 1. Увлечь, заинтересовать детей музыкой. 2.Развивать музыкально-слуховые способности и исполнительские навыки учащихся. 3. Средствами музыки развить творческий потенциал детей, их музыкальный вкус и мышление. 4. Расширить кругозор учащихся, их знание о музыке. Решение этих задач осуществляется преподавателем систематически в выборе репертуара. Фортепиано - многогранная дисциплина, поэтому задача выбора репертуара имеет первостепенное значение. Можно выделить следующие принципы подбора репертуара в класс «Общего фортепиано» 1. Учет индивидуальных музыкальных и психологических способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, внимание, логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.). 2. Репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика, т.е. следует учитывать психолого-педагогические возрастные особенности ребенка (психологические особенности познавательной сферы, ведущую деятельность, соответствующие данному возрасту). 3. Выбранный репертуар должен соответствовать существующим программным требованиям по отбору музыкального материала. Как известно, программные требования (зачетов, экзаменов, академических концертов) предусматривают общепринятый образец подбора произведений. К ним относятся: полифонические произведения,
произведения крупной формы, этюды, пьесы виртуозного плана, пьесы кантиленного характера. 4. Выбранные произведения должны быть направлены как на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося, так и на развитие его исполнительской техники. 5. Выбранный репертуар должен отвечать критериям художественности и увлекательности, педагогической целесообразности, учёта воспитательных задач. Учебный музыкальный материал является главным носителем содержания учебного познания, поэтому он должен обладать высокой степенью содержательности, ёмкости, многогранности, художественной значимости, а также объёмностью и многообразием. 6. Принципы значимости музыкального материала для личности (познавательной, эстетической, практической), художественного разнообразия репертуара, организации художественно-технических задач, планирование самостоятельной деятельности учащихся. 7. Принцип системности. Подбирая музыкальный материал по принципу постепенного усложнения, создаются условия для параллельного развития и исполнительской техники учащегося, и его музыкального мышления. Исходя из специфики эстрадного отделения репертуар для обучения фортепиано имеет свои особенности. - Большое значение в репертуаре учащихся эстрадного отделения имеют эстрадно-джазовые произведения. Они обязательно должны проходиться в большом объеме, так как обязательным условием зачета по вокалу является исполнение джазового стандарта и прохождение джазовых фортепианных пьес поможет в решении вокальных задач. -Наши преподаватели с удовольствием включают в работу пьесы современных авторов, написанные в стиле эстрадной музыки. Достаточно назвать таких авторов как М. Таривердиев, Е. Дога, А.Бабаджанян, А.Коровицин, Е. Весняк. В репертуар учащихся необходимо включать переложения популярных эстрадных произведений - это позволит ребятам выступать на школьных вечерах перед одноклассниками, что значительно повысит их статус, также эти произведения могут послужить моментами для отдыха ученика в качестве музицирования. - Из собственного опыта работы я пришла к выводу, что учащиеся эстрадного отделения намного больше волнуются перед концертным выступлением в качестве пианистов (зачеты, концерты, выпускные экзамены), чем учащиеся музыкального отделения, это связано с тем, что учащиеся эстрадного отделения чаще выступают в роли вокалистов, а в роли пианистов намного реже, поэтому я в своей работе практикую совместные концерты учащихся музыкального и эстрадного отделений для родителей, включая в концерты пьесы для домашнего музицирования. Без доступных и доставляющих удовольствие родителям произведений,
невозможно представить себе современные детские сборники, где пусть в облегченном изложении продолжается знакомство с лучшими образцами классической, джазовой и популярной музыки. Эти сборники могут быть использованы для домашних вечеров и праздников, тем самым создавая положительную мотивацию к занятиям у менее способных детей. Такой репертуар можно использовать, также на концертах в детском саду. -Несмотря на то, что урок общее фортепиано проходит только 1 раз в неделю, нельзя исключать из репертуара учащихся и ансамблевое музицирование, так как игра в ансамбле так же как и пение в дуэте способствует стабильности публичных выступлений, предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и для дружеского общения участников. Времена меняются, и к сожалению, репертуар из существующих на данный момент сборников, не всегда отвечает восприятию музыки современного ребенка. Значительную помощь в поиске фортепианного репертуара оказывают ресурсы сети Интернет. Для педагогов
-
музыкантов Интернет открывает широкие возможности для творческого поиска. Обучение детей музыке – сложный и многогранный процесс и проблема выбора репертуара играет в нем огромную роль. Умело составленный, учитывающий все индивидуальные качества учащегося, репертуар является важнейшим фактором воспитания ученика - пианиста.