"Использование перфокарт на уроках биологии в соответствии с требованиями ФГОС"

Автор: Ширимова Анна Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Дегтяренская ООШ"
Населённый пункт: село Дегтярное Каменского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование перфокарт на уроках биологии в соответствии с требованиями ФГОС"
Дата публикации: 30.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Использование перфокарт на уроках биологии в соответствии с требованиями

ФГОС»
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Преемственность обучения и творческой деятельности, индивидуальный и дифференцированный подход - вот основы мастерства учителя. Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной». Принцип стимулирования творческого роста обучающихся, сочетания индивидуальных и групповых форм работы, принцип непрерывности и преемственности - основные принципы методической работы в условиях введения ФГОС. Необходимость выполнения данных принципов новых стандартов послужило причиной для разработки давно забытой методики - использование перфокарт и перфоконвертов на уроках по предметам естественного цикла, корректировкой на новые условия получения знаний и новые методы работы. Успешное изучение и усвоение учебного материала в школьном курсе "Биология" возможно лишь при условии применения эффективных методов обучения, в частности метода программированного обучения. Регулярная глубокая проверка знаний и навыков учеников, своевременное обнаружение пробелов не позволяют активно вмешиваться в процесс учения, оказывать немедленную и действенную помощь. Необходим поиск рациональных методов проверки знаний, изучение нового материала, использованию при опросе различных видов контроля с применением элементов безмашинного программирования, которые дали «сиюминутные» показатели результатов обучения. Например, составление биологического словаря или проверки биологических терминов. Это сложенные вдвое листы плотной бумаги, на лицевой стороне которых напечатан или написан текст определения. На месте, где нужно ставить термин - прорезаны отверстия. В перфоконверт закладывается лист чистой бумаги, ученик вписывает в прорези только нужные слова. На уроках обобщения и систематизации знаний, при изучении нового материала я разработала перфокарты для учащихся. Это карты сопровождения и деятельности одного ученика или группы учащихся при получении новых знаний или их систематизации. Перед уроком обучающиеся выбирают перфокарту сопровождения. При изучении нового материала использую вариативность обучения, например: при трудностях заполнения таблицы (использую метод перфокарт - при помощи учебника заполнить особенности среды обитания – варианты заполнения прилагаются и дополняются материалами учебника, если не справляется ученик – можно использовать материалы из электронного сопровождения учебника (видио или презентацию); на высокую оценку - используются дополнительные материалы
из справочников
,
книг для чтения
по предмету, материалов
Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов или Федерального центра

информационно – образовательных ресурсов
(рубрики «Это интересно» или Факультатива). Из данных коллекций электронных материалов выполняется
практикум
. Можно для практикума использовать электронное приложение к учебнику.
На своих уроках я часто использую различные виды перфокарт, перфоконвертов и для индивидуального и для коллективного опроса. Оценка работ проводится по методу доктора педагогических наук, профессора Беспалько Владимира Павловича. За все 7 правильных ответов ставится оценка “отлично”; за 6 правильных ответов из 7 – “хорошо”; за 5 правильных ответов из 7 – “удовлетворительно” и за 4 правильных ответа из 7 – “неудовлетворительно”. Для быстроты лучше подсчитывать не количество правильных ответов, а количество ошибок, то есть за каждую ошибку оценка снижается на 1 балл. Использование при этом простейшего устройства для контроля – перфокарты с ключом к тесту-заданию позволяет ускорить сообщение учащимся результата их работы. Правильность ответов проверяется учителем при помощи перфокарты с ключом к тесту- заданию. Перфокарта повторяет карточку ответов, но в ней вырезаны те клетки, координаты которых соответствуют правильным ответам (отмечены красным цветом). Перфокарту лучше изготовить на картоне и заламинировать. Для выяснения правильности ответов она накладывается на карточку ответов так, чтобы их вертикальные и горизонтальные линии совпадали. Верные ответы в карточке ответов должны совпадать с вырезанными клетками перфокарты. Каждая практическая работы отмечается на перфокарте либо цветом, либо процентным соотношением правильных или неправильных ответов. Методика перфокарт используется при составлении электронных тестовых программ. Анализ современной методической литературы по биологии показывает, что разработанные тестовые задания, в основном, являются тестами с выборочной формой ответа. Эта форма тестирования имеет существенные недостатки. Применение метода программированного тестового контроля знаний положительно сказывается на повышении успеваемости учащихся и развитии у них интереса к изучаемому предмету, но и облегчает труд учителя, дает своевременную, быструю, точную информацию о результатах обучения. Кроме того, ученики могут увидеть результаты своего труда не через несколько дней после его проведения, а на данном уроке. Этот метод можно использовать непосредственно при разработке масштабного группового проекта по организации работы на уроках биологии. Итогом работы, может стать непосредственное изготовление перфокарт или электронного тестового продукта по предмету.