"Одна у человека родная мать - одна у него и Родина!"

Автор: Кушникова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №79 "Лучик"
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: "Одна у человека родная мать - одна у него и Родина!"
Дата публикации: 01.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №79 "Лучик"
Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы ОО «Речевое развитие»
«Одна у человека родная мать -

одна у него и Родина!»

Подготовила и провела:
Кушникова Наталья Николаевна, воспитатель
г. Вологда

2016 г


Цель:
обобщение представлений детей старшего дошкольного возраста о Родине – России посредством художественной литературы.
Задачи:

Обучающие задачи:
1. Совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц. 2. Формировать умения: правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам, составлять слова из слогов. 3. Закреплять умения образовывать однокоренные слова, подбирать смысловые прилагательные к заданному слову.
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 2. Развивать умение чувствовать красоту и выразительность музыкального произведения, языка художественного произведения, чуткость к поэтическому слову.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней; чувство партнерства, дружбы и ответственности.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картин о нашей необъятной стране и её прекрасной природе. Чтение произведений К.Д. Ушинского Чтение стихов о Родине и пословиц и выборочное заучивание. Прослушивание записей песен о Родине. Рисование на тему "С чего начинается Родина?"
Оборудование:
ноутбук, мультимедиапроектор, презентация, листочки бумаги и простые карандаши для выполнения задания "Необычный кроссворд", российский флажок, портрет К.Д. Ушинского и название рассказа на доске, карточки со слогами, плакат с заданием "Береза", фломастер черного цвета, листочки березы зеленого, желтого и коричневого цветов, клей-карандаши, клеенка для рабочего стола, салфетки. Под мелодию песни "С чего начинается Родина" дети входят в зал.
Воспитатель:
Добрый день! Очень красивая музыка, не правда ли? Эти прекрасные звуки привлекли к нам гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки, чтобы наступающий день для всех нас стал светлее и добрее. (дети приветствуют взрослых, сидящих в зале, садятся на стулья около экрана)
Воспитатель:
Ребята, я для вас приготовила задание "Необычный кроссворд", давайте выполним его. (1 слайд)
Задание "Необычный кроссворд" Расставляя по порядку цифры вы прочтете зашифрованные слова. Разгадав кроссворд верно, вы прочтете в одном из столбцов кроссворда ключевое слово, выделенное красными буквами. Если кому-то из вас потребуется для разгадывания кроссворда карандаш и бумага, можете взять на столе. 1. 3 4 1 2 К А Р Е 2. 4 2 3 1 Ц Т Е О 3. 3 1 4 2 Д В А О 4. 3 1 2 5 4 И О С А Н 5. 1 4 3 2 С Г Е Н 6. 3 1 4 2 М М А А 1.
Р
Е К А 2.
О
Т Е Ц 3. В О
Д
А 4. О С
И
Н А 5. С
Н
Е Г 6. М
А
М А (дети выполняют задание, вместе с воспитателем проверяют отгадки, на экране появляются правильные ответы и ключевое слово)
Воспитатель:
Как вы думаете почему главное слово, которое я зашифровала в этом кроссворде "РОДИНА"? (Ответы детей)
Дети:
(ответы детей) Наверное потому, что мы сегодня будем говорить о нашей Родине.
Воспитатель:
Вы правильно догадались, ребята. Мы сегодня будем говорить о Родине. А что такое Родина для вас?

Дети
: Родина – это наш дом, наши друзья, родители, солнышко, природа. Родина – это то место где мы родились и живем, где говорят на родном нам языке, наша "малая" родина. Родина - это так же наша родная огромная страна Россия, с ее богатствами и могуществом, с историческим и культурным достоянием.
Воспитатель:
Правильно, ребята! Мы с вами читали и учили много стихов о Родине, о России. Давайте послушаем с вами два замечательных стихотворения. (Катя Смелкова и Илья Лужинский читают наизусть стихотворения, предварительно объявив автора и название)
Катя Смелкова:
Родина - слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою- Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира, Мама и папа, соседи, друзья, Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, ребенок и я. Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком. И на щечке родинка - Это тоже Родина. (Татьяна Бокова) Илья Лужинский:
Россия
Россия, ты- великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути. Озерный плен твои леса венчает. Каскад хребтов в горах мечты таит. Речной поток от жажды исцеляет, А степь родная хлебушек родит. Твоими городами мы гордимся. От Бреста до Владивостока путь открыт. Тебя венчает славная столица, А Петербург историю хранит. В земле твоей богатств поток неиссякаем, К сокровищам твоим нам путь лежит. Как мало о тебе еще мы знаем. Как много изучить нам предстоит. Ираида Мордовина

Воспитатель:
Да, дети, послушав эти стихи мы с вами еще раз убедились, что для всех нас Родина, наша Россия имеет огромное значение. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, для которой потребуется маленькая копия одного из российских государственный символ. Что это за символ такой? Пожалуйста, расскажите мне о нем.
Дети:
(ответы детей) Это флаг РФ- отличительный символ нашей страны, который мы можем увидеть в Кремле, где работает президент, на космических, кораблях, самолетах, на государственных учреждениях, на спортивных соревнованиях.
Воспитатель:
Полотнище российского флага украшают горизонтальные полосы трех цветов: белая, синяя и красная. А знаете ли вы, что означают эти цвета?
Дети:
Эти цвета в России почитались издавна и имеют свое значение: белый цвет - благородство, синий - честность, красный - смелость и великодушие.
Воспитатель:
Молодцы, и это вы знаете! А игра, в которую мы поиграем, называется
"Флаг передавай - слово называй"
. Вставайте в круг. Передавая по флаг по кругу нужно каждому из вас сказать новое слово близкое по звучанию к слову "родина". Будьте внимательны, повторений быть не должно. (Дети, аккуратно передают флаг и называют слова: родители, родня, родственники, родинка, родной, родная, родился, роды, род, родимая, народ, родство, родословная, природа). Может быть, гости помогут нам, подскажут еще несколько созвучных слов? Все вы - молодцы! Со следующим заданием, наверное, тоже быстро справитесь?! Сейчас передавая флаг в другую сторону каждый из вас должен ответить на вопрос "А какая она для вас Россия?" Следите внимательно за ответами других детей, не повторяйтесь! (Дети, аккуратно передают флаг, отвечая на поставленный вопрос (Россия...великая, красивая, богатая, могучая, знаменитая, культурная, многонациональная, свободная, родная, гостеприимная, известная, цветущая, славная, единственная, сильная, непобедимая) А какая Россия для вас, наши дорогие гости?

Воспитатель:
Молодцы дети и гости, замечательно поиграли. Ребята, присаживайтесь на свои места. (Дети садятся на стулья перед экраном, на экране появляется слайд с портретом К.Д. Ушинского )
Воспитатель:
Чей же это портрет? (Это портрет известного русского писателя К.Д. Ушинского) Какие рассказы этого писателя мы уже читали с вами? ("Четыре желания", "Бодливая корова", "Слепая лошадь"). Сегодня я хочу познакомить вас с новым произведением - отрывком замечательного рассказа о Родине "Наше Отечество", который написал К.Д. Ушинский. Вы, пожалуйста, слушайте его внимательно, потому что после его прочтения, я буду задавать вам вопросы. (воспитатель читает адаптированый для дошкольного возраста отрывок рассказа - Приложение 1 )
Воспитатель:
Какими именами в этом рассказе называет К.Д. Ушинский нашу страну?
Дети:
Он называет ее Отечеством, Родиной, матушкой, матерью, Россией.
Воспитатель:
А почему писатель называет Россию Отечеством?
Дети
: Когда поизносишь это слово, то слышится слово "отец". Похожее слово "отчество". Отчество нужно человеку, чтобы знать чей он ребенок, кто его отец, дед. Значит, Отечество, - это родная страна в которой жили все наши предки, которую защищали деды и прадеды. (Появляются слайды с изображением отцов, дедов, прадедов, защитников Отечества)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, правильно вы ответили. "Отечеством мы зовем Россию потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши." - говорится в рассказе.
Воспитатель:
Как говорит в рассказе К.Д. Ушинский о том, почему мы Россию зовем родиной?
Дети:
"Родиной мы зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и все в ней для нас родное"
Воспитатель:
Молодцы, внимательно слушали! Ведь именно поэтому и мы Россию зовем родиной! Как вы думаете, а почему автор сравнивает нашу Родину с матерью, ласково называет ее матушкой?

Дети:
Потому, что она как мать кормит, поит и одевает нас. На ее плодородных землях растут хлеба и другие зерновые культуры, овощи, фрукты, травы, которыми питаются козы, овцы, коровы, дающие нам мясо и молоко, такие растения как лен, хлопок, которые необходимы для производства тканей и пошива одежды. (Слайд с изображением хлебных полей, овощных полей, фруктовых садов, ключевых вод, производства одежды) Потому, что Родина как и мать, каждого из нас учит родному языку, мы все люди России имеют право учиться. И мы в следующем году тоже пойдем учиться в школу и продолжать узнавать много нового о России. (Слайд с изображением детей с азбукой, за партами в школе) Потому, что она как мама защищает и оберегает нас от врагов (Слайды с изображением защитников Отечества)
Воспитатель:
Правильно! ( "... а матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов.") Чтобы лучше запомнить все имена, которыми называет Россию К.Д. Ушинский в рассказе "Наше Отечество", давайте сыграем в игру
"Составь слово"
. Подходите к ковру, здесь рассыпались карточки со слогами
ЧЕСТ, НА, ДИ, РО, ТУШ, СИ,

Я, РОС, МА, КА, ТЕ, ВО, О.
(Слайды на экране) Соедините карточки так, чтобы из слогов получились слова РОДИНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО, МАТУШКА ( дети выполняют задание) Проверьте ваши слова с словами на экране.
Воспитатель:
Вы замечательно справились и с этим заданием. Дети, мы много сегодня смотрели на экран и чтобы наши глаза не уставали, немножко отдохнули, давайте выполним
гимнастику для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Закрывают оба глаза, Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. Продолжают стоять с закрытыми глазами. А теперь мы их откроем, через речку мост построим. Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко. Глазами рисуют букву о. Вверх поднимем, глянем вниз, Глаза поднимают вверх, опускают вниз. Вправо, влево повернем, Глаза смотрят вправо-влево. Заниматься вновь начнем.
Воспитатель:
С давних пор Русь наша (еще и так называли и называют нашу Родину) славилась хороводными песнями. Давайте и мы с вами сыграем в хороводную игру "На горе то калина".
Физкультминутка хоровод "На горе то калина"
(после исполнения дети садятся на стулья)
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете пословицы о Родине, о России?
Дети:
Да
Воспитатель:
А что такое пословица?
Дети:
Пословица - это народная мудрость. Пословица - это фольклор, жанр устного народного творчества.
Воспитатель:
Совершенно верно. А может кто-то из вас заметил пословицу в рассказе "Наше Отечество" К.Д. Ушинского?
Дети:
Одна у человека родная мать - одна у него и Родина!
Воспитатель:
Какие вы внимательные! Молодцы! Тогда вы легко справитесь и со следующим заданием. Давайте сыграем в игру
"Продолжите пословицу"
. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать. Пусть и наши гости тоже поиграют вместе с нами. Береги землю родную, как мать любимую. Человек без Родины, что соловей без песни. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Жить - Родине служить. Для Родины своей ни сил, ни жизни не залей. Родина любимая, что мать родимая. Одна у человека родная мать одна и Родина. На чужой сторонушке рад родной воронушке. Родина - мать, умей за нее постоять.
Рыбам — море, птицам - воздух, а человеку - Отчизна. Русский человек без Родины не живет.
Итог занятия:

Воспитатель:
Умницы, и пословиц о Родине вы тоже знаете много. Дети, а какие чувства вы испытываете, слушая стихи, пословицы, песни, рассказы о нашей Родине?
Дети:
Стихи, пословицы, рассказы вызывают чувства любви, уважения к России, гордости за страну, желания прославлять ее, сохранять ее богатства и защищать свою Родину.
Воспитатель:
А что вы можете делать уже сейчас, чтобы Россия и дальше могла процветать и становиться еще сильнее?
Дети:
Беречь природу, любить своих родных и близких, не ссориться с друзьями, изучать историю России.
Воспитатель:
Правильно, дети, вы уже и сейчас можете делать все для того чтобы наша страна оставалась крепкой и могучей. Всегда помните о том, что
одна у

человека родная мать - одна у него и Родина!

Воспитатель:
А вот понравилась ли вам наша сегодняшняя беседа о родине и все ли вы мне показали и рассказали, что знаете о ней, я узнаю после того как вы выполните последнее задание. Пожалуйста, подходите все к столу. На доске висит плакат, на котором вам необходимо соединить точки по порядку номеров. (дети выполняют задание, звучит красивая музыка) Что у вас получилось?
Дети:
Береза - природный символ России!
Воспитатель:
Совершенно верно! Символ России - белая береза. Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная. А вот на нашей березе чего - то не хватает? (Листьев). Давайте мы оденем нашу красавицу в ее платье. На столах лежат листочки березы зеленого, желтого цветов. Если вы сегодня активно отвечали на все вопросы, правильно выполняли все задания и вам понравилась беседа о России, то,
пожалуйста, приклейте на плакат 2 листочка зеленого цвета. Если не все получалось у вас или что-то не понравилось вам, то приклейте 2 листочка желтого цвета. (Дети выполняют работу) Приглашаем и наших гостей украсить русскую красавицу. Посмотрите, какой красивой стала наша береза! Спасибо, вам дети и гости за хорошую работу, за внимание! Завершая нашу литературную встречу давайте послушаем стихотворение Н.Рубцова о русской березе, которое нам прочтет Даша. Ты до того, березонька, красива И в полдень жаркий, и в час росы, Что без тебя немыслима Россия И я немыслим без твоей красы. (Николай Рубцов) (звучит спокойная мелодия, дети прощаются и выходят из зала) Приложение 1
Наше Отечество
(отрывок рассказа адаптированный для детей старшего дошкольного возраста) Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.