"Психологические аспекты общения педагога с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья - дети с нарушением слуха"

Автор: Дорошенко Ирина Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад I, II вида"
Населённый пункт: г. Брянск, Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психологические аспекты общения педагога с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья - дети с нарушением слуха"
Дата публикации: 01.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ « Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад I, II вида» г. Брянск Педагог-психолог Дорошенко Ирина Анатольевна
КОНСУЛЬТАЦИЯ

« Психологические аспекты общения педагога с родителями,

имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья - дети с

нарушением слуха»
Наше учреждение называется – «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад I, II вида» - для детей с нарушениями слуха. В зависимости от степени выраженности дефекта, детей со сниженным слухом разделяют на не слышащих (глухих) и слабослышащих (тугоухих). Все дети являются инвалидами детства. У всех детей диагноз – нейросенсорная тугоухость или глухота, т.е. стойкое нарушение слуха, связанное с поражением внутреннего уха и нервных окончаний. При таких нарушениях современная медицина восстановить 100% слух не в силах; речь может идти о поддерживающей терапии, слухопротезировании (подборе индивидуальных слуховых аппаратов или установке имплантов) и длительной, систематической, целенаправленной психолого-педагогической коррекции. Быть педагогом очень нелегко. Особенно сложен труд педагога- дефектолога. Ведь он работает не только с детьми с нарушениями в развитии. В сфере его деятельности оказываются и родители, которые в большинстве случаев глубоко переживают обрушившееся на них несчастье. Сам факт рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда вызывает у родителей глубокие переживания, а часть из них воспринимает это, как полное крушение надежд. Ведь все хотят иметь здорового, умного, красивого сына или дочь, мечтают об их благополучии в будущем. Даже в тех случаях, когда родители сами страдают тем или иным дефектом, они надеются, что с ребенком все будет в порядке, что он благополучно вырастет, поступит в массовую школу, будет там успешно учиться. И вот, когда родители оглушены этим ужасным ударом судьбы, они ведут себя по-разному, нередко мало адекватно создавшейся ситуации. - Одни из них, чувствуя себя беспомощными и растерянными, внутренне не готовы бороться за будущее ребенка, полагая, что это бесполезно. - Другие пытаются активно действовать, но делают это неумело, и в ряде случаев приносят ребенку не пользу, а вред. - Третьи – быстро переходят от энергичных попыток к бездеятельности, поскольку не видят немедленных успехов. - Есть родители, которые чрезмерно жалеют, балуют, опекают ребенка, не приучают его к элементарным навыкам самообслуживания, все делают за него сами.
- И, конечно, есть такие родители, которые, следуя здравому смыслу, разумно воспитывают ребенка, приветствуют его общение с окружающими, стараются показать что-то новое, развивают его познавательную деятельность, положительные личностные качества, идут за советом к дефектологу, когда видят, что чего-то им не удается добиться. Педагог должен помочь всем родителям. В одних вселить уверенность в то, что систематически проводимая, правильно организованная работа обязательно, хотя и не всегда быстро, увенчается успехом, и ребенок в дальнейшем сможет многого добиться. Другим объяснить, что они идут по неверному пути, что отношение к ребенку следует изменить и только тогда можно ожидать от него существенных сдвигов. Третьим показать, что работа с ребенком, требует много терпения и труда, и нет оснований при первых же неудачах падать духом и опускать руки. Педагог-дефектолог должен быть добрым и терпеливым человеком, разумно реагирующим на самые разные формы поведения родителей. Ему необходимо умение владеть ситуацией и в случае необходимости принимать быстрые, обоснованные решения. Ему следует быть твердым и последовательным, но не жестким и жестоким в своих действиях. Педагогу необходимо иметь чувство юмора, уметь вовремя мягко пошутить по поводу некоторых происшествий и таким образом снять напряжение, предотвратить назревающий конфликт. Однако насмешки ни в коем случае недопустимы. Люди очень чутко улавливают интонацию другого человека и по-своему воспринимают и переживают её и могут почувствовать себя обиженными. Работа педагога-дефектолога предполагает большую отдачу сил, энергии, душевного тепла. Она невозможна без наличия глубоких разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами. Для того, чтобы полноценно, результативно проводить консультативную, коррекционную работу с родителями и детьми, необходимо владеть, по возможности, полной информацией о семейном положении ребенка. С этой целью ежегодно проводится
анализ социальных характеристик семей
, который отражает следующие параметры: - состояние здоровья родителей - уровень образования родителей - психолого-педагогическая культура родителей - жилищно-бытовые условия семьи - тип семьи - семейный уклад - стиль воспитания Работа с родителями в образовательном учреждении I, II вида имеет свою
специфику:

- применение в процессе общения специфических форм речи – устно- дактильная (т.е. пальцевая азбука), жестовая речь - учет в работе различия в отношении к дефекту ребенка слышащих и глухих родителей - длительные разлуки детей с семьёй – проживание детей в интернате - трудности в осознании родителями того, что первичный дефект ребенка влечет за собой дефекты, не менее значимые, вторичного, третичного… порядка - отсутствие у родителей знаний о методах, формах коррекционно- развивающей работы с детьми с нарушениями слуха Работа с семьями в нашей школе строится целенаправленно и дифференцированно. Обязательно учитываются в работе результаты исследований семей воспитанников и учащихся. Комплексный подход в работе с родителями реализуется всеми специалистами через различные формы на каждом этапе этой работы. Работа с родителями, их консультирование, поддержка в тяжелые минуты – сложный и важный аспект деятельности педагогов. Поддержка является одним из факторов, способных улучшить взаимоотношения между педагогом и родителями. Она основана на вере в способность человека преодолевать жизненные трудности и раскрывает перед родителями перспективы будущего их ребенка.