"Здравствуй, Зимушка – Зима"

Автор: Сырникова Анна Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: БУ ВО "Великоустюгский центр ППМСП"
Населённый пункт: город Великий Устюг, Вологодская область
Наименование материала: конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики детей 5 – 7 лет, испытывающих трудности в интеллектуальном развитии
Тема: "Здравствуй, Зимушка – Зима"
Дата публикации: 01.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


БУ ВО «Великоустюгский центр ППМСП»

Учитель – дефектолог: Сырникова Анна Владимировна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и

развитию мелкой моторики детей 5 – 7 лет, испытывающих трудности в

интеллектуальном развитии, на тему: «Здравствуй, Зимушка – Зима».

Задачи:

Образовательные:
1.Закрепить в словаре детей понятие «время года - зима». 2.Уточнить, обогащать, систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. 3.Учить анализировать, делать выводы.
Коррекционные:
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать графо – моторные навыки. 3. Развивать познавательную активность. 4. Развивать внимание. 5. Развивать целостность восприятия. 5.Формировать умение выполнять задания по подражанию, по словесной инструкции, самостоятельно. 6.Учить приёмам и способам действия с различными по фактуре материалами, на примере ватных дисков и картона.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру. 2.Воспитывать нравственные качества: помогать зимующим птицам.
Материалы и оборудование:
иллюстрации зимы, картинки – признаки зимы, конверт с письмом, сундучок с угощением, узор из снежинок, снежинки, клей ПВА и клей – карандаш, карточка «Рукавички», индивидуальные карточки «Падает снег», карточки – пазлы «Лёд на реке», карточки «4 дерева», мячики Су – Джок зелёного цвета, засушенные ягоды,
бусинки, тарелочки, ватные диски, цветной картон, гуашь чёрного и белого цветов, ватные палочки, листы белой бумаги, корзинка.
Ход занятия:

1. Вводная часть.

Организационный момент.
- Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся друг другу. И вспомним наши имена. Меня зовут Анна Владимировна, а тебя…
Сообщение темы занятия.
- Послушайте внимательно, я загадаю вам загадку: Я белым покрывалом всю землю накрываю, Белю поля, дома, зовут меня … (Предполагаемый ответ детей: зима) - О каком времени года мы будем сегодня говорить на занятии? (Предполагаемый ответ детей: о зиме) -Сегодня на занятии мы с вами поговорим о зиме.
2. Основная часть.
- Посмотрите, ребята, нам пришло письмо. Интересно кто его написал? Давайте прочитаем. Дефектолог показывает детям письмо, открывает, читает. «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Зимушка – Зима. Я приготовила вам сюрприз, он спрятан в волшебном сундучке. Чтобы открыть сундучок вам необходимо собрать узор из снежинок, но составить этот узор можно только вспомнив признаки зимы, ответить на вопросы и выполнить несколько заданий, которые находятся на обратных сторонах снежинок» Дефектолог показывает сундучок, узор и снежинки. - Вот какое необычное письмо мы сегодня получили. Ребята, вам охота открыть сундучок? Вы готовы выполнить задания Зимушки – Зимы? (Предполагаемый ответ детей: да) Цель задания: уточнить один из признаков зимы – зима наступает после осени.
- Первая снежинка и первый вопрос: «После какого времени года наступает зима?» (Предполагаемый ответ детей: Зима наступает после осени.) - Молодцы. Первую снежинку мы с вами заработали. Приклеиваем снежинку на место узора. Цель задания: уточнить один из признаков зимы – с наступлением зимы становится холодно, морозно. - Вторая снежинка, слушайте внимательно вопрос: «С наступлением зимы становится холоднее или теплее?» (Предполагаемый ответ детей: холоднее) - Правильно становится холодно, морозно. Покажите как холодно на улице. Давайте погреем наши ручки. - Вот и вторая снежинка у нас уже в руках. Приклеиваем снежинку на место узора. Цель задания: уточнить один из признаков зимы – зимой люди надевают тёплую одежду и обувь: валенки, шубу, тёплую куртку, комбинезон, рукавички и т.д. - Третья снежинка. Вопрос: «Что надевают люди для того, чтобы согреться зимой?» (Предполагаемый ответ детей: тёплую одежду) Какую именно одежду? (Предполагаемый ответ детей: шубу, шапку, рукавицы, шарф и т.д.) А какую обувь носят зимой? (Предполагаемый ответ детей: тёплые сапоги, валенки) Дефектолог вывешивает картинку с признаком зимы. Цель задания: развивать внимание, формировать умение выполнять задание по словесной инструкции. - На снежинке есть ещё одно задание. Нам надо найти одинаковую пару варежек. Среди 8 варежек дети должны найти две одинаковые. - Молодцы, третью снежинку заработали. Приклеиваем снежинку на место узора.
Цель задания: уточнить один из признаков зимы – зимой люди отапливают свои дома, для того, чтобы не замёрзнуть с помощью печки или котельной. - Четвёртая снежинка, послушайте внимательно вопрос: «В домах так же становится холодно. Что люди делают для того, чтобы не замёрзнуть дома?» (Предполагаемый ответ детей: люди топят печки) Дефектолог вывешивает картинку с признаком зимы. - Правильно. Люди отапливают свои дома с помощью печки – если это свой частный дом. Большие, многоэтажные дома отапливают котельные, тепло по трубам поступает в дома людей. Ещё одну снежинку приклеим на узор. Приклеиваем снежинку на место узора. Цель задания: уточнить один из признаков зимы – зимой выпадает снег, образуя большие сугробы. - Пятая снежинка. Вопрос: «Какие осадки могут выпадать зимой?» (Предполагаемый ответ детей: снег) Дефектолог вывешивает картинку с признаком зимы. - Правильно, выпадает снег, образуя большие сугробы. Какого цвета снег? (Предполагаемый ответ детей: белый) Он холодный или тёплый? (Предполагаемый ответ детей: холодный) А что будет, если снег возьмём в руки и согреем? (Предполагаемый ответ детей: он растает) Цель задания: развивать графо – моторные навыки, формировать умение выполнять задания по словесной инструкции. Задания детям выдаются индивидуально в зависимости от уровня развития общей и мелкой моторики, графо-моторных навыков. - На снежинке есть ещё одно задание, нам надо с вами показать, как падает снег. Для этого возьмите карандаши и проведите линии сверху вниз. Дети выполняют задание на индивидуальных листочках, проводят вертикальные линии, имитируя падение снежинок. - Как быстро мы с вами работаем, заработали уже 5 снежинок. Приклеиваем снежинку на место узора.

Физ.минутка.
- Давайте встанем и покажем, как снег падет на землю. Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает ложится. Дети вместе с дефектологом показывают, как снег кружится и падает на землю. Цель задания: уточнить один из признаков зимы – речка зимой покрывается льдом. - Шестая снежинка. Вопрос: «Что зимой происходит с речкой?» (Предполагаемый ответ детей: лёд на речке) Дефектолог вывешивает картинку с признаком зимы. Речка зимой покрывается льдом. Почему? Как вы думаете? (Предполагаемый ответ детей: потому что становится холодно, вода замерзает) Зимой становится очень холодно, поэтому вода и замерзает. Цель задания: развивать целостность восприятия, мелкую моторику рук, формировать умение выполнять задание самостоятельно. Задания детям выдаются индивидуально в зависимости от уровня развития целостного восприятия. - Ещё одно задание от Зимушки – Зимы. Нам надо покрыть речку льдом. Дети самостоятельно выкладывают на кусочке картона синего цвета льдинки белого цвета. - Шестую снежинку мы можем приклеить на наш узор. Приклеиваем снежинку на место узора. Цель задания: уточнить один из признаков зимы – деревья зимой стоят голые, только ёлка зимой не сбрасывает хвою, остаётся зелёной. - Седьмая снежинка. Вопрос: «Как выглядят деревья зимой?» (Предполагаемый ответ детей: деревья голые, на них нет листочков) Деревья
зимой действительно стоят голые, без листочков, листочки с деревьев опали осенью, сейчас же на деревьях мы можем увидеть только снег. Попробуйте найти зимнее дерево. Дети находят среди 4 деревьев, изображённых в разное время года, дерево изображённое зимой. - А ели зимой, какие? Они тоже сбрасывают свои иголки, как деревья - листья? (Предполагаемый ответ детей: нет) Дефектолог вывешивает картинку с признаком зимы. Ёлка зимой не сбрасывает хвою. А какие иголки у ёлки? (Предполагаемый ответ детей: колючие) Давайте возьмём мячики – ёжики в руки, покатаем их. Иголки такие же колючие, как эти мячики. Дефектолог вместе с детьми катают мячики Су - Джок в руках. Цель задания: развивать мелкую моторику рук, формировать умение выполнять задание по подражанию. - Молодцы, заработали седьмую снежинку. Приклеиваем снежинку на место узора. Цель задания: уточнить один из признаков зимы – зимой прилетают снегири; тем птицам, что остаются зимовать у нас, не хватает корма, поэтому людям необходимо позаботится о птицах - делать кормушки, подкармливать птиц; воспитывать нравственные качества - помогать зимующим птицам; развивать мелкую моторику. - Восьмая снежинка. Вопрос: «Перелётные птицы улетают от нас осенью в жаркие страны. А какая птичка прилетает к нам зимой?» (Предполагаемый ответ детей: снегирь) Дефектолог вывешивает картинку с признаком зимы. Посмотрите, какой снегирь красивый, он прилетает к нам зимовать. Но не только снегирь у нас зимует, не все птицы улетают в жаркие страны, некоторые остаются зимовать. Птицам не хватает зимой корма. Поэтому, что должны делать люди зимой, как мы можем помочь птицам? (Предполагаемый ответ детей: кормить) Дефектолог вывешивает картинку с признаком зимы. Мы должны делать кормушки и подкармливать птиц. Давайте выберем ягодки для птиц. Дети сортируют ягоды и бусины.
-Умницы, теперь мы сможем помочь птицам, я после занятия отнесу эти ягодки птичкам. А вы не забывайте про птичек, подкармливайте их вместе с родителями. Приклеиваем снежинку на место узора. Цель задания: уточнить один из признаков зимы – зимой некоторые животные впадают в спячку, другие меняют цвет шубки. -Девятая снежинка. Вопрос: «Что происходит с животными зимой?» (Предполагаемый ответ детей: спят) Некоторые животные зимой впадают в спячку. Каких животных вы знаете, которые впадают в спячку. (Предполагаемый ответ детей: медведь) Дефектолог вывешивает картинку с признаком зимы. А некоторые животные меняют цвет своей шубки. Например: белка или зайчик. Летом белка – рыжая, а зимой – серая. А какой цвет шубки у зайки летом? (Предполагаемый ответ детей: серый) А зимой? (Предполагаемый ответ детей: белый) Дефектолог вывешивает картинку с признаком зимы. Давайте мы с вами сделаем своего зимнего зайку. Цель задания: развивать мелкую моторику рук, формировать умение выполнять задание по подражанию, словесной инструкции, закрепить геометрическую фигуру овал, цвет предметов белый, чёрный. Дефектолог вместе с детьми анализируют и выполняют коллаж «Зайка зимой» из заготовок (ватных дисков) на основе - картоне тёмного цвета, дополняют аппликацию рисованием ватными палочками с помощью гуаши белого и чёрного цвета. Приклеиваем снежинку на место узора. Цель задания: уточнить один из признаков зимы – зимой празднуем Новый год, наряжаем ёлку, встречаем Деда Мороза и Снегурочку, получаем подарки, надеваем маски и костюмы, танцуем, водим хороводы, поём. -Десятая снежинка. Вопрос: «Какой праздник мы отмечаем зимой?» (Предполагаемый ответ детей: Новый год) Дефектолог вывешивает картинку с признаком зимы. Как мы встречам Новый год, что мы делаем? (Предполагаемый ответ детей: люди наряжают ёлку, приходят Дед Мороз со
Снегурочкой, приносят подарки, дети надевают маски и костюмы, водят хороводы, поют песенки про ёлочку, Новый год и т. д.) Давайте сыграем в игру, которая называется «Новый год». Цель задания: развивать мелкую моторику рук, формировать умение выполнять задание по подражанию. - Но для того, чтобы в её сыграть, нам необходимо научится делать фигурки пальчиками: «ёлка», «цепочка», «шар», «колокольчик». Дефектолог вместе с детьми по подражанию выполняют фигурки пальчиками: «ёлка», «цепочка», «шар», «колокольчик». Затем выполняют игру «Новый год». Рядом с ёлкой в Новый год (фигурка «ёлка») Дети водят хоровод, (поворот кругом) На ветвях для детворы (фигурка «ёлка») Есть гирлянды и шары, (фигурки «цепочка», «шар») Колокольчики висят, (фигурка «колокольчик») Ярко лампочки горят. (разжать пальцы из кулака) Молодцы, у нас уже десять снежинок, осталась последняя снежинка. Приклеиваем снежинку на место узора. Цель задания: уточнить один из признаков зимы – зимние забавы (игра в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, ватрушках, построение крепостей. Лепка снеговиков) - Одиннадцатая снежинка. Вопрос: «Чем любят заниматься дети зимой? Какие вы знаете зимние забавы?» (Предполагаемый ответ детей: дети играют в снежки, катаются на санках, лыжах, коньках, ватрушках, строят крепости, лепят снеговиков) Дефектолог вывешивает картинку с признаком зимы. Цель задания: развивать мелкую моторику рук. - Давайте, и мы с вами поиграем в снежки.
Дети вместе с дефектологом выполняют комки из белой бумаги, кидают и попадают в корзинку. -Это было последнее задание от Зимушки – Зимы. Приклеиваем снежинку на место узора.
3. Заключительная часть.
-Вот мы и собрали узор из снежинок, давайте повторим признаки зимы. Дефектолог с детьми по картинкам повторяет признаки зимы -Давайте попробуем открыть волшебный сундучок. -Посмотрите, какой сюрприз нам приготовила Зимушка – Зима. Дети достают из сундучка сладкие угощения новогодней тематики. -Скажите ребята, о чём мы с вами сегодня говорили на занятии? (Предполагаемый ответ детей: о зиме, признаках зимы) Дополнительные задания, которые можно использовать на занятии: Серия картин «Дети лепят снеговика». Цель задания: воспитывать нравственные качества: уважение к старшим, развивать словесно – логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи. Штриховка «Снеговик». Цель задания: развивать графо – моторные навыки.