"Все дети любят сказки"

Автор: Иванова Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3 "Звездочка" город Гурьевск
Населённый пункт: Кемеровская область, город Гурьевск
Наименование материала: статья
Тема: "Все дети любят сказки"
Дата публикации: 01.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Все дети любят сказки. Роль сказки в воспитании детей многогранна. Сказка – волшебный инструмент в формировании нравственной позиции социально – личностного развития ребенка. Сказки есть в каждом доме. В дошкольный период они читаются детям всех возрастов, и дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. В.А. Сухомлинский сказал, что «сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». Восприятие сказки маленьким ребенком отличается от восприятия взрослого человека тем, что сопереживая действию, ребенок становится на позицию героя, пытается преодолеть стоящие у того на пути препятствия, словно отождествляя себя с ним. И это чрезвычайно важно для личностного становления: ведь чертами истинно положительных сказочных героев являются высокие нравственные качества: бескорыстность, совестливость, сострадательность, милосердие, преданность родной земле, а также тяга к особой, житейской мудрости. Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Однако урок этот до сих пор остается загадкой и для многих взрослых, и для слушающих их детей. Куда катился колобок? Зачем строится теремок? Почему льются слёзы по разбитому яичку? Каждый объясняет по-разному. Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей, князь Евгений Николаевич Трубецкой, выделял три уровня жизнечувствия, как бы три этажа сказки: нижний, средний и высший. - Героям «нижнего этажа сказки» свойственны вульгарные жизненные идеалы. Самым элементарным их проявлением Е.Н. Трубецкой называет мечту о «лёгком хлебе» - стремлением жирно есть, сладко пить и мягко спать. Воровство и плутовство здесь представляется одним из простых способов обретения искомого жизненного идеала. Современно, не правда ли? - Героям же «среднего» и «высшего этажа» сказки свойственны особое вдохновение и внежитейская мудрость. Примитивный идеал житейского благополучия не для них. Их влечет «иное царство» таинственный предел, где встречаются обыденное и чудесное, где обитает Краса Ненаглядная, по которой
извечно томится душа человеческая. Сказка - явление культуры, в которой сплетено высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. И взрослый человек принимает или отвергает - в соответствии со своей жизненной позицией и теми ценностями, которые были заложены в детстве. В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, взрослым необходим осмысленный и избирательный подход к выбору сказок для чтения. Впечатлительным детям не стоит рано читать страшные сказки типа «Карлика Носа» Гауфа или грустные вроде «Девочки со спичками» или «Русалочки» Андерсона. В дошкольном возрасте лучше читать побольше веселых произведений наших и зарубежных классиков детской литературы «Чиполлино», «Винни-Пух», «Буратино», книги Носова, Успенского, Рыбакова,Маршака, Михалкова и других прекрасных авторов не только развлекают, но и много учат. Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература, а в особенности сказки, играют важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как дурно быть неряхой, лучше прочитать «Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок. Если мы хотим, чтобы книга помогла ребенку осознать и преодолеть его психологические трудности (например, страхи, жадность или упрямство), ни в ком случае не надо подавать её под лозунгом «вот так поступают настоящие мужчины (добрые дети, послушные девочки), а ты…». Упрек, каким бы скрытым он ни был, оскорбляет ребенка, который, скорее всего, и сам переживает из-за своего недостатка, но не желает в этом признаться. А обида заблокирует доступ всему остальному. Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышами сказки необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное с куклами. Театрализация позволяет ненавязчиво донести до детей очень многие вещи, которые иначе не усваиваются или усваиваются с огромным трудом. При чтении и разыгрывании сказок с детьми трех-четырех лет особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановление справедливости (сказки «Заюшкина избушка», «Кот и петух»), торжестве правды над обманом («Лисичка со скалочкой», «Коза и семеро козлят» и пр.), об опасности зазнайства и стремлении к «лёгкому хлебу» («Заяц-хвастун», «Лёгкий хлеб», «Круть и верть»).
Сопереживание испытаниям, выпавшим на долю героя (или героини), особенно важно для старших детей. Стремление к героическому, к романтике подвига просыпается довольно рано. Уже в игре детей пяти-шести лет можно наблюдать сюжеты, целиком построенные на противоборстве персонажей. Сопереживание герою сказки или мультфильма сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре. Принципиальное значение здесь имеет то, каков этот герой. Мы свидетели тому, как люди-пауки, роботы-монстры триумфально удовлетворяют потребность детей в героическом. У героев же русских сказок в отличие от «героев» массовой культуры месть, например, не является тем импульсом, который ведет на подвиги. Персонажи волшебных сказок, как правило, наделены целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа. Реалии сегодняшней жизни: бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания, - делают очевидной необходимость возвращения в жизнь семьи той, основанной на духовно-нравственных традициях народа «морали», о которой К.Д. У… пишет так: «мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в его душу». Ведь только в том случае, когда дух любви и деятельного милосердия пронизывает каждый момент жизни семьи и образовательного учреждения, - только тогда все детские занятия (в том числе чтение и осмысление прочитанного) находят отклик в детской душе. Испокон веков именно сказка (вслед за колыбельной песней и ласковой пестушкой) вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по- настоящему воспитывает. А подростку может помочь разобраться в совсем несказочных проблемах, поразмышлять о нравственных законах жизни и обрести надежду. По словам философа и педагога И.А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость». Иван Александрович Ильин делает чрезвычайно значимый педагогический вывод: без национальной сказки неполно национальное воспитание. «Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрывается от него…» По мнению И.А. Ильина, использование сказки наравне с другими средствами национального воспитания даёт возможность «бороться с национальным обезличиванием наших детей».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Звездочка» города Гурьевска
Сказка – волшебный инструмент в формировании

нравственной позиции социально – личностного

развития ребенка

Педагоги:

Иванова Л.А.

Мамчур С.Н.
Гурьевский район 2016 год