"Игровые технологии на уроках музыки в коррекционных классах"
Автор: Самигулина Валентина Михайловна Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ СШ № 88
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии на уроках музыки в коррекционных классах"
Игровые технологии на уроках музыки в коррекционных классах.
Кто учился наукам, не применяя их,
Похож на того, кто пахал, но не сеял.
Саади
(ирако-персидский поэт,
философ - моралист).
Практически все дети в коррекционных классах имеют большие проблемы
со здоровьем: нарушение осанки, функций равновесия, плохо развитая речь,
память, мышление. При личном знакомстве с учениками я выделила ряд
проблем, над которыми следовало поработать:
1.
низкая работоспособность;
2.
быстрая утомляемость;
3.
отсутствие интереса к уроку;
4.
поведение на уроке либо заторможенное, либо агрессивное;
5.
у 80% учащихся проблемы с произношением звуков;
6.
проблемы с памятью.
Для успешной работы с такими детьми необходимо было отобрать такие
технологии, методы и приемы, которые могли бы не только решить
вышеуказанные проблемы, но и помогли учащимся решить задачи,
поставленные на уроке. К образовательным, развивающим добавились еще и
коррекционные:
1.
в интеллектуальном развитии;
2.
в звукопроизносительной сфере;
3.
снятие эмоционального напряжения;
4.
коррекция неадекватных форм поведения;
5.
приобретение навыков свободного общения с одноклассниками и
ребятами из параллельных классов.
Я поняла, что нужно построить урок музыки в коррекционных классах
иначе, а как именно мне подсказала книга - учебник Г. Волковой
«Логопедическая ритмика» и программа Ж. Фирилевой «Са – фи - дан - се».
В процессе проведения и организации урока учитываются
индивидуальные и возрастные особенности ребенка, используются
специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания. Все это
направлено на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии ребенка.
В процессе певческой деятельности у детей развивается музыкальная
речь, совершенствуется звукопроизношение, артикуляция. Дети развивают
музыкально - сенсорные способности, связанные с различием высоты,
длительности, тембра, динамики.
Если в 5 классе пропевая с ребятами отдельные слоги, слова, обращаю
внимание на артикуляцию, использую игровые формы (игра «Вы мое эхо»,
«Делай как я», «Шумовая симфония»), то в 6 классе, работая над
образностью в музыке, создаем цветовые иллюстрации, при помощи
пластического интонирования воссоздаем эмоциональный образ
произведения. При повторном прослушивании музыкального произведения
дроблю на короткие фрагменты. Прошу напеть запомнившуюся музыкальную
фразу. Рассказывая о жизни композиторов, ставлю в ситуацию выбора: «А как
бы ты поступил…»
Таким образом, в процессе восприятия музыки развиваются и
совершенствуются эмоции, благодаря чему учащиеся учатся понимать что
чувствовал человек, как переживал ту или иную жизненную ситуацию, что
сподвигло его поведать о ней нам языком музыки.
В основе подобных уроков музыки - игра. Это прекрасное средство
активизации процессов у детей, повышения интереса к окружающему миру и
общению.
Цель игры - не менять, не переделывать ребенка, не учить его каким- то
специальным поведенческим навыкам, а дать возможность « прожить» в игре
волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Все мои уроки пронизаны играми. Это игры - приветствия, пальчиковые
игры, музыкально - подвижные, коммуникативные, артикуляционные,
дыхательные, игры - релаксации. Каждый ученик проживает роль
«композитора – исполнителя - слушателя». Очень часто использую
логопедическую ритмику. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и
движения. Для этого очень подходят потешки, заклички и др. Развитие
движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный
коррекционно - развивающий процесс, который состоит из двух основных
направлений:
1.
Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с
речевыми нарушениями: слуховое внимание, память, моторика, а также
эмоциональная и коммуникативная сферы (Например, «Барашеньки-
крутороженьки…» Использую в разных моментах: можно пропевать на
одном звуке, обыгрывая текст; можно ритмически похлопывать, меняя
длительности).
2.
Коррекция речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи,
фонематического слуха.
(Например: работа над звуковысотностью – «В гору, в гору поднимайся,
выше, выше забирайся…» Проговариваем начало штрок-басом руки касаются
икр, постепенно поднимаемся, руки поднимаются по телу и выбрасываются
вверх на словах: «оказались на верху!» Голос постепенно, по мере
выравнивая тела, поднимается выше последний слог произносим высоко и
громко. Так же опускаемся вниз).
Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: игры со
словами, пением, инсценировками, движением под музыку и т.д.
Таким образом, урок музыки в коррекционной школе - это не только
приобщение детей к музыкальной культуре, развитие их музыкальных
способностей, но и коррекция нарушений в развитии ребенка средствами
музыки, музыкальной деятельности.
Литература.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида под ред. В. В. Воронковой - М., Просвещение, 2004-190с.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика- М., Просвещение, 2003.-235с.
3. Медведева Е. А. Музыкальное воспитание для детей с проблемами в
развитии и коррекционная ритмика. - М., Просвещение, 2002.-120с.
4. Фирилева Ж. Е. Са-Фи-Дан-Се.- СПб, Питер., 2003.- 87с.
5. Белова Е.Л. Специфика урока музыки в коррекционной школе VIII вида.
методкабинет