"Игровые технологии на уроках музыки в коррекционных классах"

Автор: Самигулина Валентина Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ СШ № 88
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии на уроках музыки в коррекционных классах"
Дата публикации: 01.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Игровые технологии на уроках музыки в коррекционных классах.
Кто учился наукам, не применяя их, Похож на того, кто пахал, но не сеял. Саади (ирако-персидский поэт, философ - моралист). Практически все дети в коррекционных классах имеют большие проблемы со здоровьем: нарушение осанки, функций равновесия, плохо развитая речь, память, мышление. При личном знакомстве с учениками я выделила ряд проблем, над которыми следовало поработать: 1. низкая работоспособность; 2. быстрая утомляемость; 3. отсутствие интереса к уроку; 4. поведение на уроке либо заторможенное, либо агрессивное; 5. у 80% учащихся проблемы с произношением звуков; 6. проблемы с памятью. Для успешной работы с такими детьми необходимо было отобрать такие технологии, методы и приемы, которые могли бы не только решить вышеуказанные проблемы, но и помогли учащимся решить задачи, поставленные на уроке. К образовательным, развивающим добавились еще и коррекционные: 1. в интеллектуальном развитии; 2. в звукопроизносительной сфере; 3. снятие эмоционального напряжения; 4. коррекция неадекватных форм поведения; 5. приобретение навыков свободного общения с одноклассниками и ребятами из параллельных классов. Я поняла, что нужно построить урок музыки в коррекционных классах иначе, а как именно мне подсказала книга - учебник Г. Волковой «Логопедическая ритмика» и программа Ж. Фирилевой «Са – фи - дан - се». В процессе проведения и организации урока учитываются индивидуальные и возрастные особенности ребенка, используются специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания. Все это направлено на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии ребенка. В процессе певческой деятельности у детей развивается музыкальная речь, совершенствуется звукопроизношение, артикуляция. Дети развивают музыкально - сенсорные способности, связанные с различием высоты, длительности, тембра, динамики. Если в 5 классе пропевая с ребятами отдельные слоги, слова, обращаю внимание на артикуляцию, использую игровые формы (игра «Вы мое эхо»,
«Делай как я», «Шумовая симфония»), то в 6 классе, работая над образностью в музыке, создаем цветовые иллюстрации, при помощи пластического интонирования воссоздаем эмоциональный образ произведения. При повторном прослушивании музыкального произведения дроблю на короткие фрагменты. Прошу напеть запомнившуюся музыкальную фразу. Рассказывая о жизни композиторов, ставлю в ситуацию выбора: «А как бы ты поступил…» Таким образом, в процессе восприятия музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему учащиеся учатся понимать что чувствовал человек, как переживал ту или иную жизненную ситуацию, что сподвигло его поведать о ней нам языком музыки. В основе подобных уроков музыки - игра. Это прекрасное средство активизации процессов у детей, повышения интереса к окружающему миру и общению. Цель игры - не менять, не переделывать ребенка, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность « прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Все мои уроки пронизаны играми. Это игры - приветствия, пальчиковые игры, музыкально - подвижные, коммуникативные, артикуляционные, дыхательные, игры - релаксации. Каждый ученик проживает роль «композитора – исполнителя - слушателя». Очень часто использую логопедическую ритмику. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения. Для этого очень подходят потешки, заклички и др. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно - развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений: 1. Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями: слуховое внимание, память, моторика, а также эмоциональная и коммуникативная сферы (Например, «Барашеньки- крутороженьки…» Использую в разных моментах: можно пропевать на одном звуке, обыгрывая текст; можно ритмически похлопывать, меняя длительности). 2. Коррекция речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха. (Например: работа над звуковысотностью – «В гору, в гору поднимайся, выше, выше забирайся…» Проговариваем начало штрок-басом руки касаются икр, постепенно поднимаемся, руки поднимаются по телу и выбрасываются вверх на словах: «оказались на верху!» Голос постепенно, по мере
выравнивая тела, поднимается выше последний слог произносим высоко и громко. Так же опускаемся вниз). Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: игры со словами, пением, инсценировками, движением под музыку и т.д. Таким образом, урок музыки в коррекционной школе - это не только приобщение детей к музыкальной культуре, развитие их музыкальных способностей, но и коррекция нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности.
Литература.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой - М., Просвещение, 2004-190с. 2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика- М., Просвещение, 2003.-235с. 3. Медведева Е. А. Музыкальное воспитание для детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. - М., Просвещение, 2002.-120с. 4. Фирилева Ж. Е. Са-Фи-Дан-Се.- СПб, Питер., 2003.- 87с. 5. Белова Е.Л. Специфика урока музыки в коррекционной школе VIII вида. методкабинет