"Проектирование современного урока в ОС "Начальная школа 21 века" в соответствии с требованиями ФГОС"

Автор: Пескова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия имени Героя Советского Союза В.В.Талалихина г. Вольска Саратовской области"
Населённый пункт: г. ВОЛЬСК
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Проектирование современного урока в ОС "Начальная школа 21 века" в соответствии с требованиями ФГОС"
Дата публикации: 03.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект открытого урока русского языка по теме
«Разделительный твёрдый знак»
во 2 классе учителя начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина г.Вольска Саратовской области»
Песковой Ирины Владимировны
Урок разработан для проведения
семинара-практикума

«Проектирование современного урока

в ОС «Начальная школа 21 века»

в соответствии с требованиями ФГОС»
на базе МОУ «Гимназия» 15 марта 2016 год

Русский язык, 2 класс. Тема: Правописание слов с разделительным «ъ».

Цель:
развитие умений определять на слух звук [й’] после согласных перед гласными, писать слова с разделительным «ъ» и различать написания с разделительным «ъ» и разделительным «ь».
Задачи:
─ развивать познавательную, эмоциональную и творческую сферу учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы; ─воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе, в паре.
Тип урока:
открытие нового знания.
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Планируемые результаты:

предметные:
ученик умеет пользоваться правилом выбора написания «ъ» и «ь» разделительных знаков по алгоритму.
Универсальные учебные действия:

Личностные:
─проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ─понимает причины успеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
─определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя, ─учится работать по предложенному учителем плану, ─оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.
Познавательные:
─использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания разделительного «ъ», ─делает выводы о результате совместной работы класса и учителя, ─составляет алгоритм действий под руководством учителя, ─наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.
Коммуникативные:
─слушает и понимает речь других, ─договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.
Педагогические технологии:
─проблемно-диалогическое обучение; ─деятельностно-поисковое обучение; ─здоровьесберегающее обучение (переход от одного вида деятельности к другому, физминутки.)
Оборудование:
учебник «Русский язык» 2 класс, В Иванова ; дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 2 класс, Л.Ю Комиссарова; тетрадь по чистописанию 2 класс, М.А.Яковлева; рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса, Н.А.Исаева; проектор, компьютер, экран, презентация «Разделительный твёрдый знак», карточки с заданиями для групп, карточки с заданиями для работы в парах, карточки для индивидуальной работы.

Технологическая карта урока русского языка « Разделительный ъ»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные

действия
1.Самоопределе ние к деятельности. Организационн ый момент.
Приветствует гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше, и краше. но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень тепло!
Проверяет готовность учеников к уроку,

эмоционально настраивает их на работу.
Вновь звонок нас всех зовёт. Что ж, друзья мои, вперёд! Пенал, учебник и тетрадь Вас устали ожидать И рады встрече с вами снова… А вы к открытиям готовы? Подготовка к работе. Включение в деловой ритм.
Личностные УУД:
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 2.Актуализация знаний. ─Откройте тетрадь. Что надо записать? (Дату) ─Какую запись должны сделать дальше? («Классная работа»).
Активизирует знания учащихся через создание

проблемной ситуации.
Комментируют запись числа. Проговаривают и подчеркивают орфограммы. Называют слово и объясняют
Познавательные УУД:
развиваем умения извлекать информацию из схем,
─Прочитайте слово, записанное в транскрипции. ─Какое значение у слова «подъезд»? ─Чем оно интересно? ─О чём говорит нам звук [ й’] в середине слова? ─Запишите это слово буквами. ─Какое возникло затруднение? (Не знаем, какую букву написать вместо звука [й’] в середине слова. ─Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? ─Как вы думаете, какая тема нашего урока? значение. Наблюдают за звуками в слове, делают выводы. Пробуют записать слово, встречаются с разногласием, какую букву писать вместо звука [й’]. Возникает проблемная ситуация. Предлагают разные варианты написания слова. ─Не знаем, в каких случаях пишется разделительный «ъ». символов, знаков.
Регулятивные УУД:
развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.
Коммуникативные УУД:
развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.
Действия постановки и

решения проблем:
- формулирование проблемы;
3.Постановка учебной проблемы.
Организует работу в парах.
─Давайте заполним таблицу. Выполните её в парах. ─Отметьте то, что вы уже знаете знаком «+», а то, что мы ещё не изучали, знаком «?». ─Итак, что вы уже знаете? ─А что же вы хотите узнать? Составьте план урока. ─Итак, тема урока ясна: «Разделительный «ъ». Запишите тему в тетрадь. Работают в парах. Отмечают знаком «+», что уже знают и знаком «?», что хотят узнать. ─Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и. В этих словах слышится звук [й’]. ─Когда пишется разделительный «ъ», после каких букв и перед какими буквами, в какой части слова. Ещё раз читают пункты плана. Записывают в тетради тему урока.
Коммуникативные УУД:
развиваем умение работать в парах.
Регулятивные УУД:

Целеполагание
(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование
(определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
4.Построение проекта выхода из затруднения. Планирование деятельности.
Организует работу в тетради по чистописанию (стр.50

урок 118).
─Предлагаю потренироваться писать соединения с «ъ», ведь нам сегодня встретятся слова с ним. Каждое соединение записать один раз.
Организует коммуникативное воздействие для

построения нового способа действия.
─Сейчас вы будете
работать в группах
. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль? ─У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой. Пишут соединения с «ъ». Исследуют проблемную ситуацию. Внимательно слушают задания.
Коммуникативные УУД:
развиваем умение работать в группах.
Познавательные УУД:

Логические универсальные

действия
- анализ объектов с целью
1. Прочитать слова. 2. Обратить внимание на выделенные буквы. 3. Посмотреть, где стоит разделительный «ъ». 4. Сформулировать правило написания разделительного «ъ».. ─Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? ─Сколько правил у нас получится?
Учитель помогает группам строить диалог, подводя их

к решающей гипотезе.
─Слушаем результаты работы групп. ─На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Делятся на группы. Работают по плану, высказывают в группе своё мнение, слушают других. выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно- следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство;
Коммуникативные УУД:
развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других. 5.Открытие новых знаний.
1. Задание для первой группы - определение

местоположения в слове «ъ».
На карточке записаны слова в двух столбиках. Нужно в словах каждого столбика выделить корни. Понаблюдать, в какой части слова пишется разделительный «ь», а где разделительный «ъ». Сделать выводы. Выделяют в словах корни, наблюдают за местом «ъ» в словах. Замечают, что во втором столбике
─Назовите корни слов в первом столбике. ─Какой разделительный знак записан в корне? ─Назовите корни слов во втором столбике. ─Что вы можете сказать об этих словах? ─С помощью чего образовались эти однокоренные слова? ─Какой разделительный знак записан между корнем и приставкой? ─Сделайте вывод, после какой части слова пишется разделительный «ъ». ─Заполним соответствующую строчку в таблице (в парах).
Проводит физминутку.
─Вспомним, какие бывают приставки! однокоренные слова с разными приставками.
Делают вывод, что

разделительный «ъ» пишется

после приставок и перед корнем.
Озвучивают всем задание и результаты наблюдений. Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.
Познавательные УУД:

Логические универсальные

действия
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно- следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство;
С ПРИ - приставкою – присесть, С ПО - приставкою – подняться, С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть, С ПО - приставкой – посмеяться, С ВЫ – вытягиваем руки, С О – опустим их опять. Вот и все настало время С ЗА – зарядку завершать. Выполняют движения по заданию в стихотворении.
Познавательные УУД:

Логические универсальные

действия
- анализ объектов с целью
2. Задание для второй группы - определение букв,

после которых пишется разделительный «ъ».
На карточке записаны слова. Подумайте, чем они интересны? Выделите в словах приставки. Понаблюдайте, после каких букв написан разделительный «ъ». Сделайте вывод об этом. ─Что общего у этих слов? (Корень).как их можно назвать? (Однокоренные). ─Почему слова разделены на две группы? (В одной не Выделяют в словах корни, наблюдают за местом «ъ» в словах. Замечают, что во втором столбике однокоренные слова с разными приставками. Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.
Делают вывод, что

разделительный «ъ» пишется

после приставок,

пишется «ъ», в другой группе слов он есть. ─Сделайте вывод, на какую букву должна заканчиваться приставка, чтобы после неё писался «ъ». ─Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы узнали.
оканчивающихся на согласную

букву.
Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице. выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно- следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство;
3. Задание для третьей группы - определение букв,

перед которыми пишется разделительный «ъ».
На карточке записаны слова. В них нужно выделить приставки и понаблюдать, перед какими буквами написан разделительный «ъ». Сделать вывод об этом. ─Произнесите данные слова. Ч─то вы заметили общего в них? (Есть звук [ й’].) ─За какими буквами он «скрывается»? (За буквами е, ё, ю, я.)
Сделайте вывод:
для чего нужен разделительный «ъ»? Выделяют в словах приставки, наблюдают, перед какими буквами написан «ъ». Делают вывод о том, что разделительный «ъ» пишется перед гласными е, ё, ю, я , с которых начинается корень. Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.
─Отделяет буквы согласных от

букв гласных и является сигналом

─Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы узнали.
для произношения звука [ й’]

после согласного.
Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице. 6.Развитие применения умений. ─Сколько правил мы открыли? ─Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. ─Сравним наши правила
с правилами учебника

(стр.122).
─Всё ли мы сделали правильно? Повторяют правила написания разделительного «ъ». Сравнивают свои открытия с правилом в учебнике.
Регулятивные УУД:

Контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция
(внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата). 7. Закрепление способа действий.
1. Фиксирует новое учебное действие во внешней речи.
─Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? Вспоминают затруднение, возникшее в начале урока. Рассказывают правила, применяют к слову «подъезд». Выбирают для
─Как вы теперь напишите это слово?
2. Выясняет понимание задания.
Выполните упражнение
208, стр.122
в учебнике. Упражнение в дидактическом пособии по вариантам: 1-ый вариант: 1 и 2 предложения из упр.201 в пособии; 2-ой вариант: 3 и 4 предложения.
3. Организует индивидуальную работу с сильными

учащимися.
─На карточках записаны слова с ошибками. Нужно исправить, доказать. написания в слове «ъ». Выполняют упражнение письменно в тетради, один ученик работает у доски, объясняет выбор букв.
Познавательные УУД:
развиваем умения применять полученную информацию, анализировать. делать выводы, выявлять сущность, особенности объектов. 8.Рефлексия деятельности.
Чтение учителем стихотворения о разделительном Ъ:


Знак твёрдый, разделительный, Он – строгий, рассудительный. Молчаливый твёрдый знак Не произносится никак! Но нужен многим он словам, Хотя и очень скромный сам. С приставкой на согласную Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.
Он дружит с давних пор, И перед ним лишь гласные Стоят, как на подбор. Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я.
Организует просмотр видео (стих.о Ъ)

Организует рефлексию.
─Какое открытие мы сегодня сделали? ──Вставьте в правила пропущенные слова. ──Для чего нам понадобились эти правила? ─Как нам удалось открыть правила? ─Как вы думаете, нужно ли нам к этой теме ещё вернуться? Для чего? ─На следующем уроке мы закрепим умения писать слова с разделительным «ъ». ─Оцените себя с помощью таблицы. Отвечают, приводят примеры из упражнений. Выполняют самооценку по таблице. ─Не смогли выбрать знак и записать слово. ─Мы работали в группах, выполняли задание.
Регулятивные УУД:
развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оценка
(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Саморегуляция.


Выставляет отметки.
─Кому бы вы сегодня поставили пять за работу на уроке? ─Почему? Дают словесную оценку и цветовую. 9.Альтернативн ое домашнее задание с комментировани ем.
Дома по выбору:
 упр.200 ,стр. 87 в пособии,
или
найти и записать две пословицы с разделительными «ь» и «ъ»;  выучить правило на стр.122. Записывают задания в дневник.
Личностные УУД:
исходя из социальных и личностных ценностей, делать свой личностный моральный выбор.