"Реализация смыслового чтения на уроках английского языка"
Автор: Макарова Наталья Леонидовна Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МАОУ Лицей №7
Населённый пункт: г.Томск, Томской области
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Реализация смыслового чтения на уроках английского языка"
Реализация смыслового чтения на уроках иностранного языка.
Макарова Н.Л., учитель английского языка
ФГОС основного общего образования включают в качестве обязательного
компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров.
Смысловое чтение- вид чтения, которое нацелено на понимание смыслового
содержание текста. Для смыслового чтения недостаточно просто прочесть
текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Цель смыслового чтения - максимально точно понять содержание текста,
уловить детали и практически осмыслить информацию.
Смысловое чтение состоит из трех этапов: предтекстового, текстового и
послетекстового. Давайте рассмотрим возможные технологии и приемы для
достижения планируемых результатов на всех трех этапов при стратегии
смыслового чтения в среднем звене.
1 этап-предтекстовый
Технологии и приемы
Выбирать из текста или придумать
заголовок, соответствующий смыслу
Интерактивные технологии
«Мозговой шторм»
Формулировать тезис, выражающий
общий смысл
Развитие критического мышления
через чтение и письмо
Ставить перед собой цель чтения
Выделять главную и избыточную
информацию
«Чтение про себя»
«Рыбий скелет»
Различать подтемы специального
текста
«Чтение с вопросами»
Прогнозировать последовательность
изложения текста
«Чтение с остановками»
Дискуссия
Сопоставлять разные источники
информации
«Фишбоун»
Понимать душевное состояние
персонажей, сопереживать им
Поиск ключевых слов
2 этап-текстовый
«Глоссарий»
Проводить проверку правописания
«Кластер»
Использовать новые формы
представления информации
«Чтение про себя с пометками»
Обнаруживать в тексте подтверждения
«Синквейн»
выдвинутых тезисов
Делать выводы
Таблицы
Формулировать главную мысль текста
«Авторское кресло»
3 этап –послетекстовый
Связывать информацию со знаниями
из других источников
Вопросы после текста
Оценивать утверждения, исходя из
своих представлений о мире
Проверочный лист
На начальном этапе при работе с текстом я предлагаю обучающимся
следующие задания:
1. До чтения текста
- прочитайте заглавие, выделите в нём знакомые и новые слова;
-попробуйте предположить, о чём пойдёт речь, и поставьте вопросы от
заглавия;
- попробуйте самостоятельно ответить на поставленные вопросы.
2. Во время чтения текста
- находите незнакомые слова и определяйте их значения по словарю;
- ставьте вопросы к отдельным абзацам или предложениям текста, пробуйте
ответить на эти вопросы;
-подумайте, почему текст разделён на абзацы именно таким образом, для
этого определите микротему каждого абзаца;
- уточните, как микротемы раскрывают смысл всего текста.
3. После чтения текста
- поставьте вопросы к тексту и ответьте на них;
- приведите свои примеры и прокомментируйте их;
- перескажите текст от другого лица;
- составьте план текста и перескажите его по плану.