"Развитие математических способностей детей раннего дошкольного возраста"

Автор: Гречкина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20
Населённый пункт: Армавир
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие математических способностей детей раннего дошкольного возраста"
Дата публикации: 05.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Статья на тему

«Развитие математических способностей детей раннего

дошкольного возраста».
« Для ребенка игра – это самое серьезное дело. В игре раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский. В 2013 году вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. В связи с этим нововведением все дошкольные образовательные учреждения обязаны построить свою организованную образовательную деятельность безусловно с учетом требований данного документа. Особое внимание направлено на развитие личности ребенка, всестороннему развитию и его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Это и является отличительной особенностью принятого стандарта от действующих прежде Федеральных Государственных Требований. Уже в самом раннем детстве начинается вхождение ребенка в мир математики. Ранний дошкольный возраст – стартовый период в жизни каждого человека. Всем хорошо известно что, наиболее трудно усваиваемым, сложным предметом в школе и является предмет математика. Интерес у ребенка к математике должен проявляться уже в раннем дошкольном возрасте. Именно через игру и пробуждается определенный познавательный интерес и формируются математические представления будущего школьника. Задача педагога, воспитателя донести до ребенка как можно больше познавательной информации, направленной на развитие мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения, в целом сформировать математические представления дошкольника. Дидактические игры всецело способствуют развитию творческих способностей, остроты мышления, гибкости ума ребенка. Заинтересовать ребенка в таком возрасте игрой – процесс очень непростой, игра должна быть интересной, комплексной, увлекательной и конечно ,вызывающей положительные эмоции. В процессе игры у ребенка формируются элементарные математические представления и связанные с ними логические операции, ребенку необходимо приобрести новые знания, умения, навыки, он должен научиться решать предложенные ему задачи. В этот период я стараюсь учить малышей младшей возрастной группы разнообразно совершать действия с предметами: собирать, разбирать, группировать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от главной группы, выбирать игрушки одинаковые по цвету, величине, форме,
располагать в разных направлениях. А.В. Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребенка связан с развитием его ощущений, восприятий, представлений. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений у малыша об окружающем мире. По мнению выдающихся психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева уже в раннем возрасте нужно всесторонне развивать логическое мышление (способность классифицировать, обобщать, умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, знать названия простейших геометрических фигур и качеств предметов). В раннем дошкольном возрасте ребенок получает основные знания, которые так необходимы ему в школе. Для получения необходимых знаний и информации служит игра, для детей дошкольного возраста она имеет огромное значение. Это для них и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Хотелось бы отметить, что собственно игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности. Она является способом переработки из окружающего мира полученных ребенком впечатлений. В играх очень ярко проявляется мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, а самое главное - развивается потребность в общении. Я предполагаю, что наиболее подходящей формой обучения математическим представлениям является дидактическая игра. Игры, направленные на развитие математических способностей дошкольников, всецело способствуют формированию у ребенка представление о математике. В процессе игровой деятельности дошкольник учится понимать математические понятия, формируются начальные представления о форме, количестве, пространстве, времени. В процессе такой игры прививается интерес к познанию нового. Для того чтобы игра была увлекательной и познавательной необходимо использовать наглядный демонстрационный материал. Художественно оформленные игрушки, рисунки, демонстрационный и раздаточный материал к играм выполняют задачу как художественно-эстетического, так и познавательного развития и воспитания дошкольников. Математические игры способствуют развитию у ребенка логической цепочки, пробуждают способность к поиску верных решений. Дети начинают сосредотачиваться на задаче и соответственно понимают, что в самой задаче есть скрытый вопрос, и для его решения нужно понять, в чем хитрость. В процессе своей педагогической деятельности дидактические игры для младших дошкольников я бы подразделила на такие группы: 1. Игры, развивающие логическое мышление ребенка. 2. Игры, направленные на ориентировку в пространстве, во времени. 3. Игры с геометрическими фигурами (различного цвета) . Развивая умения детей классифицировать предметы я использую игры: "Цвет и форма", "Разложи по группам", "Фрукты-овощи", "Дикие и домашние животные", "Твердый - мягкий", "Волшебный мешочек" и другие. Для развития умения обобщать - использую дидактические игры, такие как: "Как назвать предметы одним словом? ", "Поможем мальчику", "Угостим
мишутку чаем", "Составь картинку", "Волшебный мешочек", «Украсим коврик» и другие. Формируют ориентировку на плоскости и в пространстве игры: "Построим домики"; "Красивый узор"; "Построй пирамидку", и.т.д. Я считаю, что игра для ребенка – это прежде всего познание нового, в определенной степени огромный труд. Также в процессе игры формируется и личность ребенка. Игра может содержать некоторые элементы трудностей, но в тоже время быть занимательной и понятной. Я уверена, что именно такая игра обязательно вызовет интерес у детей. Как в примере с логическими задачами, приведенными ниже: Сколько снежных комов нужно скатать, чтобы слепить снеговика? (Ответ:три). Какое количество горбов у верблюда? (Ответ:два) Сколько же ножек у стульчика? (Ответ: четыре). В процессе решения данных задач у ребенка развиваются не только математические способности, а так же формируется внимание, логика мышления, воображение, пространственные представления, также формируется представление о форме, размере, развивается самостоятельность, целенаправленность и т.д. Одна из главных задач воспитателя - правильно донести информацию до ребенка, предоставить ее в доступной, понятной ему форме. Дети играют в игры, только в те которые они понимают, которые доставляют малышу радость. Разнообразие дидактических игр, всевозможных математических упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям лучше усвоить программный материал. Проведение более сложных игр требует большего времени и нагрузки, они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. В результате моих наблюдений я заметила, что ребята проявляют большой интерес к новым, уже более сложным играм! Игры, направленных на развитие и формирование математических способностей дошкольников, я провожу учитывая индивидуальные особенности и способности каждого ребенка. В играх поочередно задействованы все ребята группы, периодически выбираю то сложные, то более простые игры. Игра «Украсим наш коврик» доставляет малышам нашей группы огромное удовольствие. В предверии праздника 8 Марта мы с ребятами изменили любимую игру; украсили для мамочек, бабушек шарфы, фартуки, сумочки, платочки. Дошкольникам нравится такие интересные и
неожиданные изменения в игре. Целью данной игры является формирование умения группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов (много, мало). Два квадратных коврика, каждый из которых расчерчен на 20 равных квадратов. В верхнем ряду каждого квадрата изображены геометрические фигуры разного цвета: круг, квадрат. У каждого ребенка разные геометрические фигуры. Во время знакомства с игрой стараюсь максимально заинтересовать малышей, объясняю: «Это необычный коврик. Давайте, ребята, все вместе украсим его; фигуры одинаковой формы и цвета будем располагать одну под другой». Стараюсь чаще задавать наводящие вопросы. Например, «Какую фигуру положим в эту клетку?» После выполнения задания мы с детьми рассматриваем украшенный коврик, отмечаем однородность фигур в столбиках (цвета, формы, размер). Пытаемся уточнить какие фигуры, где расположены. Задаю вопросы о количестве, цвете, форме фигур. Я заметила, что предлагая малышам разные варианты украшения, повышается познавательный интерес к игре, развивается логика мышления, также формируется самостоятельность, целеустремленность, лучше развивается умение ориентироваться в пространстве. Обычно в конце проведения любой игры поощряю малышей. Сюрпризные моменты формируют у детей более повышенный интерес к различным видам игр. Работа с ребенком - это по настоящему серьезный труд. Всестороннее развитие малыша зависит не только от времени проведённого в игре вместе с воспитателем, но и от самостоятельной работы с ребенком дома. Совместно с родителями изготавливаем дидактические игры, формирующие у детей математические представления. Хотелось бы поделиться совместной разработкой с родителями воспитанников «Математического планшета». Изготовить его просто: необходима фанера прямоугольной формы, десять крышек и горлышек от пластиковых бутылок, делаем сразу десять отверстий, чтобы использовать при решении задач, примеров в старших возрастных группах. На крышечки можно наклеивать геометрические фигуры, картинки, соответственно игре; в дальнейшем- это цифры, математические знаки. Также настоятельно рекомедую использовать произведения устного народного творчества: потешки, стихотворения, сказки, считалки, загадки, песенки. Хотелось бы предложить некоторые советы родителям. При чтении книг, где встречаются числительные обязательно попросите малыша посчитать сколько в истории было зверей, людей и т.д, предложите разложить это количество на палочках, уточните у малыша кого было больше, меньше, а может равное количество и т. д. Старайтесь всесторонне заинтересовать ребенка, это сконцентрирует его внимание к количеству предметов в окружающем мире, а также улучшит память, логическое мышление, любознательность. Предложите сравнить, к примеру, зверей, птиц, морских обитателей, кто больше по величине, пусть дошкольник объяснит почему он так считает. Посоветуйте ребенку самостоятельно придумать свою собственную историю из нескольких персонажей, а может даже нарисовать к ней своеобразный рисунок.
В заключении мне хотелось бы подчеркнуть, что игры для дошкольников, направленные на развитие и формирование математических способностей – это не просто обычное времяпровождение, а настоящий вклад в будущее ребенка. В какой степени ребенок будет успешен, идя в эпоху со временем, во многом зависят и интеллектуальные нагрузки, и развитие познавательного интереса, формирующиеся в раннем дошкольном возрасте. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии .Но всегда нужно помнить – учение для ребенка должно быть радостным!
Список литературы:
1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. 2008 г. 2. Журнал «Дошкольное воспитание» №4-2003, «Особенности математического образования детей в группах кратковременного пребывания» 3. Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под редакцией Л.П. Павловой. 1986 г. 4. Кантор С.И. Развивающие игры. От 1 до 3 лет. 2008 г. 5. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. Под редакцией Г.Г. Григорьва, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева. 2003г. 6. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992. 7. 3вонкин А. «Малыш и математика, непохожая на математику». Знание и сила, 1985г. 8. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М., 1994. 9. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М… Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008. 10. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. — М.: Просвещение, 1988.