Программа "Здоровье"

Автор: Николаева Юлия Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ НСО "КШИ"
Населённый пункт: Новосибирская область город Куйбышев
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа "Здоровье"
Дата публикации: 05.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Программа "Здоровье" Срок реализации программы 2015-2020 гг. Паспорт программы: «Здоровье» на 2015- 2020 годы Наименование Программы: «Здоровье» (программа деятельности общеобразовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни) Разработчик Программы: Цели Программы:  Сохранение здоровья детей и педагогов.  Разработка и реализация путей здоровьесберегающей педагогики в школе.  Вовлечение детей и подростков в физкультурно- оздоровительную деятельность  Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Задачи:  сформировать правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности;  сформировать способность к самодиагностике состояния здоровья и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни;  обучить учащихся самостоятельно снимать с себя психическое напряжение, подготовить к встрече со стрессами, опасностями трудностями;  формирование у педагогов, родителей и учащихся здорового образа жизни. Основные мероприятия Программы:  Внедрение технологий профилактики заболеваемости детей.  Повышение квалификации педагогических работников по проблемам сохранения и укрепления здоровья детей через семинары.  Педагогические, просветительские и физкультурно- оздоровительные мероприятия со школьниками.
 Укрепление материальной базы муниципальных школы с целью создания условий сохранения и укрепления здоровья детей.  Организация пропаганды среди родителей (законных представителей) знаний по сохранению и укреплению здоровья детей. Сроки реализации Программы: 2015-2020 годы. Перечень направлений деятельности по здоровьесбережению:  Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.  Рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки.  Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении.  Совершенствование системы физического воспитания.  Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.  Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.  Широкое использование программ образования в сфере образования.  Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.  Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшения социальной адаптации ребенка.  Организация работы по укреплению здоровья учителей.  Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.  Проведение мониторинга здоровья. Этапы реализации программы:  ориентировочный 2015-2016 учебный год;  основной 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебные года;
 завершающий 2019 -2020 учебный год. Критерии оценки эффективности программы:  количество пропусков уроков по причине болезни;  охват горячим питанием; · вовлеченность детей в спортивные секции;  количество детей в основной группе здоровья;  участие в районных и областных соревнованиях; · данные диагностики вредных привычек;  степень психологического комфорта учащихся и учителей;  удовлетворенность родителей деятельностью школы по сохранению и укреплению здоровья детей. Законодательные и нормативные документы для разработки программы: 1. Закон РФ «Об образовании» - статья 2: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека…». - статья 51: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников». 2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года: «…необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся». 3. Областная целевая программа «Развитие образования Ивановской области»: «Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс». Пояснительная записка Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он
зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе. Статистические данные за последние годы показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ показывает, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижение уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей, педагогов не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни. Данные Всероссийской диспансеризации 2002 года показали, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла по всем возрастным группам и по всем классам болезней. Заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 24%, а старше 14 лет – на 31%. Специалисты отмечают, что наиболее выраженный рост болезней у детей фиксируется в возрасте от 7 до 18 лет, т.е. за период получения школьного образования. Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, большой вклад школьных факторов в этот процесс делают высокоактуальной проблему разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в образование. Это сделало необходимым введение в деятельность нашей школы программы «Здоровье», призванной обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья. Содержание работы по направлениям I Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения. Реализация этого направления обеспечивается соблюдением санитарно-гигиенических требований к:  размещению общеобразовательного учреждения;  участку общеобразовательного учреждения;  зданию общеобразовательного учреждения;
 оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;  воздушно - тепловому режиму общеобразовательного учреждения;  естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; II
.
Рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки
.
Оптимизация учебной нагрузки путем рационального составления расписания и рациональной организации урока. III. Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении. Руководство санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к организациям общественного питания, изготовлению в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, к условиям, срокам хранения особо скоропортящихся продуктов, к организации рационального питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях IV. Совершенствование системы физического воспитания. Правильное распределение детей на медицинские группы для занятий физической культурой. Организация процесса физического воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации. V. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса
.
Оценка уровня психологического благополучия учащихся по критериям: 1. Уровень школьной тревожности. 2.Сформированность учебной мотивации 3. Социальный статус ребенка в классе (принятые, лидеры, непринятые и отверженные
дети). 4. Индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога. VI. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий. Использование в образовательном процессе педагогики сотрудничества, технологии развивающего обучения, технологии уровневой дифференциации. VII. Широкое использование программ образования в сфере образования. Включить вопросы формирования здорового образа жизни в программы преподавания предметов. VIII. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий. Включение в план воспитательной работы школы, в планы работы классного руководителя, в учебный процесс мероприятий:  направленных на расширение адаптационных возможностей организма;  направленных на снятие зрительного утомления: использование офтальмотренажеров, гимнастики для глаз во время уроков;  для уменьшения статистического напряженич опорно- двигательного аппарата: физкультминутки, подвижные игры.  направленных на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности центральной нервной системы: сюжетные физкультминутки, использование функциональной музыки в различных режимных моментах. IX. Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшение социальной адаптации ребенка. Проведение лекториев для родителей. Приглашение врачей
районной больницы на родительские собрания. Просветительская работа через школьную газету «Переменка» и сайт школы. Вовлечение родителей в участие в спортивно- оздоровительных мероприятиях. X. Организация работы по укреплению здоровья учителей. Прохождение ежегодной диспансеризации. Обучение в ИПК и ППК на кафедре здоровьесберегающих технологий по программе «Технология охраны здоровья учителя как важный фактор укрепления здоровья ученика» XI. Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей. Изучение на курсах повышения квалификации темы «Образование и здоровье» на кафедре здоровьесберегающих технологий. Проведение школьных семинаров и педагогических советов по данной тематике. XII. Проведение мониторинга здоровья обучающихся. Проведение мониторинга по следующим показателям: 1. Количество обучающихся в разных группах здоровья. 2. Количество обучающихся с так называемыми основными видами «школьной патологии»: - нарушениями зрения; - расстройствами опорно-двигательного аппарата; - нервно- психическими нарушениями; - вегетативными расстройствами; - эндокринными расстройствами; - патологией органов пищеварения. 3. Количество дней, пропущенных по болезни. 4. Оценка физической подготовленности 2 раза в год (осень-весна) всех детей. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
o
Снижение уровня заболеваемости учащихся и педагогов.
o
Формирование здорового образа жизни в семье.
o
Улучшение организации питания учащихся.
o
Повышение качества лечебно-профилактических мероприятий.

o
Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ.
o
Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.
o
Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни;
o
Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;
o
Повышение уровня психологической комфортности в системе "ученик – учитель"
o
Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка.