"Мы - граждане своей страны"

Автор: Чуданова Лариса Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ пгт Свеча, Свечинского района Кировской области
Населённый пункт: пгт Свеча
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мы - граждане своей страны"
Дата публикации: 06.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка воспитательной работы

по патриотическому воспитанию младших школьников

«Мы - граждане своей страны»

Пояснительная записка
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя, свой народ, своих соседей. Знаешь культуру, понимаешь своё место в мире и природе. Для того, чтобы приобщить детей к глубинному, традиционному наследию, разработан данный цикл классных часов. Кроме чисто познавательного, он имеет важное воспитательное значение, т.к. показывает нравственное и эстетическое богатство русской культуры. Способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути.
Место данного цикла
– во внеклассной работе с учётом интеграции уроков литературного чтения, изобразительного искусства, художественного труда, музыки.
Принципы построения цикла:
Введение такого цикла в воспитательную работу необходимо, потому что народная культура, история России, семья должны предстать как единое целое. Именно потому, что народное искусство есть отражение народного взгляда на жизнь в её базовых основах. Дети должны увидеть универсальность и важность этих основ для современного человека. Во время работы по данному направлению в единой системе воспитания перед детьми раскроется миропонимание, выработанное нашими предками по трём основным параметрам жизни: -Человек и его взаимодействие с природой; -Человек и его семья; - Человек и государство.
Задачи цикла:

Отбор материала и внутренняя организация внеклассных мероприятий по данному направлению подчиняется необходимости решения двуединой задачи: 1. Показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры, Учить понимать язык народного искусства. 2. Подготовить ребёнка к полноценной жизни в современном обществе, научить его быть гражданином своей страны.
Специфика данного курса
в учебно-воспитательном процессе состоит не в том, чтобы научить детей исполнять или мастерить конкретные произведения народного искусства, а в том, чтобы опираясь на конкретный материал, научить понимать народное мировоззрение. Весь цикл разбит на блоки, которые дополняют друг друга: 1 блок «У меня есть своя история» 1. Моя семья 2. Понятие родословной (поколение, потомки, предки) 3. Родословное древо (учимся величать семью) 4. Моя семья в истории страны 5. «Говорящие фамилии»
2 блок «Устное народное творчество. Его роль в становлении личности»
1. Народные песни и их виды (обрядовые, хороводные…) 2. Былины, как средство воспитания патриотизма. 3. Русские народные сказки и их роль.
3 блок «Жизнь и быт русского народа»
1. «Зачем пойдешь, то и найдёшь» (общая композиция русского крестьянского поселения) 2. «Дом, дом, открой свою тайну» 3. «На всякий случай свой обычай» 4. Народные праздники 5. Тайны детских народных игрушек, игр. 6. О чём рассказывает народный костюм..
4 блок Жизнь человека в доме и в мире.

1. «На свет родился - с людьми породнился» 2. «Воспитывай лаской, а не таской» (принципы воспитания в народной культуре) 3. «Здоровью цены нет» (Прин67ципы ЗОЖ, народная медицина, здоровье телесное, душевное, духовное). 4. «Корми деда на печи, сам будешь там». (народные представления о нревственных обязанностях перед старшими в сказках, притчах, пословицах). 5. «Корни старые, ветки новые» (значение истории культуры русского народа для становления личности, процветания государства).
5 блок История в символах и знаках.
1. Герб – язык эпохи(посёлка, области, страны) 2. Русские стяги. 3. Символы современного Российского государства. 4. Государственное устройство России(президент, Государственная Дума, Совет Федерации, правительство). Данный цикл классных часов направлен на активизацию мыслительной деятельности младших школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. Цикл должен пробудить интерес, уважение к прошлому. Он отвечает на многие «почему?», которые в этом возрасте часто задают дети. При этом систематическое изложение истории сознательно заменяется принципиально иной логикой, лежащей в основе цикла: от близкого и понятного ребёнку вглубь времени вширь пространства В цикле осуществляется деятельный подход. Ребёнок выступает не как объект воспитательных учебных воздействий, как субъект всех видов деятельности. Этот цикл ориентирован не на запоминание учеником информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Цикл классных часов построен на материале отечественной истории.
Формы организации
могут быть разнообразны и включать в себя:  Экскурсии;  Классные часы-лекции;  Театральные постановки;  Ролевые игры;  Проектную деятельность;  КТД…
Наибольшую эффективность для развития интереса, умения добывать необходимую информацию несёт в себе интеграция КТД и проектной деятельности (прил.1) В результате систематической работы по данному направлению к окончанию начальной школы у учащихся формируются умения:  Самостоятельно выполнять творческие задания;  Описывать герб, флаг России, области, посёлка;  Знать государственное устройство РФ;  Уметь ориентироваться в истории, культуре, быте своего народа;  Устанавливать связь прошлого с настоящим, заглядывая в будущее.