"Знание и познание"

Автор: Асланян Светлана Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Путинская СОШ"
Населённый пункт: село Путино, Верещагинский район, Пермский край
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Знание и познание"
Дата публикации: 30.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок обществознания в 10 классе по теме «Познание и знание»

Цель урока:
изучение и первичное закрепление новых знаний. Охарактеризовать проблему познаваемости мира, выяснить сущность процесса познания, выяснить проблему истины. Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира. Развиватьумение сравнивать, делать выводы и обобщения. Создать условия для формирования у учащихся собственного мировоззрения.
Задачи:

1.
Раскрыть основные понятия урока; познакомить учащихся различными подходами к решению проблемы познания мира. 2.Выявить критерии истины; подчеркнуть относительность истины 3.Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задания; 4.формировать умение извлекать из источников знания по изучаемой проблеме
Ход урока:

I.Организационный момент
Цель учителя: создать благоприятный эмоциональный фон; отметить отсутствующих на уроке Цель ученика: настроиться на активную работу Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания Приветствие учителем учащихся Проверка готовности учащихся к уроку Приветствие учащимися учителя Самопроверка готовности к уроку Актуализация: Как вы понимаете слова английского философа Френсиса Бэкона «Знание-сила»? В высказывании английского философа Ф.Бэкона выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества. Знания об окружающем мире и самом себе нужны человеку во всех видах деятельности. Фронтальный опрос
II.Актуализация знаний
Цель учителя: проверить как понимают учащиеся смысл высказывания английского философа Цель учащихся: суметь понять и объяснить главную мысль высказывания Тема нашего урока « Познание и знание» Запись темы урока в тетрадь
План: 1. Познаваем ли мир? 2. Познание чувственное и рациональное. 3. Истина и ее критерии. 4. Особенности научного познания. 5. Социальные и гуманитарные знания 6. Многообразие человеческого знания
III.Изучение нового учебного материала
Цель учителя: обеспечение усвоения учащимся новых знаний; закрепление навыков работы с учебным текстом. Цель ученика: получить более широкие знания по данной теме, уметь анализировать материал Что такое знание? Напишите в тетради свое определение
Знание
– это результат познания Что такое познание?
Познание- это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является

отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания

об окружающем мире.
-Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем.
1.Познаваем ли мир?
Как вы думаете, познаваем ли мир? Проблему познаваемости мира интересовало человечество с давних времен, когда появилась наука философия. В чем же её суть? Стр.36 Используя материал учебника заполняем таблицу. Стр. 36-37 Познаваем ли мир? Пессимисты Оптимисты Скептики Отрицают познаваемост ь мира Утверждают, что мир принципиальн о познаваем Признавая, что познание мира возможно, но выражают сомнение в достоверности полученного знания Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений.
1.Пессимисты

Агностицизм-
учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его акономерностей Запись в тетрадь Ответы учащихся Самостоятельн ое заполнение таблицы, используя материал учебника Рассказ Запись в тетрадь опорного конспекта по ходу объяснения учителя Схема таблицы выводится на доску

Конвенционализм –
философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными.
2.Оптимисты

Гносеологизм
–философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, утверждает, что
познание мира возможно
. -Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте
2. Познание чувственное и рациональное.
Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали? Существует две ступени познавательной деятельности. Работа в парах. Стр. 40-41 Первая группа изучает материал и заполняет таблицу про чувственное познание. Вторая группа- рациональное познание. формы свойства Чувственное познание Ощущения Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений, объективного мира Восприятие Целостное отражение предметов в многообразии их свойств Представление Отражение некого «усредненного» образа. Рационально е (логическое) познание Понятие Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей Суждения Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается умозаключения Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение
Рациональная познавательная способность связана с мышлением
Как схематично можно представить данное утверждение?
(Мышление речь язык)
Запись в тетрадь Ответы учащихся Индивидуальная работа
-Еще одна проблема-соотношение чувственного и рационального познания. Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов. Как вы думаете, кто утверждает приоритет чувственного познания? Следовательно сторонниками рационального познания выступают…. 1) Сенсуализм- утверждает приоритет чувственного познания. 2) Рационалисты – признают основой познания и поведения людей разум Кто же прав? Какой вывод можно сделать?
Вывод:
в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.
3. Истина и ее критерии.
Посредством органов чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.
Истина
–это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Истина

Абсолютная Относительная
Полное, неизменное, неполное, ограничен раз и навсегда установлен- -ное верное лишь в ное знание о каком-либо определенных усло- предмете или явлении виях знание На примерах покажите абсолютность и относительность истины. -Как же отличить истину от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания? Существует несколько критериев истины. Попробуйте выбрать правильные варианты.
Критерии истины
1. Знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно. 2. Признание истинным того, что полезно для человека 3. Практика - более надежный критерий истины. Самостоятельн ая работа над таблицей, 5 мин.(стр.41 учебника). Каждая группа заполняет таблицу и делится результатами с остальными учащимися. групповая работа
Отметьте в тетраде главный критерий истины. -Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения. Заблуждение- это ложное знание, принимаемое за истинное. Ложь- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Рассказ учителя
IV.Закрепление
Цель учителя: выяснить степень усвоения пройденной темы; Цель ученика: суметь применить полученные знания при высказывании своего мнения Задание. Как бы вы прокомментировали высказывание Ф.Шлегеля «Чем больше знают, тем больше имеют еще для изучения. Вместе со знанием растет равномерно и наше познание или, вернее наше познавание размера еще не познанного?» беседа
V Задание на дом
Цель учителя: проверить усвоение полученного материала через решение тестовых заданий на следующем уроке. Цель ученика: закрепить полученный на уроке материал §6, вопросы в конце параграфа, задание №1,2 Написать эссе. Французскому философу Р. Декарту принадлежит известное высказывание: «Я мыслю, следовательно, я существую». Запись в дневник