"Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС"

Автор: Шапошникова Мария Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОУ "Красночикойская СОШ №2"
Населённый пункт: село Красный Чикой
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС"
Дата публикации: 07.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Шапошникова Мария Михайловна, учитель начальных классов ГОУ «Красночикойская СОШ №2»
Преемственность в системе дошкольного и начального

общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком» Л.С. Выготский Радикальные изменения в современном образовании актуализируют проблему преемственности в обучении и воспитании детей при переходе с одной ступени образования на другую. Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования не нова. Преемственность – это принцип, лежащий в основе системы непрерывного образования. Понятие «преемственность» рассматривается в педагогической теории с разных позиций. Исходя из философского понятия определения преемственности, «преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса». В соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” под преемственностью понимается согласованность, перспективность всех компонентов (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. [2] Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. По словам В.А. Сухомлинского «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». [5] «Школа 2100» - это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы. Главная цель «Школы 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. Ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться , который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одной из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Следуя требованиям ФГТ, уже в группах старшего дошкольного возраста должно быть выделено следующее приоритетное направление работы педагогов с детьми – это обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. Также определено следующее содержание образовательной деятельности, одним из которых является
формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. При этом образовательный процесс, строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры. Одним из принципов организации педагогического процесса в образовательной программе является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Подготовка к школе и что гораздо важнее всестороннее развитие ребенка – процесс требующий пристального внимания и длительного времени. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое. Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведет к стрессу и к дезадаптации детей. В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения. [3] Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. В связи с этим, ГОУ «Красночикойская СОШ №2», МДОУ «Березка» и МДОУ «Сказка» разработали план совместных мероприятий, по которому тесно и плодотворно взаимодействуют на протяжении нескольких лет. В нашей работе можно выделить три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно: методическая работа, работа с детьми, работа с родителями. Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, консилиумов, бесед, совместных педагогических советов, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: “Психологическая готовность ребенка к школе”, “Задачи детского сада и семьи в подготовке ребенка к школе”, “Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе” и т.д. Педагоги совместно определяют и обсуждают круг вопросов по реализации программы работы с будущими первоклассниками. Результатом таких деловых встреч является разработка модели индивидуальной траектории развития каждого ребёнка, совместных действий по преемственности в плане учебно-воспитательной работы детского сада и школы. Семинары включают в себя взаимопосещения открытых уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах ДОУ. После чего педагоги, как правило, делают анализ и самоанализ проведенных мероприятий, обсуждают насущные проблемы и корректируют свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей. Совместные ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы (воспитателей, учителей будущих первоклассников, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников, старших воспитателей, завучей) дают хорошие рекомендации и
практические советы по работе с «трудными» детьми и детьми, имеющими проблемы со здоровьем. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение школьной библиотеки, спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями начальной школы, участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, выставки рисунков и поделок, совместные праздники и соревнования – все это вызывает у детей желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в свои силы. Работа с родителями проводится на протяжении всего учебного года: оформление информационных стендов “Учебная мотивация. Что это такое?”, “Советы будущим первоклассникам”, “Психологическая готовность ребенка к школе: параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию”, “Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами”, “Социально-психологическая готовность. Коммуникативные навыки” и т.д. На родительских собраниях, днях открытых дверей, творческих мастерских, в процессе анкетирования и тестирования родителей будущих первоклассников, встреч за “круглым столом” затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду. Преемственность в работе ДОУ и начальной школы заключается в том , что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появления соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать обычно возникает не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста. А в случае вытеснения игры занятиями по школьному типу – еще позже. Очень важно довести до родителей, что нецелесообразно укорачивать дошкольный период с детскими занятиями и ведущей игровой деятельностью. Мы должны начинать обучение с развитых, желающих учиться, а не натасканных детей. Наша практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей. Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей. Литература: 1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006. 2. Гасанова Р.Х. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. // Начальная школа плюс До и После. – 2013 - №2. 3. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011. 4. Лебедева С.А. Ещё раз о преемственности дошкольного и начального образования. // «Начальная школа»., 2005 - №11. 5. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.