"Методическая разработка дидактической игры по ботанике для учащихся 6 класса"

Автор: Горбунова Мария Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: ТГПУ им. Л.Н.Толстого
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методическая разработка дидактической игры по ботанике для учащихся 6 класса"
Дата публикации: 08.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка дидактической игры в курсе биологии

(ботаника 6 класс)
Использование различных дидактических игр на уроке позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. Дидактическая игра – универсальное средство развития опыта творческой деятельности. В качестве методической разработки я хотела бы предложить дидактическую игру по ботанике «Юные натуралисты». Игра будет актуальна как в завершении курса ботаники в конце года, так и подойдет для ботанического вечера в классе. Задания были разработаны с учетом учебной программы, так же были включены вопросы, которые требуют более углубленных знаний биологии. Основное назначение дидактической игры это не только повторение, обобщение и систематизация, но и развитие творческой деятельности. Задания для игры «Юные натуралисты». Игра «Юные натуралисты» представляет собой сборник вопросов и заданий, которые ориентированы на повторение и обобщение знаний по курсу ботаники, а так же на актуализацию творческой деятельности, фантазии и мышления. В ходе игры учащиеся не только работают с наглядными пособиями, но и с натуральными объектами, что так же способствует лучшему закреплению и повторению материала. Игра направлена не только на контроль уровня знания учащихся, но и на формирование творческой деятельности, и, кроме того, на сплочение коллектива.
Игру лучше всего проводить в конце учебного года, когда необходимо подвести итоги изучения курса ботаники. Участники игры: Учащиеся делятся на 3 команды в составе по 5 человек – игроки (выбирают сами капитана команды); 3 человека – члены жюри; один ведущий (учитель); если есть ученики, которые не захотели принимать участие в игре, они становятся болельщиками. Цели игры: 1) создание условий для развития творческих способностей учащихся, обобщения и систематизации знаний. 2) формирование интереса к биологии. 3) общее развитие личности учащихся. 4) формирование навыков работы в команде, умение отстоять свою позицию и аргументировать ее. Задачи: 1. Систематизировать знания, полученные в процессе обучения. 2. Суметь применить знания в нестандартной ситуации. 3. Обобщить ранее изученный материал. 4. Сплотить коллектив. 5. Сформировать основы творческой деятельности входе решения проблем, создаваемых в игровой ситуации.
Ход игры:
Ведущий (Учитель): -Дорогие друзья, сегодня мы узнаем, кто из вас заслуживает звания «Юного натуралиста». Наша сегодняшняя игра – это своеобразное подведение итогов изучения ботаники. Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы усвоили все, что касается растений.
У вас есть вопросы? Если вопросов нет, тогда отправляемся в увлекательное путешествие в мир флоры. Сегодняшний маршрут будет состоять из нескольких станций. Название станций вам будет известно в начале каждого тура. За каждую станцию участники получают баллы, которые выставляет жюри. На последней станции подводятся итого игры и награждаются победители и участники сегодняшней игры. В добрый путь, натуралисты! Первый тур: Станция: «Знакомьтесь, это мы!». - Для того чтобы наши натуралисты не заблудились в дремучих лесах, при изучении растений, вам нужно придумать название вашей команды и девиз. Девиз должен быть не простой, а содержать в себе то, чего вы хотите получить от сегодняшней игры, какие у вас цели, желания. Для этого, пусть каждый игрок скажет то, что ему хочется, по одному слову. Например: «Мы команда __________. Наш девиз: узнать про флору больше, знания укрепить, целей достигнуть, команду сплотить». Так же, название вашей команды должно быть тематическим и интересным. Постарайтесь как можно оригинальнее представить свою команду. На представление каждой команды выделяется время в размере 3 минут. Итоги первого тура. Жюри оценивают креативность и нестандартность выполнения задания. Выставляют оценки по 5ти бальной системе. Суть первого этапа: учащиеся создают команду, сплочаются для достижения общей цели, придумывая девиз, ученики ставят перед собой цели, которых они хотели бы достигнуть. Кроме того, на этом этапе нужно проявить себя творчески и оригинально представить команду. За оригинальность ставится высший балл.
Второй тур: -Молодцы, все хорошо справились с первым заданием, жюри подсчитает баллы и в завершении второго тура выставит баллы в рейтинговые таблицы. А пока наше путешествие только начинается! Все самое интересное впереди! - Вот и первая станция для натуралистов. Название этой станции «Самые- самые». Внимательно слушайте задание. Каждой команде выдаются карточки для ответов. На карточках вы запишите ответ на вопрос. На обсуждение вопроса дается 1 минута. Ответ записывается, после чего карточку нужно будет сдать. Вопросы: 1). Какое дерево самое маленькое? 2). Какое дерево является долгожителем? 3). Правда ли что в природе есть растение, которое по вкусу напоминает курицу? 4). Какое растение имеет радужную, разноцветную кору? Есть ли такое растение в природе? 5). Какое дерево самое толстое? Правда ли, что через его ствол проходит целая магистраль? 6). Какое растение самое быстрорастущее? 7). Какое растение является самым древним? 8). Есть ли паразиты среди растений? 9). Какое растение является символом Канады? 10). Есть ли на Земле такое растение, которое могло бы переваривать птиц и мышей? 11). Какое растение может выдержать вес в 30 кг? 12). Какое растение издает запах тухлого мяса? 13). Какое растение способно убить лошадь?
14). Плоды какого растения являются самой большой ягодой в мире? Учащиеся отвечают на вопросы и сдают карточки с ответами, после каждого вопроса, когда карточки сданы, учащимся называются правильные ответы. Суть второго этапа: учащиеся актуализируют знания, вспоминают ранее изученный материал. Привлекают самостоятельно полученные знания. Этот этап так же направлен на формирование творческой активности школьников. Третий тур: - Ребят, мы прошли одну из наших станций, могу вас с этим поздравить, впереди много интересных и увлекательных заданий. Если все готовы, предлагаю перейти к следующему. Следующая станция – «Сбор урожая». - Перед вами на доске висят корзинки. В эти корзинки каждый участник из команды, по очереди, кладет овощ или фрукт, относящийся к предложенному семейству. Капитан команды, перед началом тура, вытягивает на жеребьевке семейство, которое ему достанется. Семейства: Пасленовые, бобовые, лилейные, крестоцветные, розоцветные. Представители: Помидор, баклажан, перец, горох, соя, фасоль, лук, чеснок, спаржа, груша, персик, яблоко, редис, редька, капуста. (Представители у всех одинаковые – 15 штук). Пока игроки раскладывают по корзинам овощи и фрукты, можно провести небольшую игру с болельщиками. Игра с болельщиками: - Пока игроки наших команд выполняют задание, давайте отгадывать загадки! 1). Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина) 2). Вкус у ягоды хорош, Но сорви её поди-ка. Куст в колючках, будто ёж, — Вот и назван ... (Ежевика) 3). Как на нашей грядке Выросли загадки — Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидоры) [15]. 4). Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я — ... (Капуста) 5). И зелён, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко —
Под кустом ... (Картошка) 6). Кафтан на мне зелёный, А сердце, как кумач. На вкус, как сахар сладок, На вид — похож на мяч. (Арбуз) 7). Низок да колюч, Сладок да пахуч, Ягоды сорвёшь, Всю руку обдерёшь. (Крыжовник) [8, с. 121] Болельщики молодцы! А теперь вернемся к нашим натуралистам, посмотрим, как они распределили представителей семейств. Давайте проверим вместе? (Ведущий по одному представителю показывает болельщикам, они соглашаются или не соглашаются с тем, в какое семейство его отнесли). Суть третьего этапа: Этап ориентирован на активизацию знаний о семействах и их типичных представителях. Используется задание с целью обобщения, повторения, систематизации знаний. - Пока жюри подводит итоги этого конкурса, капитаны команд, подойдите ко мне. Для получения заданий для четвертого тура. Четвертый тур:
- Четвертый тур у нас пройдет под названием «Станция театральная»… Капитаны команд получили карточки с заданием. Задание связанно, с каким либо процессом, протекающем в растении. Командам нужно обыграть физиологическое состояние или явление, характерное для растения. Явления и процессы: 1. Листопад. 2. Фотосинтез. 3. Дыхание. 4. Испарение. [3]. В этом туре оценивается не только правильная трактовка процесса, но и ваш творческий подход к заданию! Суть четвертого этапа : на этом этапе важно не только правильно охарактеризовать процесс, но и найти нестандартный, творческий подход. Большое внимание здесь уделяется работе в команде. Этот тур так же способствует развитию навыков работы перед аудиторией. Пятый тур: - Пятый тур будет связан с решением анаграмм. А название станции «Ботаник ботаника поймет». Все знают, что такое анаграмма? Я напомню. Анаграмма — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. Вот анаграммы, которые приготовили для вас опытные натуралисты: ПГЕБО ПАОЧК ЛСЕЬЕТБ ЧЧЕЕИВАЧК КБАИЙМ
ВКОНИЕРЕЩ ПАДЛТОИС КЧКОЛАЮ Кто первый решает анаграмму – поднимает руку, за каждую правильную анаграмму начисляется балл. Команда, набравшая меньшее число баллов, может набрать дополнительные баллы, создав предложения, с использованием этих слов. Пока жюри подсчитывают баллы, участники готовятся к следующей станции – шестой тур. Суть пятого этапа: Суть этого этапа заключается в том, что учащиеся не только повторяют основную терминологию из курса ботаники, но и так же учатся работать слаженно, включая интуицию и творчество. Шестой тур: - Ребят, шестой тур выявит самых знающих натуралистов! Название этой станции – « По порядку становись!» Вам будут розданы карточки, на которых будет распечатан алфавит. На каждую букву алфавита нужно будет назвать растение, но только то, которое совпадает с предложенной категорией. На слайде – 3 таблички, под каждой – задание для команд. Первыми открывает та команда, которая выиграла в прошлом туре. 1 табличка – древесные растения 2 табличка – травы 3 табличка – кустарниковые растения После получения задания учащимся дается 5 минут на выполнение. В это время можно поиграть с залом. «Съедобное – несъедобное».
На слайдах будут показаны грибы, нужно будет определить съедобный или несъедобный гриб. Если съедобный – один раз хлопнуть в ладоши, если несъедобный не хлопать. После проведения игры с залом можно переходить к финальному туру игры. Суть шестого этапа: обобщение и систематизация знаний. Седьмой тур: - Вот и подходит к завершению наше путешествие! В завершении Вам предлагается такое задание: составить синквейн. Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Обратите внимание, правила синквейна на слайде. (45слайд). Темы для синквейна можете выбрать сами! На это задание вам дается 7 минут. Суть седьмого этапа : этот этап направлен на реализацию творческих способностей. Так же на командную работу и взаимопонимание. Жюри пока что подводят итоги всей сегодняшней игры! Всем участникам большое спасибо! Через пару минут жюри подведут итоги и назовут лучших юных натуралистов! И так же отдельное спасибо болельщикам, которые принимали активное участие! (Команда, набравшая большее число балов награждается дипломами «Юного натуралиста» и получают оценку «5», команды, занявшие, 2 и 3 место получают благодарности за активное участие и получают оценку «4», кроме того, вручается сертификат самого активного болельщика, по итогам игры тому учащемуся, который активно отвечал на вопросы). В результате проведенного мероприятия:
Цели игры, поставленные в начале – были достигнуты. 1) были созданы условия для развития творческих способностей учащихся. Задания игры носили характер обобщения и были направлены на систематизацию знаний. 2) задания, использованные в игре, носили познавательный характер, что способствовало повышению интереса к ботанике и биологии. 3) каждый этап игры был ориентирован на развитие личностных качеств. 4) в процессе игры формировались навыки работы в команде. Задачи так же были реализованы: Знания, полученные в процессе обучения, были систематизированы. Создавались ситуации, требующие нестандартного решения, учащиеся с ними активно справлялись. Были сформированы основы творческой деятельности.