"Комплекс занятий для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием нетрадиционных техник рисования"

Автор: Малышева Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад 157"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Комплекс занятий для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием нетрадиционных техник рисования"
Дата публикации: 08.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Комплекс занятий для развития мелкой моторики детей младшего

дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием

нетрадиционных техник рисования

Занятие № 1

Тема: «Поделись улыбкою своею».
Техника: рисование ладошками и пальчиками. Цели: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошками и пальцами. Развивать подвижность кистей рук и пальцев, координацию движений кисти и пальцев рук; умения переключаться с одного движения к другому. Материалы: Краски (гуашь), кисти – толстая для нанесения краски на ладошку, тонкая – для улыбки, лист А4, влажные салфетки, баночки с водой. Методические приемы: Сюрпризный момент, игровая ситуация, беседа- диалог, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов. Ход занятия Вводная часть Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришла Королева Красок (входит Королева). Только вот совсем не веселая она. Что случилось? Королева. Да просто настроения нет, как не пытаюсь развеселить себя, ничего не выходит. А у вас такое бывает? (дети -да) Воспитатель: Ох, не нравится мне все это, нельзя так. Ты нам веселой нравишься. Ребята, может, мы постараемся развеселить Королеву, вдруг у нас получится? Давайте с вами вспомним веселые дразнилки, может они развеселят нашу королеву. Вображала хвост поджала И под печку убежала, А под печкой крокодил
Вображалу проглотил. Чокли-мокли, Чокли-мокли, тебя глаза намокли. Если долго будешь плакать, Ты лягушкой будешь квакать. Ябеда-корябеда, Зеленый огурец: Никто с ним не играет, Никто его не ест. Жадина, говядина, Пустая шоколадина, Жадина, говядина, Соленый огурец На полу валяется, Никто его не ест! Королева: продолжает плакать. Основная часть Воспитатель: Как же нам королеву развеселить? А придумала! Веселит людей улыбка, что может быть приятнее нее. Когда кто-то улыбается и смеется и самому становится весело. Давайте будем сильно, сильно улыбаться Королеве. Покажите, как вы это умеете. (Дети улыбаются, но Королева все равно грустная). Воспитатель; Не получается! Наверное, мало наших улыбок, а давайте нарисуем много, много улыбок, тогда уж точно она не устоит перед нашими чарами. Звучит песня «Улыбка»
Воспитатель: Улыбки мы будем рисовать необычные, симпатичные. Для этого нам понадобятся наши красивые ладошки. Возьмем в руки кисточку. Наша кисточка любит «купаться». (дети повторяют за воспитателем) Воспитатель «купает» кисточку в банке, сопровождает свои действия словами: «Буль, Буль, Буль» (дети повторяют действия воспитателя). Показ способа рисования Воспитатель: Теперь причешем нашу кисточку, сделаем ей прическу (протираем о краешек стакана). Давайте, вместе с вами накормим кисточку желтой краской и отпустим побегать по нашим ладошкам сверху – вниз, на каждый пальчик, не оставляем не закрашенных мест. Отложили кисточки и теперь аккуратно прикладываем ладошку к листу бумаги, прижимаем хорошенько, не двигаем ей, убираем и прикладываем еще в другом месте. Затем вытираем ладошку влажной салфеткой и снова берем кисточку, наносим зеленый цвет на ладошку, прислоняем в разных местах листа бумаги. Так разными цветами, пока лист не будет полностью закрашен разноцветными ладошками. Можно ладошки не вытирать после каждого цвета, а прямо так наносить другую краску, получатся смешанные цвета. Практическая работа детей. Дети приступают к самостоятельной деятельности. Воспитатель помогает при необходимости. Воспитатель: Теперь хорошенько вытираем ладошки и приступаем к рисованию необычных смешных рожиц. Глаза и нос рисуем пальчиками. Окунаем подушечку пальца в краску и ставим на каждой ладошке глаза и нос. После этого кистью рисуем улыбки, губы. Пальчиковая гимнастика Продолжается урок, Пальцы прячутся в замок. (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с пальцами покружимся, Мы с пальцами подружимся. (ритмичное качание мизинцев) Раз, два, три, четыре, пять, Будем весело считать. (поочередное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинцев) Раз, два, три, четыре, пять, Пришло время отдыхать. (Руки вниз, встряхнуть кистями.) Итог занятия Воспитатель: Ребята, посмотрите, улыбается наша Королева, смеется. Удалось нам поднять ей настроение? Как у нас это получилось? Чем мы сегодня рисовали? А давайте поднимем настроение нашим мамам и папам, показав эти замечательные улыбки. Похлопаем друг другу. Молодцы!
Занятие № 2.

Тема: «Бусы для куклы».
Техника: рисование пальчиками. Цели: Учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски; рисовать точки («бусинки») друг за другом на ниточке. Развивать подвижность и гибкость, пальцев, тонкие движения пальцев. Материалы: кукла, коробка с бусами, краски, листы бумаги, мисочки, салфетки, клеенки. Ход занятия: Вводная часть Дети сидят на стульчиках. В дверь кто-то стучится: входит кукла Танюшка. Здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, что куколка почему-то грустная; спрашивает об этом Танюшку. Кукла поясняет, что ее пригласили на праздник, и она хочет пойти. Платье у нее
нарядное, красивое; Танюшка хочет бусы. А где ей взять бусы? (ответы детей). - Давайте нарисуем для Танюшки бусы! Основная часть Пальчиковая гимнастика «Гости» К Тане гости прибежали,(бежим пальчиками по столу или по полу) Все друг другу руки жали. Здравствуй Жора,(соединяем большой и указательные пальчики) Здравствуй Жанна,(большой и средний) Рад Серёжа,(большой и безымянный) Рад Снежана (большой и мизинец) Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе) Может коржик (показываем 2 открытые ладошки) Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку) Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку) Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки) Все стряхнули быстро крошки И захлопали в ладошки! Показ рисования с объяснением Посмотрите, как будем рисовать. Опускаем пальчик в краску и на листочке в ряд на веревочку ставим «бусинки». Затем дети садятся за столы и рисуют на своих листочках. Итог Воспитатель: Ребятки, давайте все ваши бусы покажем Танюшке. Посмотрите на куколку, как она радуется, ей все бусы понравились, даже не знает, какие выбрать! Посмотрите, ребятки, у меня есть волшебная палочка, я сейчас уберу в коробочку нарисованные бусы, накрою коробочку салфеткой и скажу волшебные слова. Что из этого получится, мы сейчас увидим.
-Открываем коробочку, а в ней настоящие бусы для нашей Танюшки! Похлопайте в ладоши, порадуйтесь вместе с куколкой! Там и для вас найдутся подарки!!! (дети находят для себя бусы в коробочке.
Занятие № 3

Тема: «Я слепил снеговика».
Техника: рисование методом тычка. Цель: Познакомить детей с техникой рисования методом тычка (жесткой полусухой кистью и ватными палочками); Совершенствовать подвижность и гибкость, пальцев, силу тонуса рук кинестетическую и кинетическую основу движений рук, точность движений. Оборудование: плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, гуашь белого цвета, мисочки, жесткие кисти, ватные палочки, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, педагогические эскизы с изображениями снеговиков разными техниками. Ход занятия: Вводная часть: Педагог обращает внимание детей на снег, спрашивает, что можно из него слепить. Читает стихотворение Е.Седовой: Первый снег идёт кругом – Снегом землю замело. Из пушистого снежка Я слеплю снеговика С длинным-длинным носом, Назову Морозом. Сделал я огромный ком
И ещё один потом, Глазки – уголёчки, Беленькие щёчки, А потом морковку Прикрепил неловко – Это будет красный нос. Вот и вышел мой Мороз. В руку дам ему метлу, Не замёрзнет на ветру. Мой хороший снеговик Сразу же к зиме привык. Основная часть Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы» Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. Поочередно соединяют большой палец с остальными. Новогодние игрушки Праздник приближается, Елка наряжается. Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны. Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. Поочередно соединяют большой палец с остальными. А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».
Воспитатель интересуется у детей, каким автор назвала снег в стихотворении (пушистым), затем предлагает нарисовать пушистый снег и «вылепить» из него снеговика. Показ способа рисования Берем кисть вертикально чуть выше железного ободка (для более выраженного эффекта кисточка должна быть жесткой и подрезанной), макаем кисть в выбранную краску и ставим точку получается пушистая точка. Ватной палочкой работаем так же. Практическая работа детей. Дети решают, из двух или из трёх кругов будет их снеговик, Воспитатель объясняет, как с помощью ватной палочки нарисовать глазки, пуговички для снеговика (держа палочку вертикально ставим точку на рисунке, руку поднимаем, и на листе бумаги остается красивая округлой формы точка), куда приклеить нос. Те из них, кто быстро выполнил задание, приклеивают своему снеговику шапочку из бумаги, метлу, ёлочку, снежинки и другие украшения. Самомассаж Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга. Чьи руки зимою всех рук горячей? Они не у тех, кто сидел у печей, А только у тех, а только у тех, Кто крепко сжимал обжигающий снег. И крепости строил на снежной горе, И снежную бабу лепил во дворе. На первые 2 строчки стихотворения, дети потирают руки, с 3-й строки сжимают и разжимают кулачки. Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами). Итог
Заканчивается занятие просмотром работ, дети дают имена снеговикам, находят больших и маленьких, самых весёлых, толстых, смешных, неуклюжих, непохожих на другие.
Занятие № 4

Тема: «Помоги маме-курочке найти цыплят».
Техника: рисование методом тычка. Цели: Познакомить детей с новым способом рисования – тычкование по контуру. Совершенствовать подвижность и гибкость, пальцев, силу тонуса рук кинестетическую и кинетическую основу движений рук, точность движений. Оборудование: Альбомный лист, гуашь желтая и коричневая, кисть тычковая, кукла «Бибабо», детская песенка «Цыплята». Предварительная работа: Рассматривание игрушки – курочки, чтение сказки «Курочка Ряба», стишков и потешек. Ход занятия: Вводная часть Входят дети, встают в полукруг. Педагог вносит курочку (игрушку). Воспитатель: Дети, кто пришел к нам в гости? (Ответы детей). Воспитатель: Курочка, а почему ты грустная такая? Ребята давайте споём её песенку. Звучит детская песня «Вышла курочка гулять». Воспитатель: Дети, садитесь на свои места, а я расскажу вам, что же случилось у курочки. Дети рассаживаются за столы. Основная часть
Воспитатель: А случилось вот что: пошла курочка гулять со своими цыплятами, и хотя она им наказывала: «Ко-ко-ко, не ходите далеко» они взяли и спрятались от своей мамы. «Куд – куда?» - спрашивала курочка-мама. Ребята, поможем курочке отыскать цыплят. Какие детки у курочки мамы по цвету? (Желтые). Воспитатель: А если их потрогать, погладить, то какие они? (Мягкие, пушистые). Воспитатель: Посмотрите на свои листочки, на них нарисован контур цыплят. А мы будем их раскрашивать. Поможет нам волшебная кисточка. Кисточка сегодня будет «танцевать» по контуру, будет прыгать вверх-вниз. (Показ педагогом). Пальчиковая гимнастика «Детки» (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать Крепкие, дружные, Все такие нужные. (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) Тише, тише, тише, Не шумите! Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будут пальчики вставать. (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове «вставать» - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) Практическая деятельность детей
Воспитатель: А теперь возьмите тычковую кисть и покажите, как она будет прыгать. Наберите на кисть жёлтую краску и начинайте раскрашивать контур цыплят. Кто закончил, промойте кисти и положите на баночку. Чего не хватает цыплёнку, чтобы он мог бегать по траве, смотреть и петь песенки? (ответы детей) Воспитатель: Конечно, нужно дорисовать лапки, глаза и клюв. Возьмите тонкую кисть, наберите коричневую краску и дорисуйте деткам цыплятам клюв, глаза, лапки. Итог Воспитатель: Ну а теперь наша курочка довольна? Мы нашли твоих цыплят. - Курочка благодарит вас за то, что помогли ей найти деток, и говорит вам спасибо! - Какие цыплята получились у вас красивые, пушистые, жёлтенькие. Все вы очень постарались сегодня. - Курочка приготовила вам сладкий сюрприз. Занятие окончено. Спасибо.
Занятие №5 «Бабочка»
Рисование в технике монотипия. Цель: Учить работать в технике монотипия, продолжать учить рисовать мелкие детали и элементы узора тонкой кистью; располагая рисунок с левой стороны от сгиба листа. Совершенствовать координацию движений обеих рук, точность и скорость движений рук. Оборудование: мультимедийная система, слайды с изображением разных видов бабочек, листы тонированной бумаги по количеству детей, толстые и тонкие кисти по количеству детей, салфетки, краски гуашь, стаканы для воды.
Предварительная работа: дети рисовали бабочку гуашью, воспитатель читал им произведения о бабочках, с детьми рассматривали иллюстрации с изображением бабочек. Ход занятия: Вводная часть Дети сидят на ковре перед экраном. Воспитатель: Ребята я вам хочу загадать загадку. Вот послушайте: Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Встрепенулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. О ком идет речь? Что это за цветок? Дети: Бабочка. Воспитатель: Правильно. Это бабочка. (Включаю мультимедийную систему. Идет показ слайдов с изображение бабочки). Давайте посмотрим, какие разнообразные бабочки бывают. (Идет показ слайдов с изображение разных видов бабочек. Следующий кадр. Дети рассматривают бабочку.) - Ребята, красивые крылья у этой бабочке? (ответы детей) Воспитатель: Посмотрите рисунок на крыльях симметричный. Если на крыле два крупных разноцветных круга, то и на другом крыле точно такой же рисунок. Сегодня вы научитесь рисовать бабочку необычным способом - монотипия. Показ способа рисования Посмотрите у меня лист сложенный пополам. На одной половине я нарисую верхнее и нижнее крыло бабочки толстой кистью. Ребята, у нас нарисована половина бабочки, а теперь я аккуратно сложу лист пополам. Вот так и раскрою его. Посмотрите, что получилось? Дети: Бабочка.
Воспитатель: Да, у нас получилась бабочка. Как вы думаете, чего ей не хватает? (Ответы детей: туловище и усики) А теперь предлагаю поиграть. Дети встаю врассыпную на ковре. Раз, два, три вокруг себя обернись и в бабочку превратись… Пальчиковая гимнастика «Солнышко» Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх). Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.(руки вниз). Хорошо-хорошо солнышку живётся, (делаем ручками фонарики) И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши) Практическая работа детей. Воспитатель: Теперь садитесь за столы. И так давайте вспомним, что вначале мы будем рисовать? Дети: Мы нарисуем два крыла бабочки верхнее и нижнее. Воспитатель: Приступайте к рисованию. Дети рисуют, после складывают лист пополам и дорисовывают туловище и усики. Итог Воспитатель: Молодцы, ваши бабочки очень красивые и нет ни одной похожей. Я предлагаю каждому сказать, какая из бабочек ему нравится и почему. (Дети выбирают понравившуюся бабочку и рассказывают, чем она им понравилась)
Занятие № 6

Тема: «Волшебные кляксы».
Техника рисования: кляксография
Цель: Рисовать в нетрадиционных техниках (рисования воздухом - кляксографией). Совершенствовать скорость, координацию и точность движений рук. Оборудование: трубочки для коктейлей, бумага, акварель. Демонстрационный материал: бумажные бабочки на верёвочках. Предварительная работа: Наблюдение за ветром, травой, кустарниками и деревьями во время прогулки. Выдувание воздуха через коктейльные трубочки. Ход занятия Вводная часть: Ребята, вы верите в чудо? А кто творит чудеса? (феи и волшебники) А хотите сами стать волшебниками и феями? Но для этого нам нужен волшебный предмет, который есть у каждого волшебника. Что это? (Волшебная палочка.) Вот посмотрите, какие волшебные палочки я приготовила для вас. Выберите себе волшебную палочку, которая вам больше всего нравится. (Воспитатель раздаёт трубочка для коктейлей.) Основная часть: Но чтобы эти палочки стали волшебными, в них нужно подуть. Давайте попробуем. (Дети дуют в трубочки.) Посмотрите, за моей спиной находятся бабочки. Попробуем сделать так, чтобы эти бабочки запорхали. В этом нам помогут наши волшебные палочки, подуйте через них на бабочек. (Дети пробуют.) Получилось у нас сделать так, чтобы бабочки полетели? А при помощи наших волшебных палочек можно даже рисовать. Хотите узнать как? Давайте подойдём к столу. Что вы на нём видите? (лист бумаги с каплей краски в середине). Посмотрите, как я при помощи своей волшебной палочки создам сказочную картину.
Показ способа рисования Я подношу трубочку к губам, вдыхаю побольше воздуха и выдыхаю его через трубочку на капельку краски. Что происходит? (Капелька растекается.) Хотите попробовать сами? Мне кажется, что у вас получатся просто замечательные картины. У вас на столах тоже есть листочки с краской, займите свои места и попробуйте сами создать волшебные рисунки. Практическая работа детей. Воспитатель помогает при затруднении. Давайте посмотрим, какие рисунки вы нарисовали? Кто у вас получился? (Паучок, осьминог, цветочек…) Несите ваши картины на общий стол, а когда они высохнут, мы сможем повесить их на выставку, чтобы и другие смогли полюбоваться ими. Итог Ну, что получились из нас волшебники? Что волшебного мы сегодня сделали? (Оживили бабочке, создали сказочные картинки.) Понравилось вам быть волшебниками? Палочки вы можете оставить себе, чтобы придя домой, вы научили своих родителей волшебству.
Занятие № 7

Тема «Цветы для бабочки»
Техника: кляксография Цель: Рисовать в нетрадиционных техниках. Совершенствовать скорость, координацию и точность движений рук. Материалы: половина альбомного листа бумаги, акварель, сухая гуашь, измельченная в порошок, пластиковые маленькие ложечки, фломастеры, вода, кисть N8, бабочка, сделанная из бумаги с раскрашенными с двух сторон крыльями.
Предварительная работа: Рассматривание изображения разных цветов (форма, расцветка). Ход занятия: Вводная часть Воспитатель: Ребята, к нам в гости прилетела Бабочка-Красавица. Бабочка: Здравствуйте, ребята! (Бабочка плачет). Воспитатель: Что с тобой случилось? Бабочка: Я живу на большой красивой полянке возле леса, там всегда много цветов. Но вчера на мою полянку пришли девочки, им тоже очень понравились цветочки. Они сначала их только рассматривали и нюхали, но потом девочки стали их рвать и плести веночки. И у меня на полянке совсем не осталось цветочков. Где же я буду теперь жить. Основная часть Воспитатель: Ребята давайте поможем бабочке. Мы нарисуем нашей гостье цветочки. А рисовать мы будем кляксами. Показ способа рисования Посмотрите как я буду рисовать цветочек. На смоченный лист бумаги ставится клякса- получается узор похожий на цветок. Практическая работа детей. Смочите свой лист бумаги водой и поставьте на нём кляксу любой по цвету краской. Смотрите, у нас на полянке распустились цветочки. Теперь на серединку цветочка добавьте сухую гуашь. Теперь нужно подождать пока высохнут наши работы и дорисовать тычинки и листики фломастерами. Как вы думаете нужно цветочкам что бы они выросли красивыми? (дождик) Пальчиковая гимнастика «Дождик» Дождик, дождик, поливай Указательным пальцем постукивать по ладони другой Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками Будут булки, будут сушки, похлопывать поочередно одной ладонью другую Будут вкусные ватрушки. соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг. Итог По окончании рисования, помещаю все детские работы на лист ватмана, получается большая полянка. Бабочка благодарит детей и улетает
Занятие № 8

Тема: Оттиск смятой бумагой «Выросла репка»
Цель: Научить технике оттиск смятой бумагой. Закрепить подвижность и гибкость, пальцев, силу тонуса рук, скорость, координацию и точность движений рук и пальцев, умения переключаться с одного движения к другому. Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Репка», беседа по ее содержанию. Рассматривание овощей, знакомство с репой, обследование (форма, цвет, вкус). Познакомить с приемом рисования мятой бумагой. Материалы: силуэты репки (1 репка на 1 пару), половинки листов для сминания, гуашь в мисочках; Иллюстрации к сказке «Репка» Ход занятия Вводная часть Воспитатель рассматривает иллюстрации к сказке, чуть громче обычного говорит: «Посадил дед репку….. Выросла репка большая – пребольшая».Обращаясь к подошедшим детям спрашивает: - Какая большая была репка? Давайте покажем руками. Вот такая большая репка выросла у деда.
- Но репка одна, а семья у деда большая, давайте посадим много репок, чтобы всем хватило. Я нарисовала много репок: эта для деда, эта – для внучки и т.д. Только они белые, некрасивые. Какого цвета должна быть репка? (ответы детей) Какого цвета должны быть листья? Давайте все вместе сделаем репки цветными. (ответы детей) Основная часть Воспитатель: Мы с вами будем украшать репу . Саму репку – желтой (показ соответствующего цвета краски, а ботву (листья) – зеленой). Показ способа сминания бумаги.
Воспитатель:
Мы с вами будем раскрашивать репу, необычным способом, не кисточками, сматой бумагой оставляя оттиск. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сминаю и катаю между ладошек. И у меня получилась смятая бумага. Какая у меня получилась бумага?
Дети:
Смятая бумага.
Воспитатель:
Я беру смятую бумагу в правую руку и макаю её в краску, левой рукой я придерживаю листок с изображением репки и раскрашиваю её желтой краской краской, оставляя оттиск. Что я оставляю?
Дети:
Оттиск. А теперь будем раскрашивать листья . Прежде чем приступить к работе к давайте разомнем ручки. Самомассаж кистей рук. Массаж кистей рук «Мышка» Маленькая мышка в норке Тихо грызла хлеба корку. «Хрум, хрум! » - что за шум? Это мышка в норке хлебные ест корки. Дети скребут ногтями по коленям.
Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их. Растирают ладони друг о друга. Теперь можно приступить к украшению наших репок. Практическая работа детей. Дети приступают к работе. Представление полученных работ. Итог - Вы сделали то, что задумали? Вам нравится ваша репка? Молодцы!!! Выставка работ по теме «Выросла Репка»
Занятие№ 9

«Красивый сарафанчик надел наш одуванчик».
Техника: оттиск смятой бумагой. Цель: Развивать интерес к созданию одуванчика в технике оттиска смятой бумагой. Закрепить подвижность и гибкость, пальцев, силу тонуса рук, скорость, координацию и точность движений рук и пальцев, умения переключаться с одного движения к другому. Материалы: Альбомные листы с фоном и стеблем одуванчика. Гуашь желтого и белого цвета. Салфетки на каждого ребёнка, бумага на каждого ребёнка. Ходзанятия: Вводная часть Дети сидят на ковре в кругу. -Ребята послушайте стихотворение В. Шипуновой «Золотой одуванчик»: Солнце улыбается, Лучики - как пальчики. А в траве качаются Дети-одуванчики. Поцелует солнце
Жёлтый одуванчик И причешет чёлку Золотыми пальчиками. -Ребята, о каком цветке говорится в стихотворении? Основная часть. Воспитатель: Скоро наступит весна и мы должны ее встретить. Давайте создадим свою поляну одуванчиков, сейчас садитесь за столы. Посмотрите, у вас на столах приготовлена бумага. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? -Правильно, сегодня мы будем рисовать одуванчики. Я приготовила для вас образец. Посмотрите, какие одуванчики у меня получились. Скажите ребята, какого цвета у одуванчика стебель? Какого цвета листочки? Какого цвета цветочек? -Давайте сделаем один цветочек белого, другой жёлтого цвета. Посмотрите, как мы будем рисовать одуванчик. Я беру кусок бумаги, сминаю его так, чтобы у меня получился бумажный комочек (воспитатель сопровождает свои слова действиями), макаю его в гуашь, а потом прикладываю к своему одуванчику несколько раз, и у меня получится красивый желтый одуванчик.Точно так же я рисую белый одуванчик . Дети под веселую музыку рисуют цветы. -Приступаем к работе. Практическая работа детей. Воспитатель помогает тем, кто плохо справляется с заданием. -Какие красивые у вас получились одуванчики. Самомассаж Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти. Во дворе у Толика Маленькие кролики.
Беленькие колики, Целых восермь штук. По утрам мы с Толиком Кормим наших кроликов, И едят морковку Кролики из рук. В. Кодрян Итог У вас получились отличные одуванчики, Мы их соберем в корзинку и подарим на празднике«Весны» целую корзину одуванчиков.
Занятие № 10 «Волшебный лес».

(итоговая коллективная работа)
Техника: рисование ладошками и пальчиками, тычкование, оттиск смятой бумагой, кляксография. Цель: Закрепить умения детей работать в нетрадиционных техниках рисования (рисование ладошками и пальчиками, тычкование, оттиск смятой буиагой, кляксография). Закрепить подвижность и гибкость кистей рук и пальцев, координацию движений кисти и пальцев рук, тонкие движения пальцев, илу тонуса рук , координацию, точность и скорость движений рук, умения переключаться с одного движения к другому Раздаточный материал: ватман с голубым фоном, лист бумаги на каждого ребенка, гуашь разных цветов, жесткая кисть, салфетки для рук, аудиозапись: «Времена года» П.И.Чайковского. Ход занятия Вводная часть Приветствие: (становление эмоционального контакта). Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дети какое время года у нас наступает? Дети: Весна Звучит музыка из цикла «Времена года» П.И.Чайковского Воспитатель: (читает стихотворение) «Весна» К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Видно очень тёплые Ноги у весны. (И. Токмакова) Основная часть Воспитатель: Показывает бабочек сделанных на занятии с использованием техники «монотипия»: Посмотрите мы с Вами на предыдущем занятии сделали замечательных бабочек, а жить им негде. Давайте им нарисуем волшебный лес, где они будут жить. Дети: Давайте. Воспитатель: Ну, что ж, давайте приступим, но для того что бы наши пальчики лучше рисовали мы для них сделаем зарядку? Воспитатель вместе с детьми делает пальчиковую гимнастику. Педагог показывает, а дети повторяют. Пальчиковая гимнастика «Большой палец встал один. Указательный- за ним. Средний –будет безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали все- «Ура!»
На работу им пора! » Эту гимнастику повторяем поочередно на каждой руке 2 раза. Воспитатель: теперь наши ручки готовы рисовать. Но рисовать мы с вами сегодня будем ладошками, пальчиками, жесткой кистью, смятой бумагой и делать кляксы. Воспитатель подводит детей к ватману с голубым фоном и контурным изображением пяти деревьев. Давайте посмотрим чего не хватает на нашем рисунке весной? Дети: солнышка. Воспитатель: правильно, солнышко мы будем рисовать ладошками. (воспитатель красит ладошки детей желтой краской и показывает где ставить отпечатки, потом вытирает руки салфеткой). Дети: ставят отпечатки ладонями. Воспитатель: посмотрите, какое у нас получилось яркое солнышко! Оно согревает землю весной и на ней вырастает травка. Давайте возьмем в руки наши танцующие кисточки и методом «тычка» нарисуем молодую травку. Дети: поочерёдно подходят к картине и рисуют травку. Воспитатель: Молодцы у вас получилось все очень замечательно! Теперь дадим нашей травке просохнуть. Физкультминутка «Весенняя капель» Солнце стало пригревать, Стали капельки стучать, Капля раз, капля два, Капли медленно сперва, А потом быстрей, быстрей Побежали ручейки, Их попробуй, догони! (дети выполняют движения в соответствии с текстом) Воспитатель: отдохнули, а теперь вернемся в наш «волшебный лес».И теперь нужно нарисовать ствол нашим деревьям. Его мы будем рисовать
пальчиками. Окунаем пальчик в коричневую краску и каждый рисует ствол своему дереву. Дети: рисуют затем вытирают пальцы салфеткой. В лесу растут деревья, но на них нет листочков, листочки распускаются весной. У вас есть бумага ею мы и будем рисовать листья для наших деревьев. Я беру кусок бумаги, сминаю его так, чтобы у меня получился бумажный комочек (воспитатель сопровождает свои слова действиями), макаю его в гуашь зеленого цвета, а потом прикладываю к верхушке дерева. (Показываю еще раз). Дети: работают в технике «оттиск смятой бумагой» Воспитатель: У вас получился очень красивый лес. Ваши ручки очень долго трудились и им необходим отдых. Самомассаж Растирание пальцев. «Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза. Ну-ка, братцы, кто сильнее? Кто из вас поздоровее? Все вы, братцы - молодцы, Просто чудо – удальцы! Воспитатель : (берет в руки бабочек) бабочкам очень нравится и ваш лес но им не хватает цветов. Возьмем в руки наши волшебные палочки- трубочки и поможем распуститься цветам в нашем волшебном лесу (поочередно на картине ставится капля краски) Дети: дети поочередно подходят и раздувают каплю, создавая цветок. Воспитатель: Ну вот теперь у нас получился лес в котором будет очень уютно нашим бабочкам. Молодцы дети!!! Итог
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за то, что вы создали такой чудесный лес где будут жить наши бабочки. Вы молодцы! У вас все замечательные получилось! Видите, можно рисовать без кисточек! Вам понравилось? Дети: Да. Воспитатель: Мы повесим нашу картину в группе, что бы все видели какой «Волшебный лес» у нас вырос.