"Космическое путешествие"

Автор: Вангели Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №83 "Утиное гнездышко"
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Космическое путешествие"
Дата публикации: 08.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Вангели Светлана Викторовна
Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению

грамоте в подготовительной к школе группе.

Тема:
Космическое путешествие
Цель:
Продолжать учить составлять и анализировать звуковую модель слова; различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять и изолированно произносить первый звук в слове. Развивать логическое мышление, внимание, речь детей. Воспитывать интерес к занятию, усидчивость у детей.
Словарная работа:
познакомить детей с понятием идентификация - сравнение, установление совпадения.
Предварительная работа
: дидактические игры «Слоговое лото», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение»; беседа с детьми о космосе.
Оборудование
: тюбики со слоговыми схемами, плакат с изображением продуктов питания, 10 предметных картинок, бортовой компьютер (собранный из конструктора «Лего»), конверт, карточки для составления звуковой схемы слова (раздаточные и демонстрационные), набор квадратов из цветного картона (на каждого ребёнка), музыкальное сопровождение.
Ход заняти
я: - Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в космическое пространство, побывать на неизвестных планетах. Согласны? На чём мы можем совершить это путешествие? (ответы детей) - Да, на космическом корабле (или ракете).
- Но прежде чем отправиться в полёт, я предлагаю вам познакомиться с языком инопланетных цивилизаций и собрать вещи, необходимые для путешествия. - Начнём с языка инопланетян. Наверняка он нам в полёте пригодиться. Повторяйте за мной: (чистоговорка: ли - лэ - ла ри - рэ - ра Эни-бэни, рики-таки, шурба-урба, синти-бряки, дэо-дэо, шах-мадэо, вац!) - С языком ознакомились. Теперь, нужно собрать вещи, необходимые для полёта. Перед вами карточки с изображением предметов, выбирайте нужную и кладите в отсеки. У нас два отсека (синий и зелёный). В синий отсек - карточки с изображением предметов, название которых начинается с твёрдого согласного, в зелёный отсек - карточки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного, (карточки: фонарик, часы, диски, носки и т. д.) - Берём по одной карточке и объясняем, почему выбрали один из отсеков (работа детей) (рис.1) Рис.1
- Итак, с языком ознакомились, вещи собраны. К путешествию готовы? (ответы детей...) - Тогда прошу пройти в космический корабль. Перед вами бортовой компьютер. Для того чтобы, каждый смог управлять кораблём, бортовой компьютер должен произвести идентификацию ваших голосов. Сейчас каждому будет задан вопрос, ответ должен быть полным. Вопросы: (голос компьютера) - Чем звук отличается от буквы? - Звук б - это гласный или согласный? - Звук а - это гласный или согласный? - Назови 3 слова, которые начинаются с твёрдого звука - к. - Определи место звука [а] в слове матрёшка. - Сколько слогов в слове машина? - Составь предложение из 2-х слов - Составь предложение из 3-х слов - Звук [в] это глухой или звонкий согласный? - Чем отличаются гласные от согласных звуков? - Назови слова, состоящие из 1, 2 слогов. - Идентификация ваших голосов завершена. Мы отправляемся. Занимаем места в космическом корабле, пристёгиваем ремни безопасности. Начинаем обратный отсчёт: 5,4,3,2,1,0 пуск (включить фонограмму). Полёт проходит успешно. Предлагаю экипажу подкрепиться. Перед вами тюбики с космической едой. А вместо названия, изображена слоговая схема слова. У вас есть возможность выбрать пищу самим, но названия её должны состоять из того же количества слогов, что и на вашем тюбике. Если будете затрудняться, перед вами подсказка (плакат с изображением продуктов), (мясо, курица, рыба, суп, сыр, колбаса, молоко, груша, банан, каша, конфета). (рис. 2)
Например. - В моём тюбике - курица, т.к. в слове курица 3 слога и на тюбике схема слова из 3-х слогов) (ответы детей) Рис. 2 - Ну вот мы и подкрепились. - Компьютер: Внимание! Внимание! Наш корабль совершил посадку на неизвестной планете. Предлагаю экипажу надеть космические скафандры и выйти на поверхность планеты. Воспитатель: Ребята, а вдруг жители этой планеты подумают, что мы прилетели с плохими намерениями. Давайте исполним мирный танец - приветствие, и они поймут, что мы желаем им добра (физкультминутка; танец под музыку типа аэробики) - Теперь нам нужно осмотреться. Как же называется эта планета? Посмотрите, какое-то письмо. Читаю: Жителям планеты земля. От жителей планеты Грамотейка. - Давайте вернёмся на космический корабль, (дети рассаживаются на места) Что же находится в конверте? (картинки)
Что же это может значить? Может быть, жители планета Грамотейка что-то хотят нам сказать, с помощью этих картинок? Давайте передадим их на землю, и учёные в лаборатории во всём разберутся. Но бортовой компьютер сможет передать только звуковую схему слова. Вам нужно будет составить звуковую схему и объяснить, после этого компьютер сможет передать схему на Землю (рис. 3) (работа детей: один составляет у доски, остальные дети работают на местах) 1) 2) Рис. 3 - Схемы слова переданы на Землю. Путешествие наше подходит к концу. Предлагаю взять курс на планету Земля. Постойте, мы не сможем вернуться, панель управления не исправна. Мы должны устранить неполадки, исправить микросхему. Необходимо картинки соединить с нужной звуковой схемой, проводами,(рис. 4) (дети выполняют работу и объясняют, остальные проверяют)
Рис. 4 - Ну вот, панель управления исправлена. Отправляемся на Землю. Начинаем обратный отсчёт: 5,4,3,2,1,0 пуск (включаем фонограмму)
Итог занятия:
- Ребята, мы возвращаемся на Землю. Понравилось вам путешествие? Какие трудности мы встречали на своём пути? Что вам запомнилось? (ответы детей) Компьютер: Внимание! Внимание! Наш космический корабль совершил посадку на планете Земля. Желаю успехов и прощаюсь с вами!