"Развитие познавательного интереса в процессе обучения биологии"

Автор: Чернакова Нина Евгеньевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Левковская СШ № 7"
Населённый пункт: п.Пасьва Вельского района Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательного интереса в процессе обучения биологии"
Дата публикации: 08.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии.
Происходящая перестройка системы среднего образования имеет своей целью создание максимально благоприятных условий для успешного обучения, воспитания и развития учащихся с учетом их интересов и способностей В связи с этим, в условиях массовой школы возникла необходимость такой организации обучения, которая учитывала бы индивидуальные способности учащихся, их интересы, склонности. Современная концепция образования предполагает, что готовность к будущей деятельности является внутренней, индивидуальной потребностью личности и не может полностью определяться извне. Для того, чтобы готовность учиться стала внутренней потребностью необходимо много условий, одним из которых является наличие познавательного интереса, так как он связан с основной фундаментальной деятельностью – с учением, познавательной деятельностью, влияние которой на развитие человека нельзя переоценить. Познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств. Познавательный интерес выражает достаточно ясно отношение школьника к предметной области и деятельности, связанной с ее изучением. Проблема формирования и развития познавательного интереса у школьников изучалась в разные годы психологами, педагогами и методистами. Познавательный интерес представляет собой многозначное явление и ученые рассматривали его как средство обучения( Ю.К.Бабанский, И.Д. Синельникова и др.) как мотив деятельности (Г.И.Щукина, Л.И.Ботович, Н.Г.Морозова и др.) как устойчивое качество личности (Г.И.Щукина и др.) Для проведения целенаправленной работы по формированию познавательного интереса мною проведены исследования на тему «Познавательная активность.» Вопросы, заданные учащимся Класс Ответы Интересно ли вам на уроках биологии мне очень интересно
5

6

6

10

7

6

8

5

9

8
не очень интересно
5

3

6

3


7

-

8

11

9

4
совсем не интересно
5

-

6

-

7

-

8

-

9

-

Object 3

Мотивация учения
Классы Просто хочу хорошую оценку по биологии знания понадобятся в жизни не хочу изучать предмет, но надо 5 2 2 - 6 3 7 3 7 - 6 - 8 6 7 3 9 4 8 -

Object 5
Для меня сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Народная мудрость гласит: « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками. В преподавании биологии использую элементы современных образовательных технологий: технология здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ технология, исследовательский подход в обучении. Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Под творческой деятельностью обучающихся можно понимать всякую деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации. Начиная с 6-го класса предлагаю небольшие исследования по определенным темам. Например: при изучении темы «Лишайники» определить вид лишайника по натуральным объектам. При выполнении виртуальной лабораторной работы по Земноводным ( Разработка урока на сайте школы) учащиеся проводят исследования и устанавливают связь между строением и образом жизни лягушки. При изучении семян двудольных и однодольных исследуют строение семян фасоли и кукурузы.
Очень эффективно влияют на развитие познавательной активности проблемные вопросы, которые предполагают применять знания в новой ситуации. «Откуда у растения появляются корни, стебли и листья?», «Влияет ли качество семян на проростки?», «Почему земноводные так называются», «Что будет с лягушкой, если у нее высохнет кожа?», «Если в две банки поместить лягушек и в одну положить живых насекомых, а в другую неживых, что произойдет?» В течение нескольких лет я провожу работу со старшеклассниками по организации
исследовательской деятельности
для активизации познавательного интереса к биологии. Школьниками проведена следующая исследовательская работа: «Осанка школьника» -2007г., «Изучение санитарно-гигиенической роли фитонцидов комнатных растений» -2008г. «Влияние мобильного телефона на организм человека»-2008г., «Инфекционные заболевания, их особенность влияния на организм на примере лептоспироза» -2009г «Причины употребления алкоголя школьниками» - 2010 г., «Правда о молоке», «Что нас защищает от холода», «Пищевые добавки» - 2011 г. «Второй хлеб» – Силантьева Э.( 10 кл.),«Роль зубной пасты» –Парфенова В.(9кл.)-2013 год; Чернакова Виктория – 11 класс – 2014 год «Пиво: польза или вред»;
2015 год
« Использование бересты человеком» Гауф Нина – 8 класс - 2-е место,«Влияние монитора компьютера на зрение-Опехтина Юля – 8 класс -3-е место, «Влияние сотового телефона на организм человека»-Ульяновская Лиза – 5-е место, «Близнецы. Похожи или нет.»- Костин Даня -5 класс,«Зачем животным хвосты» –Ульяновская Алена – 5 класс
2016 год
Парфенова Инна (8кл.) тема исследовательской работы «Алоэ – зеленый друг» Белозерцева Анна (8 кл.) тема исследовательской работы «Определение биологического возраста у учащихся 8 класса»
Результат этой работы: участие в районных учебно - исследовательских

конференциях «Юность Поморья».
2010 год - Варавина Даша ученица 9 класса 3-е место Причины употребления алкоголя школьниками» 2011 году Чернакова Виктория – ученица 9 класса 3-е место.»Пищевые добавки» 2013 год- Парфенова Вероника - ученица10 класса– Сертификат участника «Роль зубной пасты»
2014 год – Чернакова Виктория – ученица 11 класса – Сертификат участника «Пиво: польза или вред» 2015 год – Гауф Нина – ученица 8 класса – Победитель 1-е место «Использование бересты человеком» 2016 год : Парфенова Инна и Белозерцева Анна - сертификаты участников Варавина Даша и Ковалева Кира приняли участие в районном конкурсе компьютерных презентаций «Человек и природа» в 2009 году. Силантьева Виктория приняла участие в конкурсе мини – рефератов «Планета Земля: вчера, сегодня и завтра» в 2010 году в рамках проекта «Достойным землякам – достойную память». Также привлекаю учащихся к проектной деятельности. В
2014 – 15
учебном году выступили на школьном конкурсе проектов следующие учащиеся: Некрасова Валерия ( 5 класс) – проект «Фарфоровые куклы» Ульяновская Елизавета» ( 5 класс) – проект «Комнатные растения» -3-е место Костин Даниил ( 5 класс) – проект «Наши земляки – воины –интернационалисты» Тарнягига Полина (5 класс) – «Ордена и медали» В
2015 – 16
учебном году: Волкова Татьяна (10 класс) – «Бионические протезы» - заняла 1-е место Петровская Евгения (5 класс) – «Ориентирование с помощью местных и природных объектов» Некрасова Валерия (6класс) – «Крахмал» Ульяновская Елизавета (6 класс) – «Чем кормить кошек» Жизнь современного человека уже трудно представить без компьютера. Преимущества информационных компьютерных технологий многообразны: это и возможность более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективная проверка знаний и многообразие организационных форм в работе с учащимися, методических приемов в работе учителя. Учащимся очень нравятся задания по подготовке презентаций по различным темам. Это также способствует развитию познавательного интереса. Таким образом, современные педагогические технологии помогают реализовать задачу развития познавательного интереса к биологии. Учитель биологии МБОУ «Левковская СОШ №7» п.Пасьва Вельский район Архангельская область Чернакова Нина Евгеньевна