"Честность и искренность"

Автор: Соколова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1631
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Честность и искренность"
Дата публикации: 08.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Предмет:
Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской

этики»)
Тема
«Честность и искренность»
Класс:
4
Тип урока:
урок «открытия» новых знаний

План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе.

Цель:
формировать представление о нравственных качествах человека: честность и искренность; Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни. Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.
Планируемые результаты

Личностные:
- развитие этических качеств личности: честности, доброжелательности, дружбы, эмоционально-нравственной отзывчивости. - формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.
Предметные:
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности
Метапредметные:
- формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий - формирование готовности слушать собеседника и вести диалог
Форма урока:
беседа с элементами дискуссии
Методы:
репродуктивный, проблемно – поисковый, словесный Оборудование: учебник М.Т. Студеникина, мультимедийная установка, презентация, карточки с синонимами и антонимами, листы с заданиями для групповой работы,
I. Организационный момент.

II. Введение в новую тему.
- Чему учат нас уроки ОРКСЭ? - О каких качествах человека мы уже говорили с вами на прошлых уроках? - Для чего нужны эти качества? - Сегодня мы познакомимся еще с двумя качествами человека. - Прочитайте высказывания. Подумайте, о чём же сегодня на уроке мы будем говорить. На свете нет ничего прекрасней честного человека. Ромен Роллан
Порядочный тон заключается в честности и искренности. Ф.Достоевский Ближе всего к великому стоит честность. Виктор Гюго. - Сегодня на уроке мы постараемся понять, что такое честность и искренность и оценим свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях.
III. Работа над новой темой.

1. Беседа
- Давайте прочитаем притчу о детях. (Притча о правде и лжи для детей) Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать? - Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня. - А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт. - Нет, - говорит, - в этих местах волков. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила. - Почему мальчики боялись домой идти? - Что решили сказать мальчики в свое оправдание? - Почему двоих мальчиков родители наказала, а третьего простили? - Как можно назвать третьего мальчика?
2. Определение понятий.
- Как вы думаете что такое честность? Давайте прочитаем определение понятий Честность - это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности. Включает искренность, правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам. - А теперь давайте прочитаем определение честности в учебнике. - Дайте характеристику честному человеку. - Посмотрите, составной частью честности является искренность. - А как вы думаете, что такое искренность? Искренность – это один из аспектов честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (и тем, как
эти
чувства и намерения преподносятся ему на словах.
3. Работа с текстом
- Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного. (Аудиозапись Еврейская притча «Кошелек с золотыми монетами») Нищий, гуляя по рынку, нашёл богато отделанный кошелек. Открыв его, он обнаружил, что в нём лежит сто золотых монет. В этот момент нищий услышал крик человека в торговых рядах:
— Награда! Награда ждёт того, кто найдёт мой кожаный кошель! Будучи честным человеком, нищий подошёл к потерявшему кошелёк и отдал ему свою находку. — Вот ваш кошель. Я могу теперь получить награду? — Награду? — усмехнулся купец, жадно считая золото. — В кошельке, который я обронил, было двести монет золота. Ты уже украл больше, чем вознаграждение. Уйди или я позову охранников порядка! — Я — честный человек, — оскорблено сказал нищий. — Давай решим этот вопрос у судьи. Судья внимательно выслушал обе стороны и сказал: — Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Купец, вы заявили, что, когда вы потеряли кошелёк, в нём лежало двести монет золота. Хорошо, это — значительная сумма. Но, кошель, который нашёл этот нищий, содержит только сто монет золота. Поэтому, это не мог быть тот, который вы потеряли. И, с этими словами, судья отдал кошелёк и всё золото нищему. - Ребята, обсудите в группе и выскажите своё мнение по поводу того, что же произошло. - Как вы оцениваете поступок бедняка - Всякий ли человек может поступить так, как бедняк. Почему? Да, народная мудрость убеждает нас, что во все времена ценили в людях честность и поря- дочность. Ведь честность и порядочность проявляется и реальной жизни: в умении чело- века держать слово, не давать его не обдумав, в состоянии ли выполнить обещание, дово- дить дело до конца, не обманывать.
4. Работа в парах
- У вас на столе конверты, в которых есть синонимы и антонимы к слову честность. Вы должны их распределить в два столбика (приклеить) Искренность, правдивость, добросовестность, безупречность, надежность Подлость, бесчестность, жульничество, мошенничество, хитрость (Проверка) - А еще можно добавить, что необходимо научиться быть честным с самим собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.
IV. Физминутка (анимированная)

V. Анализ ситуаций (работа в группах)
- Ребята, у вас на партах конверты. Прочитайте ситуации, поразмыслите над ними и ответьте на вопросы 1-я группа А) Вы загулялись на улице и не выполнили поручение мамы: сходить за хлебом… Ваши действия Б) Даша и Аня забыли форму по ритмике. И сказали учителю, что плохо себя чувствуют. Случалось ли вам обманывать учителя? 2-я группа А) Вы нашли на полу класса ручку, которая вам очень понравилась…Как вы поступите?
Б) Витя толкнул Сашу, который упал. На вопрос учителя, кто это сделал, Витя сказал, что Саша споткнулся и сам упал. Доводилось ли вам перекладывать вину на другого человека? 3-я группа А)Коля получил «двойку». Дома, на вопрос мамы «Как дела в школе?», соврал, что все хорошо. Как бы вы поступили в такой ситуации? Б) Вера и Катя – лучшие подруги. На перемене Вера рассказала Наташе, какая Катя лентяйка. Случалось ли вам обсуждать своих друзей? - Вы все обсудили? Теперь мы слушаем ситуацию и какой выход из нее вы бы сделали.
Вывод:
Искренний человек не позволит себе улыбаться в глаза и поливать грязью за спиной. Порядочность и честность всегда идут рука об руку. Если перед вами идет человек, и у него из кармана вылетает крупная купюра или кошелек, перед вами всегда стоит выбор – молча забрать находку себе или догнать человека и вернуть ему пропажу. Несложно догадаться, что сделает честный человек. Еще один пример честности – это выполнение обещаний. Если вы только обещаете и ничего не выполняете, вы не сможете считаться надежным человеком. Ведь если вашим словам нельзя доверять, значит, честность не ваша черта.
VI. Обобщение знаний.
- Всегда ли легко поступать честно и говорить правду? - Какие качества помогают человеку быть честными и справедливыми? - Как вы считаете зачем человеку нужна честность? - Бывают ли в жизни ситуации, когда нечестность могла быть оправдана? У вас на парте лежат сердечки. Напишите на них искреннее пожелание своему другу.
VII. Рефлексия.
Закончите предложения Я узнал… Я понял…. Я задумался над… Я никогда не сделаю….
VIII. Домашнее задание
Прочитать материал учебника. Найти пословицы о честности и записать их в тетрадь.