"Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше"

Автор: Гейченко Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г.Нягань д/с №1 "Солнышко"
Населённый пункт: город Нягань Тюменская область
Наименование материала: конспект
Тема: "Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше"
Дата публикации: 09.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект НОД по математике в старшей группе

по теме «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше –

меньше»
Автор: Гейченко Наталья Павловна, воспитатель МА ДОУ МО г.Нягань «д/с №1 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей», г. Нягань Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы.
Конспект НОД в старшей группе по теме «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

Обозначение отношений: больше – меньше»

Образовательная область
– «Познавательное развитие». Раздел «Математика». Цель: раскрыть принцип сравнения чисел, через установление пар соответствия. Задачи:  познакомить со способом сравнения совокупности предметов по количеству с помощью знаков «=»,«≠»;  закрепить названия геометрических фигур;  развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания, сравнения по разным основаниям, классификация.  развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять,  способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений.
Оборудование и материалы
: набор геометрических фигур: треугольники – 3, прямоугольники – 4, игровая лента для игры «Числовая «Да-нет», листы с заданием для самостоятельной работы, рабочие тетради «Раз – ступенька, два – ступенька… математика для детей 5 – 6 лет» Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина часть 1, 2 мешочка, смайлики, клей, простые карандаши.
Мультимедиа оборудование
: интерактивная доска, проектор, документ – камера.
Методы:
словесные – беседа, объяснение; практические – моделирование, самостоятельная работа; игровые – игровая мотивация, контроля - анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом.
Формы:
игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, коллективная, фронтальная, индивидуальная, проблемный диалог.
Ход НОД:


Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Формирование предпосылок УУД

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. МОТИВАЦИЯ

-
А вы не знаете, кто такие открыватели? (Это люди, которые открывают, находят что-то новое) Можно ли открыть что–то необычное в наше время? (Да) Как вы думаете, мы сможем быть открывателями? Ну, тогда начнем? Начинаем мы опять: Решать, отгадывать, смекать! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! Игра «Да-нет» с цифрами. Приложение 1. Загадана цифра 4. Правила игры: находим середину, отсекаем половину. ?? – Чего может быть 4. - Назовите все числа, предшествующие числу 4. Назовите числа, следующие за числом 4. - Как вы думаете, почему я загадала 4? (Сегодня четверг – четвертый день недели) - Отлично. Это наше первое открытие. Дети отвечают на вопрос воспитателя Дети, соблюдая правила игры, с помощью вопросов определяют загаданное число – 4. Отвечают на вопросы воспитателя.
Предпосылки личностных УУД:
 формирование познавательной и социальной мотивации;  формирование умения прийти на помощь;
Предпосылки регулятивных УУД:
 умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
Предпосылки познавательных УУД:
 умение производить анализ и синтез объектов;  умение устанавливать причинно- следственные связи;
Предпосылки

коммуникативных

УУД:
 потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;  строить монологичное высказывание и диалоговую речь;  умение слушать собеседника;  формулировать собственное мнение и позицию;
ПОСТАНОВКА ДЕТЬМИ ЦЕЛИ
Дети подходят к столу, на столе 3 треугольника, 4 прямоугольника. Приложение 3. - Ребята, посмотрите внимательно, что вы видите? - Назовите данные фигуры, по каким признакам вы их Дети называют геометрические
Предпосылки личностных УУД:
 формирование умения прийти на помощь
Предпосылки коммуникативных

узнали? (у треугольника - три угла и три стороны, у прямоугольника – четыре прямых угла, две стороны попарно равны)
-
Прыгните столько раз, сколько треугольников у вас.
-
Хлопните столько раз, сколько прямоугольников у вас.
-
Как вы думаете, на какие группы можно разделить данные геометрические фигуры. (одна группа – треугольники, другая группа - прямоугольники).
-
Покажите те фигуры, о которых можно сказать, что их больше. На сколько, больше? Докажите свой ответ.
-
Покажите те фигуры, о которых можно сказать, что их меньше. На сколько, меньше? Докажите свой ответ.
-
Как сделать так, чтобы число геометрических фигур стало одинаковым. (убрать лишнюю фигуру или добавить еще одну) Что значит одинаково, какими словами можем заменить слово одинаково? (Равно, столько же.)
-
Молодцы, сегодня эти слова нам и помогут. С какими словами будем сегодня работать? фигуры, дают характеристику. Дети раскладывают геометрические на две группы, сравнивают их количество.
УУД:
 желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Докажите, не считая, что фигур во множествах одинаковое количество или столько же. (объединение в пары; методом наложения).
-
Какой знак нам поможет сказать, что треугольников столько же, сколько и прямоугольников? (=) Проблемная ситуация (работа в парах). Дети присаживаются за столы, на которых лежат карточки с изображением геометрических фигур неравного количества). Приложение 2.
-
Ребята, работая в парах, определите, каких фигур больше и вместо точек поставьте нужный знак сравнения. Дети отвечают на вопросы. Дети соединяют фигуры парами,
Предпосылки личностных УУД:
 умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
Предпосылки регулятивных УУД:
 умение осуществлять действие по заданному правилу;  умение сохранять заданную цель;  умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
Возникла проблемная ситуация, количество треугольников неравно количеству кругов. - Можем ли мы поставить знак равно между количеством данных геометрических фигур? (Нет)
-
Какой знак вы поставили при сравнении геометрических фигур? ( ≠)
-
Что показывает этот знак?
(
То, что количество кругов неравно количеству треугольников)
-
Что необходимо сделать, чтобы сравнить объекты? (Сравнить объекты можно с помощью составления пар)
-
Отлично. Вот еще одно наше открытие. выясняют, что одной из фигур не хватило пары. Дети приходят к выводу, что если количество неодинаковое, то необходимо придумать знак, который об это скажет, это знак неравно.  умение работать по инструкции взрослого;
Предпосылки познавательных УУД:
 навыки сформированности сенсорных эталонов;  ориентировка в пространстве;  умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);  умение производить знаково- символические действия, кодирование, декодирование предметов;  умение производить анализ и синтез объектов;  умение устанавливать причинно- следственные связи;
Предпосылки коммуникативных

УУД:
 потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;  строить монологичное высказывание и диалоговую речь;  ориентация на партнера по общению;
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Работа в тетрадях (Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз – ступенька, два - ступенька» математика для детей 5-6 Дети открывают тетради,
Предпосылки личностных УУД:
 формирование умения прийти на
лет) - В математике сравнивают не только геометрические фигуры, но и другие объекты. Посмотрите, какое задание нам приготовила тетрадь на странице 54 под номером 1. - Что мы видим? Как вы думаете, какое настроение у детей? Что можно сравнить на данной картинке? – Посмотрите, у всех ли детей в руках лопаточки? (Да) Нет ли лишних лопаточек? (Нет) Что можно сказать о количестве детей и лопаточек? (Их поровну, столько же, одинаково) Какой знак мы используем при сравнении количества детей и количества лопаток? (Равно) Почему? - Как, не считая, можно сравнить количество детей и количество ведерок? (Составить пары) Что получилось? (Детей больше, чем ведерок) Какой знак мы используем при сравнении количества детей и количества ведерок? (Неравно) Почему? - А сейчас мы и проверим, кто у нас самый внимательный? Найдите задание под номером 2. - Что нам необходимо сделать? (1 ребенок читает задание и объясняет его у доски) . Выполните это задание самостоятельно. (по 1 человеку объясняют решение у доски с помощью документ - камеры) - А как можно сделать так, чтобы чашек и ложек было поровну? (убрать или добавить) рассматривают предложенные задания, отвечают на вопросы. Дети самостоятельно выполняют задания, объясняют решение у доски с помощью документ – камеры. помощь другу, герою сказки и т.п.;
Предпосылки регулятивных УУД:
 умение сохранять заданную цель;  умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;  умение работать по инструкции взрослого;  умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;  умение правильно держать орудия письма, сформированность мелкой моторики рук.
Предпосылки познавательных УУД:
 ориентировка в пространстве;  умение применять правила и пользоваться инструкциями;  умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач.
Предпосылки коммуникативных

УУД:
 строить монологичное высказывание и диалоговую речь;  формулировать собственное мнение и позицию.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
– Ребята, какие слова и знаки помогли нам сделать открытие»?
(
«Столько же», «=», «≠».)
-
Когда мы говорим «столько же»? Дети отвечают на вопросы.
Предпосылки личностных УУД:
 умение осознавать свои возможности, умения, качества,

-
Что самое главное сегодня нужно хорошо запомнить?
-
Какое задание было самым интересным?
-
Перед вами два мешочка «знаний» (множества), возьмите свои смайлики, и если у вас все получилось, то свой смайлик прикрепите на первый мешочек «знаний», а если что-то не получилось то на второй. Сравним, на каком мешочке смайликов больше и на сколько. Дети приклеивают смайлики на мешочки, сравнивают количество смайликов, ставят между мешочками знак «неравно». переживания.
Предпосылки коммуникативных

УУД:
 формулировать собственное мнение и позицию. Приложение 1.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

1

0
Приложение 2.
Приложение 3.