Нравственные проблемы рассказа Юрия Казакова "Тихое утро"

Автор: Мололкина Оксана Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лянторская СОШ №3"
Населённый пункт: г. Лянтор Сургутский район, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственные проблемы рассказа Юрия Казакова "Тихое утро"
Дата публикации: 09.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дидактические моменты Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма контроля Осуществляемые действия Формируемые компетенции I. Организационный момент фронтальная Приветствие учащихся, обеспнчение готовности к уроку Демонстрирование готовности к уроку
Регулятивная
: учатся контролировать свои действия; Самоконтроль 2. Мотивация к учебной деятельности Рассказ (эмоциональная, психологическая подготовка к восприятию материала) Вступительное слово об авторе (слайд 3) Слушание и осмысливание информации
Личностная
: понимание важности творчества писателя; проявление интереса к изучаемому материалу; Самоконтроль II. Проблематизация Сообщение темы. словесный, демонстративный, аналитический Сообщение темы урока; совместная с учащимися постановка целей урока; Какие нравственные проблемы вы увидели во время чтения рассказа и можете уже назвать?
Цель
- выявить нравственные проблемы рассказа. (Слайд 2) Слушание, осмысливание, формулирование проблемы; совместная с учителем постановка целей урока
Учебно-познавательная:
умение извлекать необходимую информацию, определять тему, ставить цели;
Коммуникативная:
умение взаимодействовать с классом; Фронтальный устные ответы запись темы в тетради III. Актуализация знаний словесный, демонстративный Вопросы учащимся и дополнение к их ответам. Опрос д/з
План рассказа
 1. Ранним утром.  2. Яшка будит Володю.  3. По дороге на рыбалку.  4. Ловля рыбы.  5. Володя тонет…  6. Спасение Володи. Диалог Ответы на вопросы учителя
Коммуникативная:
умение вести диалог, вступать в речевое общение, обосновывать свою точку зрения, не создавая конфликтов;
Познавательная:
слушают учителя и отвечают на вопросы. Фронтальный устные ответы Тема Нравственные проблемы рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» Класс 7 Цель Познакомить с биографией списателя; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя рассказа, найдя «точки» его нравственных «взлетов» и «падений»; раскрыть проблему выбора между добром и злом; формировать коммуникатвную, учебно- познавательную, регулятивную компетенции учащихся. Задачи Подготовить ребенка к реальной жизни; формировать умение учащихся строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы. -
обратить
обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира Яшки и Володи; -способствовать самовыражению ученика как личности; -развивать любовь к природе, к родному краю; -на примере литературного произведения дать возможность испытать ощущение выбора между добром и злом. Тип урока Изучение нового материала Планируемые образовательные результаты (предметные) Умение работать с книгой; умение анализировать поступки героев, ситуации; знания о личности писателя, знание содержания рассказа «Тихое утро»; Личностные результаты Осознание учеником культурной духовной ценности литературы; уважительное отношение к литературному наследию; создание мотивации - осознание потребности чтения; осуществление сотрудничества со взрослыми и сверстниками; стремление к развитию своего мышления. Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Владение видами речевой деятельности; адекватное понимание информации
;
владение
разными
видами чтения
: поисковым, просмотровым, ознакомительным, обучающим;
способность извлекать информацию из различных источников
; овладение приемами отбора и систематизации материала;
умение сопоставлять и сравнивать; способность определять цель предстоящей учебной деятельности
;
умение воспроизводить текст
(план,
пересказ
, конспект
); умение создавать устные
и письменные
тексты
разных типов;
способность свободно и правильно излагать свои мысли
;
соблюдение норм речевого общения; умение выступать перед сверстниками.
Основное содержание темы, понятия, термины Рассказ, эпизод, сюжет, антитеза Форма Индивидуальная, фронтальная Методы обучения По характеру познавательной деятельности: аналитический, метод сегментирования текста, сопоставления, частично-поисковый, эвристический,.; по виду источника инф.: словесный (слово учителя, фронтальная работа с учащимися); наглядный, иллюстративный (демонстрация презентации); практический (проверочный тест). Образовательные ресурсы Презентация, иллюстрации, портрет, тексты.
 7. Яшка и Володя по дороге домой
( Слайды 4 )
IV Словарная работа
словесный,

демонстративный

частично-поисковый

Диалог с классом, объяснение

Работа над пополнением словарного

запаса учащихся слайд 5)

Бадья –
широкое низкое деревянное ведро
Бочаг-
глубокая лужа, колдобина, ямина, залитая водою. и т.д. Почему так много незнакомых слов?
(слайд 6)
Слушание, беседа
Познавательная
Устные ответы V. Первичное осмысление и закрепление словесный, демонстративный частично-поисковый тестовый Руководит действиями учащихся Аналитическая работа по тексту. Давайте обратимся к началу рассказа. 1 Каковы взаимоотношения мальчиков? Почему? Зачитать первый диалог стр.183 до слов «У нас рыба обижается..» 2.опишите дорогу на речку? Как ведут себя мальчики? Что чувствуют? Обучение навыкам осмысленного чтения художественного текста Проблемно-поисковая деятельность учащихся. ( осмысление информации, выделение главного) Аналитическая беседа
Учебно-познавательная
: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя, учебника;
Коммуникативная:
умение работать сообща, сотрудничать,обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения. Работа с учебником Устные ответы Решение теста VI. Аналитическая абота по тексту Аналитический Словесный частично-поисковый тестовый Аналитическая беседа:
1) Что произошло в бочаге?

2) По чьей вине произошло

несчастье?

3) Охарактеризуйте поведение героев

в экстремальной ситуации.

4) Какие произведения ещё читали с

похожими жизненными ситуациями?
Работа с текстом рассказа, Проблемно-поисковая деятельность учащихся.
Коммуникативная:
умение работать сообща, сотрудничать,обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения
Учебно-познавательная
: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя, учебника;
Регулятивная:
умение видеть ошибки, неточности и исправлять их по ходу работы, дополнять ответы Фронтальный устные ответы


VII. Рефлексия. Итог урока. словесный Руководит действиями учащихся Подходит к концу наш урок. У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем
. Давайте

сформулируем нравственные

проблемы, поднятые автором.

(Добра и зла)
Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок писателя  .
Какое чувство вызвал у вас

сегодняшний разговор? Над

чем заставил задуматься?

Как вы оцениваете свою

работу на уроке?

Доволен своей работой,

потому что…

Не очень доволен, потому

что…

У меня сегодня не

получилось, потому что
… 
Что нужно сделать, чтобы в

следующий раз достичь

успеха?

Я понял, что мне нужно…
Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения, определяют своё эмоциональное состояние
Коммуникативная:
умение аргументированно высказывать свои мысли;
Учебно-познавательна:
формирование первичных форм рефлексии, осмысление изученного материала; Личностная: осознание важности полученных знаний, формирование мотивации к процессу обучения Фронтальный устные ответы IX. Домашнее задание Письменно составить таблицу Чувства Яшки и Володи Информационная: умение переосмысливать информацию, транслировать ее в другом виде.