"Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО".

Автор: Костюченко Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ВОЛОШКА"
Населённый пункт: г. Ноябрьск Тюменской области
Наименование материала: Мини семинар - практикум
Тема: "Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО".
Дата публикации: 10.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО.

Костюченко Татьяна Борисовна,

воспитатель, МБДОУ «Волошка»

Форма проведения
: мини семинар-практикум.
Цель семинара-практикума:
представить педагогам социо-игровую технологию как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО. Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались на мини семинаре-практикуме, на котором вам предстоит активная работа в группах и индивидуально. Материал и информацию можно будет не только увидеть и услышать, но и записать, обобщить, выделить наиболее значимые и важные моменты. Прежде, чем приступить к работе вашему вниманию предлагаю разминку. «Представь себе». Внимание! У каждой группы на столе есть части обложки журнала. Задача каждой группы за 1 мин. на листе формата А4 записать как можно больше характеристик (имен прилагательных) этой части обложки журнала. Какие имена прилагательные вы подобрали: (мягкая, белая, красочная, эффективная, необходимая, ценная, важная, актуальная, значимая, весомая, нужная, злободневная глянцевая, увлекательная, научная, занимательная, интересная). Как это упражнение ассоциируется с вашей педагогической деятельностью? (У меня это ассоциируется с отдельно взятым ребенком, его характерные черты, например Вани: ответственный, умный, развитый, самодостаточный, уравновешенный, спокойный, талантливый, дальновидный, и т.д. У меня ассоциируется с подготовкой к непосредственно- образовательной деятельности. Я составляю расширенный план-конспект, куда собираю материалы из разных источников по частям и у меня получается целый конспект.) Да, вы правы, каждый кусочек является частью целого. В воспитательно-образовательном процессе каждый педагог видит фрагмент индивидуальных особенностей ребенка, выделяет часть из целого. Ребенок – это целая и неделимая система, со своими особенностями и характеристиками, о которых мы должны всегда помнить. Следующее упражнение поможет определить основные понятия, которые будут рассмотрены на семинаре.
Упражнение «Анаграммы».
Инструкция. На экране анаграммы
(Слайд)
, вам нужно разгадать как можно быстрее, какое слово в ней зашифровано. Ваяроиг – игровая, няглотехоя – технология, кольдошника – дошкольника, в яхловиус – в условиях, ДОГОСФ ФГОС ДО. Вот эти слова и являются опорными для нашей сегодняшней встречи.
(Слайд)
Итак, тема нашего семинара «Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО». В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, способствуют развивающая педагогическая социо-игровая технология, развитию ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости.
(Слайд)
«Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» - говорил Вячеслав Михайлович Букатова, ведущий теоретик и практик, один из главных разработчиков социо- игровой технологии, доктор педагогических наук.


Основная идея социо-игровой технологии
– организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.
Не менее важным в социо-игровой технологии является
договор
, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке
общаются.

(Слайд)
Основатели социо-игровой технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов вывели следующие законы общения, они представлены на слайде: - не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его; - не ворчать, не ныть, не бурчать; - умейте найти ошибку и имейте смелость признать её; - будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными; - относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании; - поддержи, помоги подняться и победить; - задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче; - не возноси себя над другими, вознеси ближнего; - дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.
(Слайд)
Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста
-
организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
(Слайд)
Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста представлены на экране (ТОЛЬКО СЛАЙД)
:
1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи. 2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя. 3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия. 4. Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью. 5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства. Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности. Ориентируясь на задачи использования социо-игровых технологий давайте попробуем сформулировать и записать принципы организации социо-игровой технологии. (Работа педагогов в группе)
(Слайд)
Посмотрите на экран, те принципы, которые сформулировали вы, перекликаются с принципы организации социо-игровой технологии (ТОЛЬКО СЛАЙД).  Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.  Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.  Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.  Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.  Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.  Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.  Движение и активность.  Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
(Слайд)
Различают следующие
формы организации социо-игровой технологии
в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:
 Игры с правилами.  Игры-соревнования.  Игры-драматизации.  Режиссёрские игры.  Сюжетно-ролевые игры.  Сказкотерапия.  Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.  Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.  Тренинги.  Самопрезентации. (Слайд) Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп: 1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. Давайте вспомним такие игры-задания. (педагоги проговаривают «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Летает - не летает» и др.) 2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. Например игры «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит». Может у вас есть какие-то примеры. ПРИМЕР: Воспитатель: Ребята посмотрите какая красивая коробка стоит на столе, а вы знаете что внутри как вы думаете, что там? Ответы детей: Воспитатель: Попробуйте отгадать. Игра «Спрос - переспрос». (если дети будут затруднятся в ответе, воспитатель помогает им, загадывая загадку о глобусе) «На столе передо мной Закрутился шар земной Арктика, экватор, полюс, Уместил всю землю … глобус». 3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Попробуйте вспомнить игры-разминки («Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.). 4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия. Это могут быть игры «Браво», «Сценки-истории», «Животные». Какие вспомните вы? 5. Игры вольные (на воле) , выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате. Исходя из принципов и форм организации социо-игровой технологии, давайте подумаем, какие результаты мы получим при реализации социо-игровых технологий? (Рассуждения педагогов) (Слайд) Результаты при реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста:  У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.  Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.  Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
 Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.  У детей нет чувства страха за ошибку.
(Слайд)
Применяя социо-игровые технологии в образовательном процессе ДОУ, всегда необходимо помнить
о 6 -ти самых основных

правилах и условиях
актуальных для развития детей дошкольного возраста:  1 правило: использовать работу малыми группами или как их ещё называю «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития является объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Как можно поделиться? - по цвету волос, глаз, одежды; - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; - кто на каком этаже живет; - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т.д.  2 правило: «смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться .  3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.  4 правило: смена темпа и ритма. Проведение мероприятий разного рода подчеркивает ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это становится деловым фоном для всех ребят. Также смена темпа и ритма помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности .  5 правило – социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме .  6 правило: в своей работе ориентируоваться на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.
(Слайд)
В конце предлагаю вам провести самооценку участия вас в семинаре (у каждого на листочке): А) все понял, могу этот материал объяснить другому; Б) Я сам все понял, но объяснить другому не берусь; В) Для полного понимания мне нужно повторить тему; Г) Я ничего не понял
(Слайд)
Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит:
«У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация

собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру

занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу

можно назвать работой в социо-игровом стиле… ».