"Круглый год"

Автор: Напханюк Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НО ДНОУ детский сад №12"Калинка"
Населённый пункт: Ставропольский край город Пятигорск
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Круглый год"
Дата публикации: 10.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




ПРОЕКТ

..............................
воспитателя НО ДНОУ детского сада № 12 "КАЛИНКА" г. Пятигорска
экологический проект " Круглый год" ( ознакомление детей 4-5 лет с

временами года и их приметами).


Не перестану удивляться красоте, Смотрю на мир влюбленными глазами, Волнует явь, подобно трепетной мечты, Любуюсь лугом, речкой, небесами. Люблю смотреть на чудо дивных облаков, Красиво, если в небе бродят тучи, Вмиг небеса очистить может от оков, Чудесный ветер, свежий и могучий. Смотрю на мир и насмотреться не могу, Подобен он блистательному чуду, Всю красоту в душе я сберегу, Ее любить и верить ей я буду.......
Вид проекта:
познавательно- исследовательский, творческий.
Участники проекта:
дети, воспитатели, родители.
Срок реализации:
долгосрочный.
Возраст детей:
4-5 лет.
Предварительная работа:
наблюдения, беседы, рассматривание пейзажей, чтение народных примет, чтение стихотворений о природе, эксперименты.
Материально-техническое оснащение:
пейзажи с временами года ( осень, зима, весна, лето); книги с стихотворениями, книга С.Я.Маршака " Времена года"; панно " Времена года".
Автор идеи:
воспитатель НО ДНОУ детский сад № 12 "КАЛИНКА" г. Пятигорска Напханюк Валентина Ивановна.
Руководитель проекта:
заведующая НО ДНОУ детский сад № 12 "КАЛИНКА" г. Пятигорска Моргатая Любовь Сергеевна.
Консультант проекта:
старший воспитатель НО ДНОУ детский сад №12 "КАЛИНКА" г. Пятигорска Плахтырина Клавдия Владимировна.
Актуальность темы.


В 4-5 лет дошкольник проявляет активный интерес к окружающей его природе, погодным условиям, изменениям в природе. Возникающие в этом возрасте вопросы: почему, зачем, откуда, -порой ставят взрослых в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Мир огромен, а ребенок мал, опыт его ограничен. Поэтому важно знакомить с природой постепенно. сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребенка сформировались правильные представления о ней. Для этого не нужно специально везти ребенка за город. В городе, во дворах, в скверах, парках можно знакомить детей с природой.
Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой снежинки, буйством красок осени, свежей яркой зеленью весенней травы, капельками росы на листьях деревьев, буйством цветения летних цветов, величием гор, простором полей то, у малыша разовьется чувство прекрасного , он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир, в дальнейшем научится заботится о природе.
Цели:


-- развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы; -- развивать эстетическое восприятие природных явлений; -- формировать осознанное бережное отношение к природе; -- формировать начало экологической культуры.
Образовательные задачи:

Социально-коммуникативные:
-- освоение правил коммуникации в взаимодействии с другими детьми через умение распознавать; -- развитие исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности по обозначению проблемы; -- помочь ребенку в осознании себя, как активного субъекта природы; -- обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус; -- приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома; -- воспитать культуру поведения в природе.
Познавательные:
-- познакомить детей с сезонными изменениями в природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года; -- формирование элементарных представлений о простейших связях в природе; -- стимулировать познавательную деятельность детей в ознакомлении с приметами времен года; -- формирование познавательно-исследовательских знаний и умений у детей пятого года жизни.
Речевое развитие:
-- при приобщении детей к природе, обогатить словарный запас детей и на этой основе помочь понять образ природы; -- ознакомление дошкольников с природой, с использованием словесных методов ( загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки); -- упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову; -- учить составлять описательный рассказ о временах года с помощью схем, условных заменителей.
Художественно-эстетическое:
-- развитие воображения; -- овладение детьми модельной, символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования ( из бумагт, ткани, природного и бросового материала) ; -- знакомство с произведениями изобразительного искусства(пейзажей), воспитывать чувство эмоциональной приподнятости от встречи с прекрасным; -- воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
Физическое развитие:

-- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей; -- формирование у детей потребность в двигательной активности; -- учить заботиться о своем здоровье в разные времена года; -- развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времен года.
Сущность проекта.


Все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели- дать детям представление о временах года, их характерных особенностях. Участвуя в мероприятиях, дети могут приобрести новые знания о сезонных изменениях, приметах через наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, художественное творчество, рассматривание иллюстраций и картин. Так, как игра является ведущим видом в дошкольном возрасте, то детям предлагается много игр. В игре дети в непринужденной форме вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания. В образовательной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Родителям в помощь в родительском уголке предлагаются рекомендации, информация о временах года, игры, загадки, стихи, конкурсы по изготовлению поделок из природного и бросового материала, бумаги.
Реализация проекта.

Вхождение в проблему.


Во время общения с детьми группы, выяснилось, что одни дети любят только зиму, другие только лето, многие дети не любят осень. Но при этом дети затруднились объяснить почему они по разному относятся к временам года. Однако всем детям нравится снег, кататься на санках, летом купаться на море, осень гулять в лесу, а весной рассматривать первые цветы. Для того, чтобы показать , что ".... природы нет плохой погоды.." был и запланирован этот проект.
Результаты совместной продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе

реализации проекта:

--
тематические выставки совместных работ ( дети и родители) по темам: а) "Разноцветная осень" б) "Зимние загадки" в) "Следы весны" г) " Лето красное" -- изготовление книги рассказов детей о временах года; -- изготовление альбома с детскими рисунками с приметами времен года.
1 этап --- подготовительный:
--- постановка целей и задач, определение направлений, объектов, методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор материала и оборудования.
2 этап ---- паутина проекта:

Время года

Приметы

времени года

Непосредственная

образовательная

деятельность

Формы

--------------------

Совместная

деятельность

работы

--------------------

Самостоятельная

деятельность

Работа с

родителями

1. Мини-

проект "

Осень"
- в огороде листик вишни на дорожку упадет, - отцветают цветы, увядает трава. Непосредственная образовательная деятельность: Тема: "Осень, изменение в природе" Пр. сод.- ознакомление детей с 1.Беседы: - ранняя осень, - осеннее небо(грустное, дождливое, хмурое,..), - осень, осень 1.- рассматривание осенних листьев, - игры с листьями. 2.Разрезные картинки " Собери листик", 3. Подвижные игры: Экскурсия в осенний лес. Консультация: - учимся наблюдать за изменениями в природе.
последовательностью смены времен года, уточнение знаний о характерных особенностях осени, овладение действием замещения. -осенина, мокропогодье. 2. Наблюдения: - за деревьями, - за листьями ( листопад, изменение цвета листьев, сравнение осенних листьев), - за травой. 3. Словесная игра "Кто сумеет повторить?" -"Расскажи без слов". 4. Чтение: - стихотворений о осени, - загадывание загадок о осени, листьях, ветре, небе, - заучивание наизусть стихотворения Новицкой " Тишина". 5. Коллективное рисование " Разноцветные листья". 6. Движения под музыку "Под ногами шелестят и летят, летят, летят...." - "Перепрыгните через листики", - "Мы осенние листочки". 4. Самостоятельная художественная деятельность: - рисование с натуры ( листья с разных деревьев), -рисование деревьев с осенней листвой, травой, - аппликация " Осень". -осень дождлива, но сыта; - больше теплых дней не жди; - моросящий дождик пеленой затянет просень. -птицы улетели в теплые края.... Тема: " Приметы осени." Пр. сод.: на основе примет закрепить знания детей о изменениях в природе осенью, использование действия замещения. 1. Наблюдения: - за небом; - за дождем; - за солнцем. 2. Беседы: - о дожде; - о лужах; - о солнце, 3. Чтение : - загадок о солнце, дожде, ветре; - стихотворений ( А.Кольцов, Н.Никитин, М.Сидорова "Зонтик"). 4. Дидактические и словесные игры: - "Какая сегодня погода?"; - "Когда это бывает?"; - "Скажи- какой, какая, какое, какие?"; 5. Художественное творчество: - рисование "Осень, осень в гости просим". 6. Составление рассказов в книгу сезонных примет на тему "Разноцветная осень". 7. Опыты с водой, ветром. - наблюдение за 1.Рассматривание картинок в книге С.Я.Маршака " Круглый год". 2. Самостоятельная художественная деятельность детей - рисование по желанию картинок об осени. 3. Подвижные игры: - " Перепрыгни через лужу"; - "Солнышко и дождик". 4. Рассматривание перелетных птиц. 1.Консультации: - "Давайте почитаем" ( предложить родителям художественные произведения о приметах осени". 2. Выставка поделок на тему " Разноцветная осень".
птицами.
2. Мини-

проект

"Зима".
- буря мглою небо кроет..... - солнце светит , но не греет; 1. Тема "Зима, Изменения в природе" Пр. сод.- развитие представлений о сезонных изменениях в природе зимой, овладение действием замещения, проживание. 1.Наблюдения: - за солнцем в течении дня с зарисовкой схемы; - за небом; - за облаками, 2.Беседы: - о солнце; - о зиме; - о небе. 3. Рассматривание картин и иллюстраций в книгах (зимних пейзажей). 4. Чтение: - загадок; - примет; - стихотворений ( А.С.Пушкин " У матушки тучки за белой горой", "Вот ветер тучи нагоняет"); - заучивание наизусть Н.Рубцов "Ворона". 5. Дидактические игры: - "Когда это бывает?" - "Расскажи, что видишь."; - "Мое облако( составлен ие творческого мини рассказа)". 6. Художественное творчество: - рисование "Зимнее небо"; - аппликация "Буря мглою небо кроет". 1.Рассматривание картинок и иллюстраций в художественных книгах. 2. Самостоятельная художественная деятельность по теме. 3. Подвижная игра "Солнышко и ветер". 1..Семейные прогулки ( рассматривание неба, солнца ). 2. Домашние зарисовки - отражение наблюдений в рисунке. - снег кружится, летает, летает....; - Новый год - самый лучший праздник. Тема: Что бывает зимой? Пр. сод.- обобщение и систематизация знаний детей о зиме. Овладение действием замещения. 1.Наблюдения: - за погодой; - за снежинками; - за снегопадом. 2. Беседы: - о зиме; - о празднике Нового года; - о зимних забавах. 3.Рассматривание: - снежинок; - новогодней елки; - праздничного города. 4. Чтение: - загадок ( о зиме, о снеге, о празднике, о морозе); - рассказов по теме; - стихотворений по теме; - сказок ( "Рукавичка", "Лисичка 1.Рассматривание: - снежинок; - снегопада; - сугробов; - новогодней елки; - украшений группы, зала, улиц. 2. Поделки из снега ( снеговика, снегурочки, снежной крепости). 3. Подвижные игры: - метание снежков; - катание на санках; - прыжки через сугробы. 4.Самостоятельная художественная деятельность: - рисование по желанию на тему Зима"; - рисование палочками на снегу; - аппликация на тему "Новый год"; -- лепка "Снеговик" из пластилина, 1. Прогулки: - по парку; - в лес; - по праздничному городу; - на городской каток. 2.Выставка поделок на тему "Зимние загадки". 3. Папка - ширма " Учимся наблюдать в природе". 4. Помощь в оформлении групповой комнаты к Новому году.
сестричка и серый волк"). -заучивание наизусть стихотворения В.Лунина Зима". 5. Художественное творчество: (рисование, аппликация) - снежинки; - зима; - новогодняя елка, с использованием различных видов материала; - заучивание наизусть 6. Игры: а) дидактические: - "Подскажи, что мы делаем зимой"; - "Когда это бывает?"; - "Так бывает или нет?". б) словесные: - "Подскажи слово"; - "Скажи ласково". 7. Составление рассказа -описания о новогодней елке по вопросам. 8. Составление рассказов в книгу сезонных примет на тему "Зимние загадки". 9. Опыты со снегом, льдом, водой. теста. 5. Помощь в украшении группы к Новому году.
3. Мини-

проект

"Весна".
- журчат ручьи; - звенит капель. Тема: Весна. Сезонные изменения в природе. Пр. сод.- развитие представлений детей о сезонных изменениях в природе весной. Овладение действием замещения. Проживание. 1. Наблюдения: - за погодой; - за сосульками; - за таянием снега; 2. Беседы: - о весне; - о том , как образуются сосульки; - о том, почему тает снег. 3.Рассматривание: - пейзажей с весной; - сосулек на прогулке, - весеннего снега. 4.Художественная литература: - чтение худ. литературы о весне, весенних признаках; - загадывание загадок по теме; - придумывание загадок вместе с воспитателем о весенних 1.Расматривание : - сосулек; - грязного снега; - ручейков. 2. Самостоятельные обследования и опыты. 3. Самостоятельная художественная деятельность по теме. 4. Подвижные игры: -"Перепрыгни через ручеек"; -" Веселый воробей". 5 Самостоятельные игры с бумажными корабликами. 1.Семейные экскурсии и прогулки в лес. 2.Ширма- передвижка "Учимся наблюдать за изменениями в природе. 3. Домашнее художественное творчество.
признаках; - чтение сказки "Зайкина избушка"; - чтение стихотворений русских поэтов (Есенина, Фета, Тютчева и др.) по теме. 5.Художественное творчество: - рисование и аппликация по теме; - лепка "Сосульки". 6. Опыты с сосульками, водой. 7.Дидактические игры: -"Кто больше назовет действий" -" Зима или весна". 8.Словесные игры: -" Скажи как на улице"; -"Скажи, что делает?" - солнце светит ярче; - день равен ночи. 1. Наблюдения: - за небом; - за солнцем. 2. Беседы: - о времени суток; - о весне; - о весеннем солнце. 3.Рассматривание: - картинок в временем суток; - весенних пейзажей. 4. Дидактические игры: - "Когда это бывает?" - "Назови какая весна?". 5. Заучивание наизусть 6.Художественное творчество по теме. 1.Самостоятельное наблюдение за погодой. 2.Рассматривание солнца, неба. 3. Самостоятельная художественная деятельность. 4.Подвижные игры: - "Солнечные зайчики"; - "Солнышко и дождик" - травка зеленеет; -яблони цветут; -"..ласточка с весною в сени к нам летит...." Тема: Весна идет, весна.. Пр.сод.- ознакомление детей с изменениями в природе весной. Введение понятия "Первоцветы", овладение действием замещения. 1. Наблюдения: - за травой; - за первыми цветами; - за деревьями; -за цветущими деревьями; - за прилетом птиц. 2. Беседы: - о погоде; - о деревьях; - о первых цветах; - о прилете птиц. 3.Художественная литература: - чтение худ. произведений о весне; - чтение 1.Расматривание: -весенней травы; - почек на деревьях; -первых цветов. 2. Наблюдения: - за деревьями; - за птицами; -за насекомыми; - за травой; - за цветами; -за погодой. 3. Самостоятельная художественная деятельность: - рисование по теме по желанию; - лепка по теме; - импровизация движений под музыку П, 1. Экскурсии и прогулки в лес с детьми. 2. Консультация "Учимся наблюдать в природе". 3. Выставка поделок на тему "Следы весны".
стихотворений о весенних приметах; -загадывание загадок по теме; - заучивание наизусть "Фиалка" В. Пасналеева; - составление рассказов в книгу сезонных примет на тему "Следы весны". 4.Художественное творчество: - рисование "Весенние зарисовки"; - лепка по теме(тесто, пластилин); - рисование с помощью цветного песка весенних цветов. - аппликация по теме. 5. Дидактические игры: - " Да или нет"; - " Бывает, не бывает"; 6.Словесные игры: - "Скажи какая"; - "Скажи как на улице". Чайковского "Вальс цветов". 4. Подвижные игры: -"Солнышко и дождик" - "Воробушки и кот" -" Солнечные зайчики".
4.Мини

проект

"Лето".
- лето - это солнца луч....; - в воздухе тепло.....; - куда не взглянешь все кругом светло.... Тема. Лето. Сезонные изменения в природе. Пр. сод. - ознакомление детей с сезонными изменениями в природе летом. Освоение действием замещения. 1.Наблюдения: - за солнцем; - за погодой; - за природой. 2. Беседы: - о солнце; - о погоде; - о лете. 3.Рассматривание: - погоды; - солнца; - неба. 4.Художественная литература: - загадывание и отгадывание загадок; - чтение народных примет, доступных детям данного возраста; - чтение стихотворений о лете; - чтение рассказов по теме. 5.Художественное творчество: - рисование на тему " Солнце яркое"; 1. Рассматривание: - погоды; - солнца; - неба, 2. Самостоятельная художественная деятельность по желанию детей по теме. 3.Подвижные игры: - " Солнышко и дождик"; - "Заря - заряница". 1. Экскурсии в природу, в лес, на речку. 2. Отражение своих прогулок в совместных рисунках.
- аппликация по теме; - оригами из бумаги по теме. 6. Дидактические игры: - "Времена года"; - "Когда это бывает?"; -" Да или нет". - теплый дождик из-за туч.....; - где -то гром ворчит порой..; - зарею радуга стоял... 1.Наблюдения: - за дождем; - за небом; - за погодой; - за радугой. 2. Беседы: - о дожде; - о погоде; - о грозе, громе; - о радуге. 3. Чтение художественной литературы - народных примет на тему; - загадок; - стихотворений на тему. 4. Дидактические игры: - " Кто больше назовет?"; - "Скажи какая.."; - "Кто может ворчать?"; - "Мое облако". 5. Художественная деятельность: - рисование ( дождя, радуги, грозы); - аппликация на тему; - аппликация из разных материалов. 6. Дидактические игры: - " Назови цвета радуги"; - "Сложи картинку."; - Что перепутал художник?". 1. Рассматривание: - неба; - радуги; - картин с пейзажами известных художников; - картинок в художественных детских книжках. 2. Самостоятельная художественная деятельность на заданную тему. 3. Подвижные игры: - "Солнышко и дождик"; - прыжки через лужи; - Радуга - дуга"; - "Кто быстрее спрячется под зонтик?". - .. яркие цветы необычной красоты. Тема: "Круглый год". Пр. сод.- закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Закрепить умение детей по заместителям рассказывать о приметах каждого времени года. 1. Наблюдение за цветами. 2.Рассматривание цветов. 3.Беседа о цветах. 4. Дидактические игры: - "Собери букет". - "Найди цветок". - "Магазин "Цветы"". 5.Художественная деятельность: рисование, аппликация, лепка, оригами то теме. 6. Составление рассказов в книгу 1. Наблюдения, рассматривание цветов на клумбе. 2. Движения под музыку " Вальс цветов". 3.Подвижные игры: - Цветок и пчелы" - "Одуванчики на лугу". Выставка совместных поделок на тему " Лето красное".
сезонных примет "Лето красное".