Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста "Мой край - Ямал"

Автор: Тайшина Феодосия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 22 "Синяя птица"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Салехард
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста "Мой край - Ямал"
Дата публикации: 11.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Экологический проект

«Мой край – Ямал»
Разработала: воспитатель МБДОУ Детский сад № 22 «Синяя птица» ЯНАО, г. Салехард Ф.Г. Тайшина
Описание проекта
Проект «Животные нашего края» направлен на знакомство детей с животными Ямала, их связью со средой обитания. В ходе реализации проекта дети получат элементарные знания и экологические представления о животных нашего края: научатся узнавать и называть их, познакомятся с их внешним видом, особенностями питания. Научатся основам взаимодействия с природой.
По доминирующей деятельности:
познавательно-творческий.
По продолжительности проекта:
краткосрочный (1 месяц).
Участники:
дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность
Экологическое образование дошкольников – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике – решается на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства. Элементарные экологические представления у детей формируется ч ерез ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы. У детей четвертого года жизни необходимо формировать интерес к природным объектам, доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональную отзывчивость на общение с ними. Взрослый должен помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет, сформировать чувство принадлежности к природе родного края. Задача педагога - активно приобщать ребенка к миру природы, помогая получать яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нем. Новизна и яркость ранних впечатлений остаётся на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и остроты чувств, как младшем дошкольном возрасте. Поэтому уже с младшей группы мы начинаем знакомить детей с окружающим миром, обращаем внимание на красоту и богатство северной
природы, воспитываем бережное и заботливое отношение к животным и любовь к родному краю.
Цель
: формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках животных нашего края.
Задачи:
 формировать представления о животных нашего округа;  развивать речь, мышление, память, наблюдательность;  обогащать словарь по теме проекта;  воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и любовь к родной природе.
Предполагаемый результат:
дети узнают новых и закрепят знания о знакомых животных родного края, их места обитания, будут различать их по внешнему виду.
Продукт проектной деятельности:
 оформление альбома «Животные нашего края»;  разработки конспектов непосредственной образовательной деятельности детей по теме проекта;  пополнение методического материала для работы с родителями по экологическому воспитанию;  выставка рисунков «Я рисую природу».
Этапы проекта:

Подготовительный этап
 Выбор методов и приемов реализации проекта.  Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций.  Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.  Разработка занятий, определение тематики бесед.  Тематическое планирование.
Основной этап
Тема Цель: Методы работы с детьми Работа с родителями
«Заяц» Закрепить знания детей о зайце, сформировать представления детей, о том, чем питается зимой и летом, меняет шубку. Расширять словарь по теме: грызет кору, холодно зимой, теплая шубка, боится лисы, прыгает быстро. Научить детей понимать содержания стихотворений, отвечать на вопросы словосочетанием. Беседа о природе нашего края. Экскурсия и наблюдение за окружающей природой на участке детского сада. Рассматривание игрушки «Заяц», «Лиса», «Медведь», «Олень». Рассматривание картины «Зайцы», «Лиса с лисятами». Просмотр презентации «Животные Севера» Рассказывание сказок и рассказов «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Мышонок и олененок» И. Истомин, «Кто как спит» Н.Н. Сладков, «Звери зимой» Н.Н. Сладков, «Что за зверь?» Е. Чарушина. Театрализация сказки «Колобок». Чтение стихотворений и потешек о животных. Пословицы поговорки, загадки о диких животных. Дидактические игры: «Кого не стало?», «Чудесный мешочек», «Кто, где живет?» Физкультминутки «Зайки белые сидят», «Лесные звери», «Северный олень». Подвижные игры «Лиса и зайцы», «Олень», «Мишка косолапый», «У медведя во бору». Консультация «Как маленький ребенок открывает для себя мир природы» Учить с детьми потешки, стихотворения о животных. Подобрать картинки с изображением – оленя, медведя, лисы, зайца. Рассказывание сказок «Теремок», «Три медведя». Наблюдения за окружающей природой. Экскурсия с детьми в музей, по городу. Рисование с детьми на тему «Я рисую природу». «Лиса» Познакомить с внешними признаками лисы, уточнить представления о частях тела, познакомить с названием жилища «нора», чем питается лиса, где живет. Расширять словарь по теме: острые уши, длинный пушистый хвост, хитрая, ловит зайцев и мышей. «Медведь» Уточнить представления детей о медведе. Расширять словарь по теме: косолапый, ходит
– переваливается. Научить имитировать движения медведя. Лепка «Морковки», «Угощение для мишки», «Ягодки для оленя». Конструирование «Дорожка для олененка». Рисование «Следы зайчика на снегу», «Следы олененка» - рисование на снегу. Выставка детских рисунков «Следы зверей» Экспериментирование со льдом. Прослушивание дисков «Дикие животные», «Звуки леса». НОД «Зайкины морковки», «Северный гость», «Угощение для медведя». «Олень» Формировать представления детей о внешнем виде оленя, выделять характерные особенности (рога, копыта), о среде обитания (тундра), чем питается.
Заключительный этап.
• Оформление альбома в картинках «Животные нашего края»; • Выставка рисунков «Я рисую природу Ямала»; • Открытое НОД «Животные Севера»; • Выступление на педагогическом совете (презентация проекта).
Выводы.
Проект «Животные нашего края» был направлен на знакомство детей с животными, их связью со средой обитания, осознанного отношение к представителям животного мира. В ходе реализации проекта дети получили элементарные знания и экологические представления о животных нашего края: научились узнавать и называть их, познакомились с их внешним видом, особенностями питания. Научились основам взаимодействия с природой. В результате проведенной работы отмечено:  Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира.  Сформировались основы взаимодействия с природой – рассматривать растения, животных, не нанося им вред.
 Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряженность, стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.
Список литературы.
1. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Средняя группа/авт.-сост. О.П. Власенко (и др.). – ИЗД. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2012 2. Журнал «Ребенок в детском саду» №6, 2010, с. 9 – 15 3. Лаханако/автор –составитель Е.Н. Окотэтто. Под редакцией Н.Л. Серпиво, Салехард, 2010. – 224 с. 4. Мой северный край: Разработки внеклассных мероприятий. – Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009. – 75 с.