Напоминание

"Использование притч в работе с младшими школьниками как средство решения проблем нравственного воспитания"

Автор: Мудракова Анна Сергеевна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МАОУ "Северодвинская прогимназия №1"
Населённый пункт: город Северодвинск Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование притч в работе с младшими школьниками как средство решения проблем нравственного воспитания"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мудракова Анна Сергеевна, МАОУ «СП№1», воспитатель ГПД
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИТЧ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМ,

КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
«В притче может быть сказано так много, что хватает потом на многие века для всех народов и любых социальных устройств» В. Солоухин. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем в современном обществе. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных. Ещё В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать“. Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно
обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно- нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения. Одним из способов разрешения проблем духовно-нравственного воспитания служит использование притч в работе с детьми младшего школьного возраста. Я думаю, всем известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это притчи, обладает невероятным могуществом. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками. В классическом понимании притча (слав. притъка – случай, происшествие) – это краткий иносказательный, образный рассказ, часто применяемый в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин. Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно. Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного»- писал он.
Притчи несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия. Притчи играют особую роль, так как в них отражаются традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Притча и проста, и очень сложна. На поверхности она - рассказ; внутри ее - тайна. Притчи являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок. Хочу представить вашему вниманию
цикл клубных часов

«Уроки

мудрости»
по нравственному воспитанию с использованием притч. Разрабатывая данный цикл клубных часов, я преследовала следующую
цель:
- формировать способности у младшего школьника оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, миру в целом.
Задачи
цикла в целом таковы: - дать понятие притчи, узнать об особенностях притчи, познакомить с текстом притчи, учить понимать смысл притчи; - развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас; - расширить знания об основных нравственных понятиях, осознанное отношение к выбору поступков. При составлении конспектов занятий задачи конкретизируются в зависимости от темы, содержания притчи, цели конкретного занятия. Содержание и тематика занятий может варьироваться в зависимости от проблем, существующих в детском коллективе. Данные занятия проводим раз в месяц (можно чаще, по желанию педагога и при появлении необходимости). Вот некоторые темы «Уроков мудрости»: 1. «Путешествие в мир мудрых мыслей» (знакомство с понятием «притча», с особенностями притчи); 2. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (притча «Снег» или «Два друга в пустыне», «Стая волков и три охотника», понятие «дружба»); 3. «Правда и ложь» (притча «О правде и лжи», чем может обернутся лож?); 4. «Труд красит человека» (притча «Чьи руки чище?», любой труд полезен); 5. «Добро и зло» (притча «Два волка», понятие «добро» и «зло»); 6. «Один в поле не воин» (притча «Веник», понятие «взаимопомощь», «взаимоподдержка», «дружба»);
7. «Не обманывай» (притча «Соломенная шляпа», обманывая людей, обманываешь себя); 8. «Всегда ли извинения приносят облегчение?» (притча «О гвоздях», обиды наносят душевные раны); 9. «Жадность» (притча «Жадный лев», понятие «жадность», чем может обернутся для человека жадность); 10. «Чему нас учат деревья» (притча «Дерево и лесоруб», уроки природы для человека); 11. «Сердце матери» (притча «Береза и любовь»).
Фрагмент клубного часа на тему
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». 1.Введение в тему. Педагог показывает детям фотографии: - Скажите, пожалуйста, что изображено на этих фотографиях? Почему вы решили, что это дружба? Как вы думаете, что значит дружить? Пдагог зачитывает детям притчу «Снег»: Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена. На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье! В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает: — Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся: — Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
3. Работа с притчей: - Как вы поняли, о чем эта притча? - Как думаете, легко ли живется первому соседу? Почему? - В чем заключается смысл притчи? - Что бы вы посоветовали первому соседу? - Какого человека можно назвать другом? - Какие пословицы о дружбе вы знаете? 4. Игра «Расскажи о друге» Детям раздаются карточки с названиями разных черт характера, необходимо отобрать те которыми, по мнению детей должен обладать друг (отзывчивый, добрый, верный, сочувствующий, помощник, веселый, злой, жадный, завистливый и т.д.). 5. Нарисуй портрет друга. 6. Позитивное закрепление притчи: «Придумай хорошее продолжение притчи». Таким образом, ребята знакомятся с нравственными основами по средствам притчи, анализируют собственные поступки, действия. Закончить свою работу хочу словами: «Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы».
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование. «Дом Федорова»., 2012. 2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников. 3. Древнерусская притча. - М.: Советская Россия, 1991. 4. Ушинский К.Д. Антология гуманной педагогики. М., 2002.