"ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ"

Автор: Беляйкина Анна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа-2107" СП №1277
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ"
Дата публикации: 12.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ И СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Каргин М. И., Беляйкина А. П.
ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева», г.Саранск, Россия Актуальность изучения проблемы обусловлена тем, что реалии сегодняшней жизни вызывают необходимость осмысления причин, приводящих в обществе к конфликтности, а также поиска новых форм работы с разными стилями конфликтов. Особенно эта актуальность увеличивает значимость психологических исследований в области изучения межличностных конфликтов в сфере школьной жизни, так как в процессе их разрешения происходит усовершенствование своих личностных потребностей. Перегруженность учащихся, дефицит физических достижений, несоответствие требований возможностям учеников, необъективность в процессе оценивания их знаний приводит к перевозбуждению, несдержанности, агрессивности. В силу закономерностей психологического развития подростков значительно усложняется характер их взаимодействия с окружающими людьми, что может служить причиной увеличения конфликтных ситуаций. В связи с этим проблема конфликтов, в том числе и в подростковом возрасте, неизменно находится в центре внимания ученых. В настоящее время существуют различные определения понятия «конфликт», но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии подростков. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами-лицами или группами. По В. И. Андрееву, конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников [1]. Исследователи А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимаются наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [2]. В нашей работе мы опирались на исследования А. В. Дмитриева, В. И. Журавлёва, И. Н. Рыбакова, которые показывают, что выбор стиля поведения в конфликтной ситуации старшеклассников влияет на последующую их коммуникацию. В этой связи особое значение приобретает изучение стиля поведения субъекта в конфликте, так как выбранный стиль поведения отражает личностные особенности участников конфликта и имеет 1
решающее значение для последующего развития конфликта, а зачастую – и для конечного результата [3]. Проблемой поведения личности в конфликтных ситуациях занимались такие психологи, как Дж. Скотт, Х Корелиус, В. И. Андреев, В. И. Журавлев, ид А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов, А. В. Дмитриев. Наш интерес к проблеме выбора стиля поведения старшеклассниками в конфликтной ситуации связан с актуальностью данной проблемы на современном этапе развития общества. В связи с этим мы провели экспериментальное исследование. Наше исследование проводилось 19.12.2010 г. на базе МОУ «Атюрьевская Средняя Общеобразовательная Школа №2». Выборка составляла 30 старшеклассников, 14 юношей и 16 девушек. Для реализации цели были использованы следующие методики: беседа с классным руководителем; личностные опросники (опросник К. Томаса «Выявление основных типов поведения в конфликтных ситуациях»; тест В. И. Андреева «Оценка уровня конфликтности»); метод математической обработки - коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В результате анализа разнообразных методик мы использовали следующие методики: анализ психолого-педагогической литературы; беседа с классным руководителем; эмпирические методы: опросник К. Томаса, для выявления стиля поведения личности в конфликтной ситуации; тест В. И. Андреева, для оценки уровня конфликтности личности; метод математической обработки - коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В процессе проведенного экспериментального исследования по предложенным испытуемым методикам были получены следующие результаты. Анализ причин поведения сторон в конфликте показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы, отстаивать ценности в конфликте, реализовать свои цели и потребности. Далеко не всегда цели полностью осознаются участниками ситуации и тем более формируются в терминах достижения конкретных результатов. Образ желательного исхода конфликта становится результатом конкретных действий участников конфликтной ситуации. Происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основание и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Быстрота пресечения возникающего конфликта зависит от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта. Из информации полученной в ходе беседы с классным руководителем были сделаны следующие выводы, что учащиеся старших классов склонны к конфликтному поведению и в конфликтных ситуациях выбирают более предпочтительные для старшеклассников стили поведения. 2
Анализ данных (по тесту В. И. Андреева), характеризующих уровень конфликтности старшеклассников в исследуемой выборке, показал сдедующее: у преобладающего количества старшеклассников (33,33%) наиболее выражен средний уровень конфликтности; средне выражен (10%) высокий уровень; наименее выражен (3,33%) низкий и ниже среднего уровень. Учащиеся с очень низким и с очень высоким показателем конфликтности не были выявлены. Проанализировав данные (опросник К.Томаса), выявлено, что наиболее выбираемый стиль поведения учащимися старших классов в конфликтной ситуации – это соперничество (33,33%); второй по частоте выбора является компроми cc (26,66); наименее выбираемым стилем поведения является уклонение (6,66%). Остальным старшеклассникам свойственны такие стили как сотрудничество и приспособление. Таким образом, связь между уровнем конфликтности и стилем поведения показала: если ученику свойствен низкий показатель конфликтности, то им предпочитается такой стиль, как уклонение; если характерен средний показатель конфликтности, то чаще всего применяются компромисс, либо сотрудничество; если присутствует высокий показатель конфликтности, то наиболее выбираемым стилем является соперничество (то есть учащиеся стремятся добиться своего в ущерб интересам других). Ни один из способов не считается однозначно хорошим или плохим. Для более эффективного решения конфликта необходимо учитывать определенный способ вовлечения в конфликт других людей, наличие или отсутствие времени для разрешения конфликта и его природу. Данные, полученные в результате эксперимента, подверглись статистической обработке. С этой целью нами был использован коэффициент корреляции Спирмена r s , который позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя иерархиями признаков. Исходя из полных рзлтатов, можно сделать вывод, что существует связь между конфликтностью и стилем поведения на r <0,05, и на r<0,01.Так же наблюдается и отрицательная связь на r<0,01. Таким образом, анализ результатов изучения корреляционных связей между конфликтностью и стилем поведения личности в конфликтной ситуации позволяет сделать следующий вывод: для учащихся старших классов характерно наличие корреляционной связи между конфликтностью и стилем поведения в конфликтной ситуации. По результатам нашего исследования мы дали несколько рекомендаций учителям в работе с конфликтными старшеклассниками: 1. Не пытаться за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. 2. Тщательно готовиться к уроку, не допускать даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. 3
3. Давать указания школьникам опосредованно. 4. Использовать специальные приемы оценки личности школьника: − положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку; − неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки; − глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает само критичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего совершенствования; глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе. 4. Использовать совместную деятельность для установления более тесного контакта с учащимися и повышения своего авторитета. 5. Вести себя корректно для повышения уровня коммуникации. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей степени свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов.
Список использованной литературы
1. Андреев, В. И. Конфликтология : искусство спора, ведения переговоров и разрешение конфликтов / В. И. Андреев. – Казань : СКАМ, 1992. − 143 с. 2. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. − М. : ЮНИТИ, 1999. − 320 с. 4
3. Дружинин, В. В. Введение в теорию конфликта / В.В.Дружинин.− М.: просвещение, 1989 – 235 с. 4.Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии / В. И. Журавлев. – М. : Российское педагогическое агентство, 1995. – 183 с. 5