"Воздух"

Автор: Исаченко Юлия Геннадьевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №143" г. Хабаровска
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Воздух"
Дата публикации: 13.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе
Подготовила: Исаченко Ю.Г.
Тема
: «Воздух». Цель: Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования. Задачи: 1) Закреплять знания детей об органах дыхания. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха. 3) Расширять представление детей о значимости воздуха в жизни человека. Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер. Мультимедийное сопровождение: презентация. Оборудование для педагога: иллюстрации с изображением «волшебной» страны, атмосферы Земли, леса, комнатных цветов, органов дыхательной системы человека, накидка «волшебницы». Оборудование для детей: листы картона, бумага, тазы с водой, трехлитровые банки с водой, небольшие тяжелые предметы (пуговицы, камни и т.д.), пустая банка, пластиковые стаканы, кусочки ткани, Предварительная работа: беседы о воздухе, наблюдения за силой ветра: отмечать его порывы, затишье, слабый ласкающий ветерок, играть в игры «У кого дольше не упадет перышко?», «У кого мыльные пузыри будут больше?» и т. д.
Ход занятия:
Воспитатель: В сказочном царстве – волшебном государстве жила-была волшебница. Она умела творить всякие чудеса: захочет – гору с места сдвинет, захочет – лягушку в царевну превратит, слона в муху или наоборот. А сколько у нее было шапок-невидимок, сапог- скороходов, ковров-самолетов и не сосчитать! Однажды задумала волшебница неслыханное чудо – очутиться в настоящем несказочном мире. Пробормотала она самое волшебное, самое свое длинное заклинание – и вышла из сказки. Воспитатель надевает накидку «волшебницы». Здравствуйте, дети. Я пришла к вам показать свои волшебства: решила вас удивить и себя потешить. Я знаю много интересных фокусов. Вы тоже можете научиться делать такие фокусы. Но сначала я хочу проверить ваши знания. Посмотрите на картинку. Это наша Земля. Землю окружает толстый защитный слой воздуха. Ребята, а как можно узнать есть ли воздух вокруг нас? Предположения детей. Воспитатель: Оказывается, узнать это очень просто. Возьмите листы картона и помашите ими у своих лиц. Что вы почувствовали? Дети: Мы почувствовали ветерок. Воспитатель: А при ветерке стало холоднее или теплее? Дети: Холоднее. Воспитатель: Правильно, вы почувствовали холодный ветерок. Картонка заставила воздух двигаться, и вы ощутили его дуновение на своих щеках. А как вы думаете, зачем нужен людям воздух? Дети: Воздух нужен, чтобы дышать. 1
Воспитатель: Правильно, воздух необходим нашему организму как пища и вода. Надолго задержать дыхание невозможно. Дышим мы постоянно. Мы не можем не дышать, даже если захотим. Положите ладонь на грудь. Чувствуете, как она поднимается и опускается – так мы дышим: при вдохе мы вдыхаем хороший воздух, а при выдохе выдыхаем плохой воздух. Так человек дышит всю жизнь, воздух нужен для жизни каждую секунду. А для чего еще нужен нам воздух? Дети: Воздух нужен, чтобы говорить. Воспитатель: Правильно, воздух нужен ещё для того, чтобы говорить. Вы уже знаете, что наша речь состоит из звуков. И чтобы сказать любой звук, мы сначала делаем вдох, а затем выдыхаем воздушную струйку. Давайте произнесем звук а (о, у. и). Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, как воздух путешествует по нашему организму. Посмотрите на картинку. Куда сначала попадает воздух при вдохе? Дети: При вдохе воздух попадает в нос. Воспитатель: Для чего человеку нос? Дети: Нос согревает воздух и защищает легкие от пыли. Воспитатель: Правильно, даже самый маленький носик, похожий на кнопку – это важный орган тела. Внутри носа есть множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам, как муха к липкой бумаге, прилипают пылинки, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает легкие, чтобы в них не попадала грязь. Нос также согревает воздух, чтобы в легкие не попал холодный воздух, и чтобы мы не заболели. Куда дальше попадает воздух? Дети: Из носа воздух попадает сначала через толстую трубочку, а затем через тоненькие в легкие. Воспитатель: Правильно. А легкие состоят из множества крошечных пузырьков. Когда легкие заполняются воздухом, пузырьки всасывают из воздуха весь кислород – чистый воздух, чтобы отдать его крови. А что делает кровь с кислородом? Дети: Разносит по всему телу. Воспитатель: Правильно, кровь разносит кислород по телу, чтобы оно могло дышать. Через что мы выдыхаем воздух? Дети: Через рот. Воспитатель: Да, через рот мы выдыхаем грязный воздух. Ребята, легкие человека – очень важный орган. Его нужно беречь и укреплять. Что мы делаем, чтобы укреплять наши легкие? Дети: Мы занимаемся физкультурой, катаемся на лыжах, гуляем, делаем утреннюю гимнастику.
Физминутка
Осенью, Зимой Летом и весной Мы во двор выходим дружною семьёй. Каждый по порядку делает зарядку Мама руки поднимает Папа бодро приседает Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева Я сама бегу трусцой И качаю головой. Воспитатель: Дети, любой воздух подходит нам для дыхания? Дети: Нет, только чистый и свежий. Воспитатель: Ребята, а что мы делаем, чтобы в группе был свежий воздух? 2
Дети: Мы каждый день проветриваем группу. Воспитатель: А что еще есть в группе, что помогает очищать воздух для нас? Дети: В группе есть цветы. Воспитатель: Правильно, комнатные растения выделяют кислород, необходимый для нашего дыхания, увлажняют воздух, очищают его. А как вы думаете, где воздух чище – в городе или в лесу, где легче дышится и почему? Дети: В лесу воздух чище, потому что в лесу много деревьев. Воспитатель: А почему в городе трудно дышать? Дети: В городе много заводов и фабрик, ходит много транспорта, который выделяет грязный воздух и нам трудно дышать. Воспитатель: Ребята, а сейчас подойдите к столу. Дети, оказывается, что одни предметы движутся в воздухе лучше других. Сейчас вы узнаете, почему так происходит. Воспитатель берет два одинаковых листа бумаги, сминает один из них в шарик и поднимает обе бумажки на одну высоту. Воспитатель: Дети, угадайте, какая бумажка приземлится первой? Ответы детей. Воспитатель: Сейчас мы проверим это (одновременно выпустить бумажки из рук) Посмотрите, шарик упал быстрее. Как вы думаете почему? Ответы детей. Воспитатель: Потому что когда бумажки падают, на них снизу вверх давит воздух. Плоский листок занимает больше места, поэтому на него давит больше воздуха. Вот почему он падает медленнее, чем шарик. Дети, возьмите листы бумаги и сделайте такой же фокус. Дети подходят к другому столу, рассматривают это по очереди небольшие тяжелые предметы, которые лежат на столе (камень, крупная пуговица и т.д.) Воспитатель: Дети, есть ли в этих предметах воздух? Ответы детей. Воспитатель: В этих предметах есть воздух. А как это проверить? Ответы детей. Воспитатель: Надо бросит эти предметы в воду. Дети, возьмите по одному предмету и бросьте их в воду. Что вы видели? Дети: Мы видели пузырьки. Воспитатель: Правильно, все эти предметы утонули и при этом из них вышли пузырьки. Что же это за пузырьки? Откуда они взялись? Ответы детей. Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в камне, в пуговице и во всех других предметах и вышел из них, когда они попали в воду. Куда двигались предметы вверх или вниз? Дети: Вниз. Воспитатель: А куда двигались пузырьки воздуха? Дети: Вверх. Воспитатель: А как вы думаете, почему камень и пуговица падали вниз, а пузырьки поднимались вверх? Ответы детей. Воспитатель: И камень, и пуговица, и все другие предметы тяжелые, тяжелее воды – они тонут, падают на дно. А воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из неё. Воспитатель подводит детей к выводу: воздух есть во всех предметах, но его не видно. Воспитатель: Дети, подойдите к следующему столу. Что это? Дети: Банка. 3
Воспитатель: Что в ней? Ответы детей. Воспитатель: Банка не пустая, в ней есть воздух. А давайте проверим это. Воспитатель переворачивает банку вверх дном и вертикально опускает в таз. Воспитатель: Ребята, смотрите, банка не заполняется водой. А как вы думаете, почему вода не поступает в банку? Что ей мешает? Ответы детей. Воспитатель: В банке есть воздух и он не пускает воду. А сейчас смотрите внимательно, что произойдет (наклонить банку, из неё с шумом выйдет воздух, и она наполнится водой) Дети, что произошло? Что сейчас находится в банке? Ответы детей. Воспитатель: Дети, а сейчас я вам покажу еще один интересный фокус, а затем вы этот фокус попробуете сделать сами. Воспитатель берет стакан, плотно укладывает в него ткань, чтобы она из него не выпала. Переворачивает стакан и опускает его в таз с водой. Вынимает стакан и обращает внимание детей на то, что ткань осталась сухая. Воспитатель: Ребята, а вы догадались, почему ткань не намокла? Ответы детей. Воспитатель: Потому что воздух внутри стакана не дает воде в него попасть. Дети сами делают этот фокус. Воспитатель: Дети, что мы сегодня делали? Что вы узнали интересного? Ответы детей. Воспитатель: Дети, ну во мне и пора возвращаться в сказку. До свидания! (снять накидку). Ребята, а вы когда делали эти фокусы, вам помогали волшебные силы? Дети: Нет Воспитатель: Выходит, что мы не делали ничего сказочного и необычного. Эти фокусы может сделать каждый из вас, если захочет. Когда вы придёте сегодня домой, вы можете этим фокусам научить своих родителей. 4