"Катится, катится голубой вагон"

Автор: Фирулева Ольга Львовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 123"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: конспект
Тема: "Катится, катится голубой вагон"
Дата публикации: 13.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Катится, катится голубой вагон…»

Урок – игра по произведениям Э. Н. Успенского.

Цель:
 Повторение и закрепление содержания произведений Э.Н. Успенского.
Задачи:
 Воспитывать любовь и интерес к чтению, чувство коллективизма.  Развивать логическое мышление, память, внимание, коммуникативные способности, навыки групповой работы.
Оборудование:
 Стенд с изображениями героев книг Э. Успенского. (Крокодил Гена, Чебурашка, Старуха Шапокляк, Дядя Федор, Шарик, Матроскин, Печкин, Галчонок, Вера и Анфиса, Митя и Егоровна)  Свиток «Что успел создать Э.Н. Успенский за свою творческую жизнь».  Бумажные цветки с вопросами блицтурнира.  Набор флажков со словами «Простоквашино» и «Шапокляк».  Два рисунка с изображением старинной складной шляпы шапокляк.  Записи песен из мультфильмов по сказкам Э. Успенского.  Куклы: кот Матроскин, пес Шарик, Чебурашка.
Ход урока:
Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А на чем же мы поедем? Правильно, в голубом вагоне. Во время пути мы будем останавливаться на станциях, где нас ждут встречи с героями книг Э. Успенского. А также вы поближе познакомитесь с писателем, с историями создания его книг и поиграете в игры, которые родились из сюжета его произведений. За каждый правильный ответ в играх вы получите жетон. Победителей ждут призы! (Звучит песня «Голубой вагон») Итак, мы приехали на первую станцию. Догадались с героями какой книги мы здесь встретимся? Правильно, «Крокодил Гена и его друзья». Эта книга (показать) была написана в 1964 году, когда Эдуарду Николаевичу было 27 лет. Э. Успенский писал о Доме Дружбы и очень хотел, чтобы получилась книга, которая помогала бы детям учиться дружить. Вся повесть заселена разговаривающими и даже работающими зверями, которые дружат между собой и с девочкой Галей, и никто из читателей не сомневается, что так не бывает. А все потому что, Э. Успенский очень хорошо помнил свое детство и перенес его в книжку про Чебурашку и Гену. Э. Успенский жил в Москве, в доме, где все дети – от трех до двадцати – были людьми двора, то есть «дворяне». Старшие гоняли голубей, играли в карты, младшие играли в мяч, в чижа, в казаков – разбойников, 12 палочек. Старшие опекали младших, учили их быть верными дружбе, держать слово, почитать родителей. «Это была шикарная школа жизни!» (Э.Н. Успенский) И героев ему не пришлось выдумывать – писатель их нашел, подсмотрел в жизни и перенес в книжку.
Как вы считаете, крокодил Гена – выдумка? Ничего подобного! Прототипом крокодила Гены стал композитор Ян Френкель, вместе с которым работал Эдуард Николаевич. Ян Френкель помог наделить крокодила конкретными человеческими чертами, вплоть до походки. Ян об этом знал и не обижался. А кто не знает старухи Шапокляк?! Да это вовсе и не старуха, а хулиганистый подросток! Помните ее? Вспомните все ее проказы. Она стреляет из рогатки по голубям, обливает прохожих из окна водой, всегда переходит улицу в неположенном месте, подрисовывает усы на афишах, вытряхивает из урн мусор. Как вы думаете, зачем? А чтобы прославиться! Интересно, кто же стал прототипом Шапокляк? Сам Э. Успенский. Каким он был в детстве? Разным. Сначала он учился плохо, не знал, чем заняться, воевал с учителями: кидал в них снежки, придумывал прозвища, лил кислоту на стулья, чтобы испортить единственный выходной костюм. Летом после окончания седьмого класса он сломал ногу, лазая по развалинам и попал в больницу. Чтобы не отстать, в больнице он начал читать учебники по математике и по физике, решать задачи; и понял, что может разобраться в этих сложных предметах без учителей. Это открытие сделало будущего писателя уверенным в себе человеком. Когда он вышел из больницы, стал учиться по математике и физике на одни пятерки. А учителей своих Э.Н. Успенский сейчас безумно любит. (Выходит Чебурашка) Чебурашка: Здравствуйте, ребята! Я вас давно жду. Учитель: Ребята, когда мы договаривались с Чебурашкой о встрече, он обещал приготовить для нас сюрприз! Чебурашка: Конечно, приготовил, но сначала ответьте на мои вопросы. 1. Какое странное у старухи имя – Шапокляк. Но это имя – не выдумка Э. Успенского. Отгадайте, что означает это слово: - Большое чернильное пятно. - Игра в слова. - Шляпа. Ее верхняя часть – тулья – на пружинках. Эту шляпу придумали в старину, когда вместо карет люди вводили в обиход машины. Если человек ехал в карете, он превращал свою шляпу в цилиндр. А если он садился в машину, то хлопал по шляпе (французское кляк – русское шлеп) и цилиндр складывался в блин – шляпа становилась плоской. Удобно? 2. Где до сих пор используют шляпы с подвижной тульей? (в цирке) 3. Назовите единственное положительное качество старухи Шапокляк: - Любит детей. - Любит вышивать крестиком. - Любит природу. («Как я люблю природу!» - восклицает она и начинает заниматься природоохранными делами: она наказывает браконьеров тем, что привлекает их копать отстойник для чернильной фабрики). Молодцы! Ну а теперь – сюрприз, да не обычный, а музыкальный. Называется «Угадай мелодию!» Я вам буду давать подсказки песни, которую нужно угадать.
1. Песня о любимом празднике каждого из нас. («День рождения». Крокодил Гена, Э.Н. Успенский) 2. Песня странной игрушки. («Песня Чебурашки») 3. Какими делами, по мнению старухи Шапокляк, прославиться нельзя? (Хорошими. «Песня Шапокляк») 4. Кто пел про овощи, фрукты и прочие продукты? («Песня честного продавца) 5. Ломать, крушить и рвать на части – вот это счастье! Чья это песня? (Браконьеры) Учитель: Ребята, нам пора ехать дальше. Поблагодарим Чебурашку за его сюрприз. Едем на следующую станцию. (Песня «Голубой вагон») Включить песню «Кабы не было зимы». Нас уже ждут в Простоквашино. (Показать серию книг). У книги «Дядя Федор, пес и кот» удивительная судьба: создавалась она для детей, но стала любимой и у взрослых. Э. Успенский, сколько себя помнит, все время был с ребятами: на рыбалке, в деревне, в походах, в школе был вожатым. Дети всегда крутились около него. Потом Э. Успенский поступил в Московский авиационный институт, где увлекся самодеятельностью и стал писать книги. Книгу про Дядю Федора он начал писать в пионерском лагере, где работал библиотекарем – рассказывал по вечерам малышам всякие истории. Рассказывал, рассказывал, и так захотелось ему написать книгу приключений, происходящих в одном и том же месте – в Простоквашино. И написал. Повесть – сказку Э.Н. Успенский писал долго – четыре года. Героями книги не случайно стали животные, он их любил не меньше, чем детей. У писателя на даче на реке Клязьме жили: две собаки, две кошки, щенок, карликовые куры, цесарки. В большой клетке, лет двенадцать, жила галка Краля. Она была общей любимицей. У гостей сережки вытаскивала. Да-да, прямо из ушей. Могла и зажженную сигару выхватить у курильщика и заставить его побегать, чтобы получить ее обратно. За ней следом бегали с огнетушителем. Был попугай по кличке Стас. Когда ему Э. Успенский говорил: «Иди в клетку!» - он сам в нее заходил и ворчал что-то про себя. Умел включать приемник, подкручивал ручки, правда, ручка оставалась у него в клюве. Еще был индонезийский скворец, он здорово пел. Так что с его помощью Э. Успенский всегда знал, когда наступает пять часов утра. Итак, получилась сказка – несказка о любви к животным, о детях и родителях, о человеческой мудрости и глупости и – самое главное – о том, как быть счастливым. Может, вы слышали пословицу «Живут как кошка с собакой». В книге «Дядя Федор, пес и кот» постоянно ссорятся кот Матроскин и пес Шарик. (Разыгрывается сценка)
Матроскин и Шарик ссорятся
. Учитель: Однажды Матроскин и Шарик поссорились.
Матроскин: Знаешь что, я свою родственницу рысь позову. У нее такие зубы – она тебе сразу покажет! Шарик: А я свою родственницу собаку бультерьера позову. У нее еще больше зубы. Она твоей рыси еще больше покажет! Матроскин: А я леопарда позову! Он твоему бультерьеру одной лапой как даст! Шарик: А я гепарда позову. Он твоему леопарду двумя лапами как даст! Матроскин: А гепард – это кошка. И он за тебя заступаться не будет. Шарик: Тогда я собаку Баскервилей позову! Она будет за меня заступаться. Она за меня жизнь отдаст. У нее такие зубищи – она твоего леопарда за две минуты перекусит! Матроскин: А я льва позову. У него зубы еще больше. Он твою собаку за одну минуту съест и ошейник выплюнет. Учитель: Дядя Федор слушал, слушал их разговор и вмешался. Дядя Федор: А я своего папу позову! У него таких зубов нет, зато ремень есть замечательный. Он вам обоим своим ремнем так задаст, что никакие зубы не понадобятся. Учитель: И Матроскин с Шариком сразу помирились. Они папиного ремешка больше всех зубов на свете боялись. И снова немного поиграем. 1. Используя буквы из слова «Простоквашино», составить как можно больше новых слов. 2. «Кого как зовут». (Соединить карточки) Мурка – корова, Римма – мама, Дядя Федор – мальчик, Хватайка – галчонок, Шарик – пес, Гаврюша – теленок, Печкин – почтальон, Семин – профессор, Матроскин – кот, Дима – папа, Митя – трактор. Учитель: Едем дальше. (Звучит песня «Голубой вагон») Учитель: Кто же живет на этой станции? (Звучит песенка «Обезьянка Анфиса»). Герои этой книги (показать) – девочка Вера и обезьянка Анфиса. Они ходят в детский сад. Но эту книжку с удовольствием читают и дошколята и взрослые, потому что в ней, как на цветной фотографии, малыши видят себя, а взрослые вспоминают свое детство. В этой книге удивительные взрослые: добрые, отзывчивые, терпеливые, все понимающие, несмотря на все проказы, которые учиняют Вера и Анфиса. А теперь –
викторина.
1. Вера, а потом и Анфиса ходят в детский сад и встречаются там с (кем? С людьми какой профессии?) Воспитателями. 2. Вера и Анфиса отправляются с папой в поликлинику за справкой и встречаются с … (врачами, терапевтом, хирургом, педиатром, главным врачом) 3. Когда детский сад закрыли «на прорыв трубы», папа решил взять Веру и Анфису с собой в школу: и он будет спокоен, и для них развлечение. В школе
Вера и Анфиса встретились с … (директором школы, учителем начальных классов, учителем географии, зоологии и даже уборщицей). 4. Отправившись в булочную они встретились с … (кассиршей) 5. По дороге домой они заблудились и до дома их довел… (милиционер и сдал бабушке) 6. А потом Вера и Анфиса стали гладить утюгом мокрые спички. Спички высохли, загорелись и задымились. Начался пожар, которые потушили… (пожарные) 7. Решили учителя школы, где работали родители Веры, подарок для ребят сделать – приготовить для них спектакль по книге Дюма «Три мушкетера» и стали на время… (артистами) 8. Однажды ученики школы, в которой работали родители Веры, приняли участие в конкурсе детских рисунков и стали на время настоящими… (художниками) Чей рисунок был признан лучшим? (Рисунок Анфисы) (Звучит песня «Голубой вагон») И последняя станция нашего путешествия… «В одной деревне у одной бабушки жил один городской мальчик. Звали его Митя. Он проводил в деревне каникулы.» Однажды утром он взял гостинцы и отправился к бабушке Егоровне, двоюродной тетке своей бабушки. Егоровна жила одна и превратилась в Бабу – Ягу. Догадались, в гости к какой книжке мы с вами добрались? «Вниз по волшебной реке». Эта сказка тоже родилась не случайно. Когда Э. Успенский работал в пионерском лагере, он поражался, как плохо знают ребята героев русских сказок. И захотелось ему написать сказку, в которой участвовали бы почти все персонажи русского фольклора. Так появилась самая военизированная сказка Э.Н. Успенского, в которой мальчик Митя с помощью смекалки и находчивости помогает добрым персонажам победить коварство, хитрость и глупость Змея Горыныча, Кощея Бессмертного, Соловья – разбойника. Появилась сказка – шутка, сказка – игра, в которой герои русских сказок попадают в такие истории, какие им и не снились.  Избушка на курьих ножках марширует;  Змей Горыныч с помощью воды из волшебного озера превращается в козленка;  Чтобы молоко скисло, в Молочную реку бросают хлеб;  Лихо Одноглазое укрощают с помощью доброго Волка, которого само же Лихо превращает в злого. Ну, а сейчас игра «Узнай по описанию героев русских народных сказок». 1. Она ходила в платье, расшитом сказочными цветами, в кокошнике с хрустальными подвесками. Она была настолько умна, что помощник ее, Домовой, не переставал восхищаться: «Ну и светлая голова у тебя, матушка. Сколько лет с тобой работаю, а каждый раз удивляюсь!» (Василиса Премудрая)
2. Рядом с Бабой Ягой за столом сидела маленькая, затхлая и какая-то вся зеленая старушка. - Почему вы, бабушка, такая мокрая? – спросил ее Митя.- Будто из болота вылезли? - А я из болота и вылезла, - отвечала старушка. – Я живу там тыщу лет, наверное! (Кикимора) 3. – А почему вы не свистите? Ведь от вашего свиста все замертво падают? – спросил Митя. - Почему? Мне тут жуб выбили, как раз передний! - А вы вставьте себе новые зубы. - Вштавьте, вштавьте! Жолото нужно! - Почему золото? Можно и железные вставить. - Что я, иж деревни, что ли. У нас, у разбойников, только жолотые бывают. С железными жашмеют! (Соловей-разбойник) 4. – Посмотрите на меня! Во всем нашем царстве не найдется воина, равного мне! Я самый сильный! Я самый смелый! Я самый бессмертный из вас! (Кощей Бессмертный) 5. Где оно появится, там добра не жди. По мостику пройдет – мостик развалится. В доме переночует – там драки начинаются и ссоры, и крыша проваливается. Даже коровы бесятся! Чтоб его сосной придавило! (Лихо Одноглазое) 6. Он был огромный, черный, с белой звездочкой на груди и со страшными стальными когтями. Из глаз его били снопы яркого желтого цвета. (Кот Баюн) 7. – Вот так всю жизнь и бегаю туда-сюда! Жену полгода не видел! (Скороход) 8. – Вы поглядите на него! Воевать приехал на печке! Да он же сабли в руках не держал! Разве что кочергу! Или ухват! (Емеля) Молодцы! Наше путешествие в голубом вагоне подошло к концу. К сожалению, мы не смогли встретиться с героями других произведений Э.Н. Успенского. Но я думаю, что со многими из них вы можете познакомиться, прочитав книги Эдуарда Николаевича Успенского.
Подведение итогов.

Литература:
1. Арзамасцева, И. Гарантийный сказочник Эдуард Успенский /текст//И. Арзамасцева//Детская литература.- 1993.- №1. – С.9-12. 2. Бегак, Б.А. Радость добра /Б.А. Бегак// Правда сказки.- М., 1989.- С. 102-110. 3. Бондаренко, В. Феномен Чебурашки: заметки о творчестве Э.Успенского/ В. Бондаренко// Семья и школа. – 1984.- №11.- С. 55- 58. 4. Кончаловская Н.П. Дело в шляпе/Н.П. Кончаловская. – М., 1988.