"Опыт применения Дальтон - технологии в литературном образовании школьников"

Автор: Шестакова Ирина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Толмачёвская СОШ № 61"
Населённый пункт: Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт применения Дальтон - технологии в литературном образовании школьников"
Дата публикации: 14.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности
.
Поставленная задача требует перехода к новой системно- деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт, необходимостью внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе. Остановлюсь на одной такой технологии, элементы которой давно использую в своей практике.
Дальтон — технология
, основанная на трёх принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество, относится к природосообразной технологии, в основу которой положен принцип индивидуального развития учащихся. (Дальтон - это город в США, где впервые была применена данная технология. Автор: американский педагог Хелен Паркерхерст)
Цели Дальтон-технологии:
• обеспечить индивидуальное развитие ученика; • обеспечить развитие его социально го опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Рассмотрим сущность каждого принципа.
Принцип свободы
. Свобода — это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному
заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.
Принцип самостоятельности
. Самостоятельность — это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.
Принцип сотрудничества.
Сотрудничество — это выбор формы учебно- познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы узнать, где и как искать ответ на вопрос. Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность). Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через ДАЛЬТОН-ПЛАН, включающий в себя задания, лабораторию и «дом». Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки.
К самим заданиям предъявляются следующие требования:
• задания носят уровневый характер; • задания охватывают достаточный объем учебного материала,
• четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения; • задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для этого в задании даются указания, литература, сроки выполнения; • задания предполагают различные способы их выполнения, возможность сотрудничества с другими; • в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе) ;ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и кому можно обращаться за помощью; • содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение. Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.
Предлагаю систему заданий к уроку литературы в 11 классе,

посвящённому жизни и творчеству Н.С.Гумилёва

.
По материалам фрагмента лекции ученикам предлагаются (на выбор) следующие виды работ:  составить тезисный план;  подготовить вопросы для собеседования с классом;  наметить темы, направления для последующей за лекцией учителя индивидуальной работы учащихся, в которой найдут продолжение и развитие основные тезисы лекции;  подготовить альтернативные варианты фрагментов лекции по данной теме. (По ходу работы ведутся записи в рабочих тетрадях. Некоторые виды работ будут выполнены в классе, некоторые продолжены дома или в библиотеке
.
В течение урока работают заранее подготовленные учителем консультанты, оборудован "Справочный стол", помощь в выполнении заданий оказывается учителем и консультантами во время всего периода индивидуальной работы).Для самостоятельной работы предложить обратиться к сайту
s://gumilev Темы заданий, направлений для работы в индивидуальном режиме: 1. Найти в собрании сочинений Н.С.Гумилёва названия его десяти поэтических сборников и обратить внимание на особенности этих названий. Как в названиях сборников отражаются страницы жизненного и творческого пути Гумилёва? (поиск названий мотивирует школьника пойти в библиотеку или прибегнуть к консультации учителя или родителей). 2. Выпишите из поэтического сборника Н.С.Гумилёва «Шатёр» названия стихотворений, сообщающие о многочисленных путешествиях поэта. Найдите на географической карте места, где он бывал в поисках впечатлений для своего творчества. 3. Прочтите отрывки из статьи Н.С.Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм». Сопоставьте теоретические взгляды Н.С.Гумилёва на поэзию (отношение поэта к слову, художественной форме, требования к ремеслу стихотворца) с формулировками в стихотворениях «Поэту» и «Шестое чувство». 4. Найдите в поэтических сбониках названия анималистических стихотворений. Подберите в них строки, свидетельствующие о глубоком знании поэтом повадок животных, подтверждающие точность рисунков, напоминающих лучшие работы художников – анималистов. 5. Составьте краткий искусствоведческий комментарий к картинам П.Гогена «Пейзаж с павлинами», «Таитянские пасторали», «Материнство» (по выбору учащегося). Найдите в африканских стихотворениях Гумилёва строки, перекликающиеся с полотнами П.Гогена. Прочитайте очерк Паустовского «Гоген» и подумайте, что в жизни и творчестве художника так привлекало поэта. 6. Прочитайте стихотворение Н.С.Гумилёва «Война». Почему стихотворение о войне исполнено романтических и оптимистических интонаций? Как это связано с мировоззрением Гумилёва, его отношением к войне?
7. Прочитайте стихотворение «Памяти Анненского». Пользуясь цитатами из стихотворения, устно нарисуйте облик любимого учителя, директора Царскосельской гимназии в восприятии Гумилёва. 8. Составьте историко – культурный комментарий к стихотворению Н.С.Гумилёва «Современность». Объясните, какую смысловую нагрузку несёт на себе включение в текст мифологических и античных образов. 9. Составьте историко – культурный комментарий к лирическому циклу Н.С.Гумилёва «Капитаны», объясняя смысл тех или иных историко- культурных реалий. 10. Сопоставьте воплощение темы смерти в стихотворениях «Я и Вы» и «Рабочий». Охарактеризуйте ключевые образы стихотворений и особенности поэтического стиля». 11. Составьте культурно – биографический комментарий к стихотворению «Слово». Как обогащается понимание стихотворения в связи с истолкованием историко – культурных реалий, встречающихся в тексте? 12. Как в стихотворениях «Память» и «Мои читатели» отразились нравственно-философские позиции Гумилёва и черты его биографии? 13. Подготовьтесь к анализу стихотворений Н.С.Гумилева «Шестое чувство», «Слово», «Заблудившийся трамвай», «Мои читатели», «память» (по выбору), используя примерный план анализа лирического стихотворения. 14. Прочитайте стихотворения Н.С.Гумилёва «Я конквистадор в панцире железном…», «Сонет», «Старый конквистадор». Докажите, что эти стихотворения носят романтический характер. Проследите, как меняется в них композиционная и образная структура, лексика, поэтическая интонация. 15. Какие особенности поэтической формы характерны для поэзии Гумилёва? Соотнесите их со следующими высказываниями: А) «Начиная с «Пути конквистадоров» и кончая «Огненным столпом», поэт неизменно шёл одной и той же дорогой: к совершенству формы, к
магии слова, к деспотическому овладению стихом…» (Голлербах Э.Х. «Вестник лит.» - 1921, №10.) Б) «Под жестом в стихотворении я подразумеваю такую расстановку слов, подбор гласных и согласных звуков, ускорения и замедления ритма, что читающий стихотворение невольно становится в позу героя …испытывая то же, что сам поэт…» (Гумилёв Н.С. Жизнь стиха. «Аполлон», 1910, №7.) Материалы индивидуальной работы учащихся могут быть рассмотрены на семинарских занятиях, использованы при проведении дискуссии, на защите авторской идеи при изучении подходов к решению проблемы. При проверке рабочих тетрадей учитель оценивает все работы, оценки могут быть занесены в журнал. Лучшие работы могут рекомендоваться для представления на конференциях и др. В ходе работы по данной технологии дети учатся - планировать познавательную деятельность на протяжении урока, дня, недели; - рационально распределять время на учебную деятельность; - ставить цели своей познавательной деятельности; - выбирать задания по степени сложности, по интересу, по целевой установке; - использовать разные источники информации; - работать с учебной и справочной литературой; - работать самостоятельно, в парах, в группах; - анализировать задание, выявлять в них трудное, непонятное; - сосредоточиваться на выполнении заданий, проявлять силу воли; - выполнять задания разными способами, выбирать рациональный способ; - ставить вопросы и находить на них ответы; - контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности; - составлять алгоритм выполнения задания; - применять знания в нестандартной ситуации; - выполнять задания творчески.