Эмоциональное "выгорание" и методы его профилактики

Автор: Макушкина Людмила Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДОД Быковский Центр Развития Творчества Детей и Юношества
Населённый пункт: п. Удельная, МО
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональное "выгорание" и методы его профилактики
Дата публикации: 14.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Эмоциональное «выгорание» и методы его пофилактики
Термин
«выгорание»
(от англ. burnout) был введен амери- канским психиатром Х. Фрейденбергером в 70-х годах прошлого ве -ка для характеристики психологического состояния здоровых лю- дей, находящихся в интенсивном и тесном общении с другими лю- дьми (учениками, пациентами, клиентами, подчиненными) в эмо- ционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональ- ной помощи. В настоящее время понятие
«выгорания»
определяется как индивидуальная реакция организма в ответ на хронический профес -сиональный стресс, включающий три компонента: 1. Эмоциональное и\или физическое истощение проявляется в переживаниях эмоционального перенапряжения, хронической усталости, опустошенности, исчерпанности собственных эмоци- ональных и физических ресурсов. Как следствие – невозмож- ность работать с полной отдачей сил, соматические расстройст- ва (головные боли, нарушения веса, бессонница и др.). 2. Деперсонализация проявляется в негативных переживаниях и установках по отношению к субъектам деятельности, т.е. к зави- симым лицам. Как следствие – «холодность», черствость, безду- шие, циничность в профессиональном общении. 3. Редукция личных достижений проявляется в снижении чувства компетентности в своей работе, переживание недовольства со- бой и другими, потеря интереса к профессиональной деятель- ности, переживание потери смысла. В настоящее время выделено свыше 100 симптомов «выго- рания». Среди них : снижение мотивации к работе, резко возрас- тающая неудовлетворенность от работы, конфликты на рабочем месте, хроническая усталость, скука, истощение, раздражитель- 1
ность, нервозность, беспокойство, дистанцирование от учеников и коллег, небрежность в общении, ослабление концентрации и др. « Выгорание» наиболее опасно в начале своего развития. «Выгорающий» сотрудник, как правило, не осознает его симптомы. Первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно правильно организовать систему поддержки таких работ- ников, т.к. болезнь легче предупредить, чем лечить. Особое внима ние следует обратить на идентификацию тех факторов, которые приводят к развитию данного синдрома и учитывать их при разра ботке профилактических программ. Синдром «выгорания» развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов.
Профессиональные факторы,
обусловленные спецификой профессиональной деятельности:  Высокая насыщенность рабочего дня общением  Большое количество разных по содержанию и эмоциона- льной нагруженности контактов с учениками, их родителями, коллегами и администрацией ОУ  Высокая ответственность за результат общения , жизнь и здо- ровье других людей  Отсутствие положительной обратной связи  Определенная зависимость от партнеров по общению  Необходимость понимать их индивидуальные особенности и эмоциональное состояние  Конфликтные или напряженные ситуации общения, приводя- щие к отказу от взаимодействия  Необходимость постоянного развития и повышения профес- сиональной компетентности 2

Организационные факторы,
обусловленные влиянием социально- психологического климата в коллективе и управленческой поли- тики:  Несправедливость и неравенство взаимоотношений в орга- низации  Отсутствие корпоративной сплоченности, слабая организа- ционная культура  Конфликты в коллективе  Дефицит административной, социальной и профессиональ- ной поддержки  Несправедливая критика  Перегрузки или недогрузки в работе  Характер труда, не соответствующий содержанию работы  Оплата труда, вызывающая чувство социальной незащи- щенности, неуверенности в социально-экономической стабильности
Личностные факторы:
 Низкий уровень самоуважения и самооценки  Склонность к интроверсии  Реактивность  Низкая или чрезвычайно высокая эмпатия  Жестокость и авторитарность по отношению к другим  Высокая мотивация власти  Хроническое переживание одиночества  «Трудоголизм»  Низкая профессиональная мотивация  Поведение по типу А  Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания  Неконструктивные модели преодолевающего поведения «Выгорание» не ограничивается профессиональной сферой и рабочими стрессами. Его последствия могут проявляться в личной жизни человека. Отчаяние из-за отсутствия результата , 3
равнодушие и непонимание окружающих приводят к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни. Эмоциональное «выгорание» педагогов вызывает явную тревогу. Так как их здоровье и психологическое благополучие жизненно важно для качества и безопасности образовательного и воспитательного процесса. Поэтому очень важно для педагогов и воспитателей позаботиться о своем эмоциональном комфорте. Действия, направленные на преодоление симптома «выгора- ния», предполагают : - самопомощь в преодолении последствий психотравмирующих си - туаций, подразумевающую владение способами управления эмо -циональным состоянием и приемами саморегуляции - снижение уровня негативного организационного воздействия пу- тем развития высокой корпоративной культуры и здоровой атмос- феры в коллективе -оказание внешней психологической помощи -профилактику эмоционального напряжения , подразумевающую повышение психологической грамотности, личностный рост, изме- нение взглядов и установок, приобретение навыков эффективной коммуникации. Очень важны для каждого знания о ресурсах стрессоустойчивости и навыки использования психологических техник самопомощи и са-морегуляции.
Под ресурсами стрессоустойчивости личности
понимаются индивидуальные свойства и способности , обуславли- вающие психологическую устойчивость в психотравмирующих си- туациях. К ресурсам стрессоустойчивости относятся : 4
o -физические ресурсы (состояние здоровья и отношение к не- му как к ценности, баланс режима труда и отдыха) o – сильная Я-концепция человека (самоуважение, самодоста- точность, адекватная самооценка, уверенность в себе, ощуще -ние важности и нужности своего существования) o –позитивное мышление относительно причин стресса и спосо -бов его преодоления o –активная жизненная установка o –психологическая компетентность o –умение видеть смысл в каждой жизненной ситуации Каждый специалист помогающих профессий, который не хо- чет «выгореть» эмоционально, должен позаботиться о накопле- нии ресурсов впрок и возмещении истраченных ресурсов. Хорошие результаты по этому направлению дает полное отклю -чение от рабочих дел во время двухмесячного отпуска. Но в слу-чае высокой степени «выгорания» пассивного отдыха недоста-точно. Необходимо активно и целенаправленно заниматься вос-полнением ресурсов стрессоустойчивости.
На первом этапе
жертве «выгорания» полезны уединение и тишина. Следует свести к минимуму все контакты с другими людьми, особенно с теми, кто служит носителем негативных эмоций.
На втором этапе
необходимо ежедневно работать над со- бой, чтобы укрепить здоровье, пополнить ресурсы жизнестой- кости и сформировать стиль жизни вне стресса. Это значит :  изменить не конструктивные модели поведения, иррацио- нальные убеждения,  планировать новые цели и задачи личностного роста,  искать новые жизненные смыслы,  овладеть навыками психической саморегуляции 5

На третьем этапе
нужно попытаться реализовать свой новый не стрессогенный стиль жизни с применением новых моделей поведения и навыков эффективного общения и пси- хической саморегуляции. Для эффективного общения является первостепенно важ- ным наличие процесса обратной связи. Обратная связь – это информация, содержащая реакцию слуша- ющего на поведение говорящего. Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать во время общения еди- ное понимание обсуждаемых вопросов. Прямая обратная связь – это открытый обмен информацией. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма пере- дачи психологической информации. В процессе общения встает проблема не столько обмена информацией, сколько ее адекватного понимания. А это, в свою очередь, зависит от многих факторов: -от личных особенностей говорящего -от личных особенностей слушающего -от эмоционального и физического состояния участников об- щения -от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникатив- ных барьеров Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие , возникающее на пути передачи адекватной информации. Барьеры общения могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, с манера- 6
ми общения и т.д. Обычно выделяют следующие типы коммуникативных барьеров:  Барьеры непонимания (фонетический, семанти- ческий, стилистический и логического непонимании)  Барьеры социаль-культурных различий  Барьеры отношений Зачастую барьер является защитой , которую человек вы- страивает на пути предлагаемой ему информации. И все же для полноценного обмена информацией и адекватного понимания ее необходимо барьеры в общении преодолевать. Впечатления о человеке, которые возникают при общении с ним, играют важную роль. Во-первых, потому, что познавая дру гого , формируется сам познающий индивид. Во-вторых, пото- му, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов : эмоциональная оценка человека, попытка понять его поступки, построение стратегии своего поведения с ним. Поэтому общение имеет очень большое значение для чело- века и представляет большую жизненную ценность в том слу- чае, если речь идет об общении с приятным тебе, позитивно ок -рашенным и оптимистичным человеком. Итак,
в свой индивидуальный план профилактики профес-

сионального выгорания
я вношу: 1. Свести к минимуму все контакты с носителями негативных эмоций . 7
2. Расширить или углубить контакты с приятными, позитивными , оптимистичными и доброжелательными людьми, которых можно не только активно выслушать, но и перед которыми можно активно выговориться. 3. Овладеть навыками психической саморегуляции. В этом направлении очень большую помощь мы все получили на курсах повышения квалификации. 4. Для снятия эмоционального перенапряжения человеку необходимы тишина и уединение. В этом смысле у меня все в порядке, т.к. уже 5 лет мы живем постоянно в загородном доме и просыпаемся под птичье пение, что служит мощной релаксацией и фактором хорошего настроения и настроя на весь день. 5. Большое значение для профилактики «выгорания» имеет, как было сказано выше, корпоративная культура педагоги- ческого коллектива. В этом отношении нам повезло, т.к. в нашем коллективе царит взаимопонимание, взаимовыручка, доброжелательность между коллегами и достойное отноше- ние администрации к каждому педагогу. Я знаю, так бывает не во всяком коллективе. Поэтому я все это ценю высоко, и именно поэтому я работаю в нашем Быковском Центре уже 16 лет, проживая в г.Раменское. В этом направлении ничего менять не надо, хотелось бы только сохранить эти отношения как большую ценность. 6. Относиться к своей работе заинтересованно и с современ- ным подходом. Я считаю, что для того, чтобы не возникло предпосылок к эмоциональному «выгоранию», педагогу необходимо лю- бить свою профессию , чтобы ему самому было интересно работать. Только тогда будет интересно с ним на занятиях и детям. Наверное, мне повезло и здесь – мне очень нравится моя профессия и очень не нравятся скучные уроки, и я де- 8
лаю все возможное, чтобы мои занятия были интересными. Для этого отслеживаю все новинки, активно использую ин- формационные интернет ресурсы, новинки методической и страноведческой литературы, современные методы препо- давания и технического оснащения занятий и т.д. Педагогам дополнительного образования значительно легче и спокой- нее работать, чем школьным учителям. К нам , как правило, приходят заинтересованные дети заинтересованных роди- телей, а не все подряд. Случаи отклоняющего поведения и агрессии очень редки. А значит нет предпосылок к эмоциона- льному профессиональному «выгоранию», зато есть условия и желание не просто работать, а работать творчески. 7. Отношение к своему здоровью, как к ценности. Это не пустые слова. Недаром говорят : «Будет здоровье , будет все». Под словом «все» я понимаю: желание жить и работать, творить и познавать, заботиться о своих ближних, общаться с удово- льствием, оптимистично и позитивно смотреть на мир. Укреплять здоровье мне помогают: утренняя разминка (поч- ти ежедневная), умеренная работа на своем приусадебном участке, пешие прогулки, выезды в лес, с недавних пор поез-- ки в санаторий. 8. Человеку любой профессии желательно развивать свою лич- ность постоянно. Педагогу же делать это просто необходимо. Мы работаем с детьми, а дети – это очень любознательная аудитория, которая задает множество вопросов и считает, что педагог знает все. Не хочется их разочаровывать, хочется проявить свою компетентность в разных темах, которые за- трагиваются и на занятиях и, очень часто, вне занятий. Поэ- тому приходится быть в курсе и их интересов тоже. Читать, познавать, консультироваться. Под понятием личностного развития я подразумеваю некую гармонию, совершенствова- ние в разных направлениях, иногда поиск новых интересов и 9
их развитие. Я такое новое направление нашла совершенно неожиданно для себя. С прошлого года я занимаюсь китай- ской живописью. Это очень увлекательно. Это и релаксация, и новая философия и умение сконцентрироваться, и откры- тие для себя нового мира – мира творчества. Общение с еди- номышленниками дает очень много положительных эмоций. Собираюсь и дальше продолжать рисовать. 9. Поддерживать и развивать свой культурный уровень мне по- могает посещение театров, концертов, художественных выс- тавок. В театры мы часто ездим с коллегами. Нам нравятся коллективные поездки, т.к. можно обсудить увиденное со- вместно. Посещение театров стало неотъемлемой частью на- шей культурной жизни. 10. Очень люблю путешествовать и по своему краю, и по сво- ей стране, и заграницу. Это и расширение своего кругозора, и познание нового, и знакомство с культурой и традициями других народов, и общение с людьми разных национальнос- тей . Все это очень интересно и дает море положительных впечатлений и эмоций. Вот приблизительно так я представляю себе свой индивидуальный план профилактики профессионального выгорания. 10