Автор: Голяк Светлана Васильевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №13
Населённый пункт: Ставропольский край., Арзгирский район., с. Арзгир
Наименование материала: Экологический проект работы с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Волшебница вода"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического
направления развития воспитанников № 13
с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
Экологический проект работы с детьми
Актуальность:
Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле,
поэтому, естественно, что вся практическая деятельность человека с самой глубокой древности
связана с использованием воды. В настоящее время стоит острая проблема по рациональному
использованию водных ресурсов и бережному отношению к ним.
С проблемой не рационального использования воды я столкнулась в работе с детьми. Я
заметила, что дети не знают откуда берётся вода, порой можно наблюдать , что после мытья рук
они не закрывают полностью кран, а иногда забывают его вообще закрывать. Дети не знают ,
что воду нужно беречь, не загрязнять водоёмы.
Я считаю , что эту проблему нужно решать совместно с родителями. Объяснять значимость
воды в жизни человека и необходимость экономить воду , т .к человек не может жить без воды.
Человек за сутки выпивает примерно 2,5 литра воды( а за 70 лет почти 65 тонн.) в год почти
3.000м воды.
Наряду с полезным использованием водных ресурсов существует много источников загрязнения
воды. Большой вред наносят автомобилисты, которые моют машины в реках. Нефтяные пятна,
плывущие по воде после такой мойки, не только ухудшают её свойства, но и губят всё живое в
воде. Всё острее нарастает эта проблема и в нашем засушливом селе. В наших трёх прудах, а в
частности Маныческом водохранилище всё меньше и меньше становиться рыбы, так как её
вылавливают сетями, а ещё происходит сброс воды, что приводит к гибели рыбы.
Русло р. Чограй постоянно загрязняется неочищенными сточными водами. Образуются частные
свалки по руслу реки. Не бережём мы свою реку, а ведь обязаны помогать ей, облагораживать.
Поэтому нам нужно научить наших детей осознанно, бережно относится к воде, как к важному
природному ресурсу. Чтобы решить эту проблему я разработала комплекс мероприятий по
формированию у детей бережного, рационального отношения к воде.
Срок реализации
: Январь – февраль 2016 года.
Цель
: расширение знаний детей о воде; её свойствах, роли в жизни человека и живых
организмов; бережном отношении к воде , как к основному природному ресурсу.
Задачи:
Обучающие:
уточнить и расширить знания детей о воде;
ознакомление с элементарными понятиями о « круговороте воды в природе»,
«Акватория»;
обучение умению устанавливать причинно – следственные связи между природными
явлениями;
формирование представлений об искусственных причинах нарушения баланса в
экосистеме;
расширить знания детей о водных ресурсах нашего района.
Развивающие
расширение знаний о различных видах водоёмов (родники, реки, моря..),воде, её роли в
жизни человека и живых организмов;
развитие умения ориентироваться в условиях цветовых обозначениях на глобусе;
развитие логического мышления в процессе опытнической деятельности;
Воспитывающие :
формирование осознанного, бережного и экономного отношения к воде как основному
природному ресурсу;
закрепление умения экологически правильного поведения во время отдыха на берегу
водоёмов;
воспитывать бережное отношение к водоёмам нашего села.
Реализация проекта:
1.
Созданы условия для реализации проекта: Лаборатория профессора Знайкина,
творческая мастерская «Подводный мир»,зона умывания «Чистюльня»,фото – стенд :
«Водица, водица помоги оздоровиться», художественная мастерская «Царица – водица»,
экосистема « Мир аквариума».
2.
Разработка конспектов занятий для детей: «Волшебница вода», «Вода зимой», « В гостях
у морского царя», « Круговорот воды в природе»;
3.
Создание банка бесед: « Глобус весь я обойду, водицы много там найду», «Значение воды
в жизни живого»;
4.
Проведение с детьми экскурсии на речку Чограй.
5.
Проведение консультации для родителей: « Вода – самое драгоценное ископаемое»;
6.
Создание картотеки экологических сказок, придуманных родителями.
7.
Создание картотеки игр о воде, галереи, сказок, стихов, пословиц, загадок;
8.
Создание банка опытно – экспериментальной работы: « Какой бывает вода».
Перспективный план работы
Месяц
неделя
Мероприятия
Форма
проведения
Январь
«Путешествие по глобусу»
Беседа
«Волшебница вода»
Игра -Занятие
Свойства воды( без запаха ,без вкуса, без цвета)
Опыты
Вода жидкая, может течь. Вода не имеет формы
Опыты
«Вода вокруг нас»
Рисование
Галерея пословиц, стихов, сказок о воде.
Худ.л- ра, альбом
Тёплая, горячая холодная. Окрашивание воды.
Опыты
« Значение воды в жизни всего живого»
Беседа
« Путешествие в страну загадок»
Интеллектуальный
досуг
Февраль
« Круговорот воды в природе»
Занятие
« Как рождается речка»
Моделирование:
Растения пьют воду. У растений внутри есть вода.
Опыты
«Земля, вода, огонь»
Игра
« Вода и жизнь»
Конкурс
« Вода - самое драгоценное ископаемое».
Консультация для
родителей:
« Море», «Ручеек», « Мы - капельки»
Имитационные
игры
«Вода зимой»
Занятие
Лёд легче воды. Превращение в воду. Иней.
Опыты
« В гостях у морского царя»
Игра -Занятие
Речка Чограй
Экскурсия
«Чограй просит помощи.»
Рисование
плакатов
Очищение воды.
Опыт
«Путешествие капельки»
Итоговый
интеллектуальный
досуг
Итоги реализации проекта:
1.
Накоплен информационный и дидактический материал для работы с родителями и
детьми.
2.
Повысился уровень знаний детей о воде; её свойствах, её роли в жизни человека
и живых организмов; бережном отношении к воде, как к основному природному ресурсу.
3.
Сформирован устойчивый интерес у родителей и детей к проблеме проекта.
Я считаю, что одной из наиболее интересной и современной формой работы с детьми является
проект. Детей окружают разные объекты природы и изучать их лучше в процессе проектной
деятельности, которая становится для детей способом удовлетворения познавательной
активности, средством выражения и развития творческих способностей, оно помогает детям
осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской деятельности и
природоохранной активно – нравственной позиции.
Участники проекта получают новые знания, преобразуют навыки бережного, созидательного
отношения к окружающему миру.
Я начала использовать проектную деятельность с объектов неживой природы, в частности –
воды. А вот весна, хорошее время года, когда оживает природа, то я в дальнейшем собираюсь
взять для проектной деятельности объекты живой природы. Так как на них лучше всего
сформировать активно – нравственную позицию ребёнка.
Литература по теме
•
Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.»
•
Т.М.Бондаренко « Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»
•
А.И.Иванова « Естественно – научные наблюдения и эксперименты в д/с»
•
Г.В. Буковская «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших
школьников»
•
Н.А. Рыжова « Экологическое образование в д/с»
•
Л.И Грехова «В союзе с природой»
•
И.Ф Мулько «Социально – нравственное воспитание»
•
Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 98г.,
•
О.А. Скоролупова «Вода»