Автор: Благова Наталья Ивановна Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 30"
Населённый пункт: г. Майкоп, р. Адыгея
Наименование материала: инновационная практика ДОО
Тема: "Повышение качества дошкольного образования"
В ФЗ «Об образовании в РФ» сформулировано современное понятия качества
образования – «Качество образования - комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным
стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям
физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов
образовательной программы».
Повышение качества образования возможно только через развитие (инновационный
процесс).
Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по
созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению
новшеств.
Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность.
Но в этом случае необходимо взять на себя определённые обстоятельства по подготовке к
организации нововведения, т. к. объектом любой педагогической инициативы становятся
дети.
В инновационной деятельности ДОО 30 задействованы все участники
воспитательного- образовательного процесса – дети, родители, педагоги.
Центральным звеном образовательной системы является педагог.
курсы повышения квалификации в соотвествие с ФГОС ДО; 17%
имет высшую категорию; 33%
имеют первую категорию; 50%
Перед педагогами поставлена задача
– постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, т. к. это способствует
повышению качества воспитательно- образовательного процесса.
80 % педагогов прошли курсы повышения квалификации в соответствие с ФГОС
ДО, 17 % педагогов имеют высшую категорию, 33 % педагогов аттестованы в целях
первой квалификационной категорией, 50% молодых педагогов аттестованы в целях
соответствия занимаемой должности и готовят папки- портфолио в соответствие с первой
квалификационной категорией, 7 % педагогов обучаются в ВУЗе.
С целью развития инновационного потенциала педагогов используются как
традиционные формы работы (педсоветы, семинары, консультации, анкетирование,
тестирование и т. д.), так и нетрадиционные: мастер-классы, участие в вебинарах,
размешение портфолио и публикации на международных порталах.
80% педагогов задействованы в инновационной деятельности ДОО и
разрабатывают планы - «дорожные карты» по следующим направлениям:
приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в
соответствие с ФГОС ДО;
приобщение детей дошкольного возраста к истокам адыгской народной
культуры;
нестандартное физкультурное оборудование в работе с детьми;
инновационные технологии в развитии музыкальных способностей детей в
соответствии с ФГОС ДО.
Новым и актуальным направлением развития дошкольного образования является
дополнительное образование детей. На сегодняшний момент начиная со старшей группы
все дети задействованы в кружковой работе. В детском саду функционируют 6 кружков:
театральный кружок «Сказка»;
изостудия «Радуга»;
кружок ритмики «Каприз»;
кружок художественно – трудовой деятельности «Волшебная нить»;
кружок адыгейского языка «Ныдельфыбс»
кружок народно-прикладного искусства адыгов «Нэбзый»
Все педагоги работают по своим рабочим программам, которые разработаны на
основе образовательной Программы дошкольного образования МБДОУ № 30.
В работе с детьми и родителями воспитатели и узкие специалисты используют
мультимедийные средства. Это презентации, мультипликации, видеорепортажи.
Результаты работы педагогов с детьми и родителями нашего учреждения в виде
фото- и видеоотчёта представлены в социальной сети, где имеется группа «Детский сад №
30 Ручеёк» и на сайте детского сада.
Педагоги детского сада принимают участие в городских, республиканских
конкурсах и интернет- проектах.
Так, за последние 2 года, один педагог стал победителем республиканского
конкурса «Воспитатель года», и два педагога победителями городского конкурса
«Воспитатель города Майкопа».
Наш детский сад активно сотрудничает с коллективами следующих детских садов г.
Майкопа №№ 7, 34, 36. Совместно с ними планируются конкурсы «А ну-ка, девушки!»,
«Лучший по профессии», «Лучшая семья года».
При организации совместной деятельности участников воспитательно-
образовательного процесса не мало важную роль играет проектная деятельность.
Педагогический коллектив выбрал наиболее актуальную на современном этапе развития
общества тему: «Региональный компонент как инновационная образовательная практика
ДОО»
В нашем учреждении обучаются дети разных национальностей: русские, адыгейцы,
татары, украинцы и дети смешанных браков. Человеку любой национальности похвально
знать историю и культуры региона, в котором он живёт, уважать традиции и обычаи
народа.
Углублённое изучение детьми адыгейского языка и народно-прикладной культуры
адыгов происходит в процессе кружковой деятельности.
Кружковая работа проводится с детьми 2 раза в неделю, во второй половине дня. В
игровой форме дети знакомятся с национальным костюмом, предметами быта,
национальной посудой, кухней адыгов. В нетрадиционном стиле – пластилинография,
квилинг, канзаши- украшают национальную одежду орнаментом.
На прогулке дети играют в подвижные национальные игры. Каждый день детям
читают мудрые народные произведения талантливых писателей Адыгеи. Педагоги
показывают детям документальные фильмы, фоторепортажи о республике, её
многообразии природы.
Традиционным в работе стали: конкурс на лучшего чтеца стихов адыгейских
поэтов; конкурс на лучший детский рисунок «Моя Адыгея!»; выставки творческих работ
детей и родителей «Наш дом, в котором мы живём»; викторины «Мой родной край»
Педагоги планируют совместно с родителями выездные и интерактивные экскурсии
в национальный музей Р. Адыгея и библиотеку.
Начиная с подготовительной группы дети обучаются разговорной речи на
адыгейском языке. Языковая среда в группе представлена в виде моделей. Модель «Один
человек– один язык», где один воспитатель разговаривает с детьми на адыгейском языке, а
другой – на русском. Модель «Погружение». Дети погружаются в «языковую ванну».
Овладение языком происходит в ходе привычной ежедневной деятельности (НОД,
режимные моменты, праздники и развлечения, игры, приветствие);
Одним из видов методической поддержки педагогов ДОО является внедрение в
работу технологии применения сказок по изучению детьми адыгейского языка.
Она включает несколько этапов: ознакомление с адыгейской народной сказкой;
ознакомление с русской народной сказкой схожей по содержанию; изучение слов,
действий на адыгейском языке; далее дети инсценируют сказку на адыгейском языке.
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство с
русским народным творчеством. Коллектив нашего ДОО ставит задачу- показать детям
красоту русского языка через устное народное творчество – песни, танцы, обряды,
традиции.
Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного материала
осуществляется в ходе организации музыкальной и художественно-трудовой
деятельности.
Так в нашем саду проводятся: праздники «Весёлая ярмарка» и «Масленица»,
«Пасха»; концерты ко дню пожилого человека, ко дню Матери и ветеранов ВОВ,
инсценировка русских народных сказок на новый лад; тематические выставки «Огород на
окне», «Выпечка для кукол», Мастерская дедушки Мороза»; вышивка узоров на ткани;
Успех патриотического воспитания наших дошкольников во многом зависит от
родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Родители активно принимают
участие в «Неделе добрых дел», которая организуется в последнюю неделю каждого
месяца, н-р, такие как: акция «Поздравление ветеранов ВОВ»; акция «Узнай свою
родословную»; особую активность родители проявили в акции «Ромашка», где им было
предложено поместить в центр «ромашки» фото ребёнка, а на лепестках -написать
ласковые слова, которые они говорят ребёнку.
Проект нами только начат, но мы уже можем сказать, что дети проявляют интерес к
родной культуре, традициям народа, с которым проживают по-соседству.
Хочется отметить следующее нововведение нашего коллектива- это песенное
творчество. У нас есть вокальная группа педагогов. И каждый творческий проект –
концертная программа дополняются вокальным номером.
Так весной этого года коллектив принял участие в профсоюзном конкурсе военной
песни среди профсоюзных организаций работников образования г. Майкопа, и мы заняли
III место.
И в завершении, для осуществления инновационного процесса необходим особый
настрой всех членов педагогического коллектива. Все принимаемые управленческие
решения, обеспечивающие режим развития, должны быть коллективными, ибо только это
условие обеспечивает быстрое, успешное и надёжное включение большинства членов
педагогического коллектива в инновационный процесс.