"Повышение качества дошкольного образования"

Автор: Благова Наталья Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 30"
Населённый пункт: г. Майкоп, р. Адыгея
Наименование материала: инновационная практика ДОО
Тема: "Повышение качества дошкольного образования"
Дата публикации: 30.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

В ФЗ «Об образовании в РФ» сформулировано современное понятия качества образования – «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Повышение качества образования возможно только через развитие (инновационный процесс). Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае необходимо взять на себя определённые обстоятельства по подготовке к организации нововведения, т. к. объектом любой педагогической инициативы становятся дети. В инновационной деятельности ДОО 30 задействованы все участники воспитательного- образовательного процесса – дети, родители, педагоги. Центральным звеном образовательной системы является педагог.
курсы повышения квалификации в соотвествие с ФГОС ДО; 17%

имет высшую категорию; 33%

имеют первую категорию; 50%
Перед педагогами поставлена задача – постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, т. к. это способствует повышению качества воспитательно- образовательного процесса. 80 % педагогов прошли курсы повышения квалификации в соответствие с ФГОС ДО, 17 % педагогов имеют высшую категорию, 33 % педагогов аттестованы в целях первой квалификационной категорией, 50% молодых педагогов аттестованы в целях соответствия занимаемой должности и готовят папки- портфолио в соответствие с первой квалификационной категорией, 7 % педагогов обучаются в ВУЗе. С целью развития инновационного потенциала педагогов используются как традиционные формы работы (педсоветы, семинары, консультации, анкетирование,
тестирование и т. д.), так и нетрадиционные: мастер-классы, участие в вебинарах, размешение портфолио и публикации на международных порталах. 80% педагогов задействованы в инновационной деятельности ДОО и разрабатывают планы - «дорожные карты» по следующим направлениям:  приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в соответствие с ФГОС ДО;  приобщение детей дошкольного возраста к истокам адыгской народной культуры;  нестандартное физкультурное оборудование в работе с детьми;  инновационные технологии в развитии музыкальных способностей детей в соответствии с ФГОС ДО. Новым и актуальным направлением развития дошкольного образования является дополнительное образование детей. На сегодняшний момент начиная со старшей группы все дети задействованы в кружковой работе. В детском саду функционируют 6 кружков:  театральный кружок «Сказка»;  изостудия «Радуга»;  кружок ритмики «Каприз»;  кружок художественно – трудовой деятельности «Волшебная нить»;  кружок адыгейского языка «Ныдельфыбс»  кружок народно-прикладного искусства адыгов «Нэбзый» Все педагоги работают по своим рабочим программам, которые разработаны на основе образовательной Программы дошкольного образования МБДОУ № 30. В работе с детьми и родителями воспитатели и узкие специалисты используют мультимедийные средства. Это презентации, мультипликации, видеорепортажи. Результаты работы педагогов с детьми и родителями нашего учреждения в виде фото- и видеоотчёта представлены в социальной сети, где имеется группа «Детский сад № 30 Ручеёк» и на сайте детского сада. Педагоги детского сада принимают участие в городских, республиканских конкурсах и интернет- проектах. Так, за последние 2 года, один педагог стал победителем республиканского конкурса «Воспитатель года», и два педагога победителями городского конкурса «Воспитатель города Майкопа». Наш детский сад активно сотрудничает с коллективами следующих детских садов г. Майкопа №№ 7, 34, 36. Совместно с ними планируются конкурсы «А ну-ка, девушки!», «Лучший по профессии», «Лучшая семья года». При организации совместной деятельности участников воспитательно- образовательного процесса не мало важную роль играет проектная деятельность.
Педагогический коллектив выбрал наиболее актуальную на современном этапе развития общества тему: «Региональный компонент как инновационная образовательная практика ДОО» В нашем учреждении обучаются дети разных национальностей: русские, адыгейцы, татары, украинцы и дети смешанных браков. Человеку любой национальности похвально знать историю и культуры региона, в котором он живёт, уважать традиции и обычаи народа. Углублённое изучение детьми адыгейского языка и народно-прикладной культуры адыгов происходит в процессе кружковой деятельности. Кружковая работа проводится с детьми 2 раза в неделю, во второй половине дня. В игровой форме дети знакомятся с национальным костюмом, предметами быта, национальной посудой, кухней адыгов. В нетрадиционном стиле – пластилинография, квилинг, канзаши- украшают национальную одежду орнаментом. На прогулке дети играют в подвижные национальные игры. Каждый день детям читают мудрые народные произведения талантливых писателей Адыгеи. Педагоги показывают детям документальные фильмы, фоторепортажи о республике, её многообразии природы. Традиционным в работе стали: конкурс на лучшего чтеца стихов адыгейских поэтов; конкурс на лучший детский рисунок «Моя Адыгея!»; выставки творческих работ детей и родителей «Наш дом, в котором мы живём»; викторины «Мой родной край» Педагоги планируют совместно с родителями выездные и интерактивные экскурсии в национальный музей Р. Адыгея и библиотеку. Начиная с подготовительной группы дети обучаются разговорной речи на адыгейском языке. Языковая среда в группе представлена в виде моделей. Модель «Один человек– один язык», где один воспитатель разговаривает с детьми на адыгейском языке, а другой – на русском. Модель «Погружение». Дети погружаются в «языковую ванну». Овладение языком происходит в ходе привычной ежедневной деятельности (НОД, режимные моменты, праздники и развлечения, игры, приветствие); Одним из видов методической поддержки педагогов ДОО является внедрение в работу технологии применения сказок по изучению детьми адыгейского языка. Она включает несколько этапов: ознакомление с адыгейской народной сказкой; ознакомление с русской народной сказкой схожей по содержанию; изучение слов, действий на адыгейском языке; далее дети инсценируют сказку на адыгейском языке. Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство с русским народным творчеством. Коллектив нашего ДОО ставит задачу- показать детям
красоту русского языка через устное народное творчество – песни, танцы, обряды, традиции. Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного материала осуществляется в ходе организации музыкальной и художественно-трудовой деятельности. Так в нашем саду проводятся: праздники «Весёлая ярмарка» и «Масленица», «Пасха»; концерты ко дню пожилого человека, ко дню Матери и ветеранов ВОВ, инсценировка русских народных сказок на новый лад; тематические выставки «Огород на окне», «Выпечка для кукол», Мастерская дедушки Мороза»; вышивка узоров на ткани; Успех патриотического воспитания наших дошкольников во многом зависит от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Родители активно принимают участие в «Неделе добрых дел», которая организуется в последнюю неделю каждого месяца, н-р, такие как: акция «Поздравление ветеранов ВОВ»; акция «Узнай свою родословную»; особую активность родители проявили в акции «Ромашка», где им было предложено поместить в центр «ромашки» фото ребёнка, а на лепестках -написать ласковые слова, которые они говорят ребёнку. Проект нами только начат, но мы уже можем сказать, что дети проявляют интерес к родной культуре, традициям народа, с которым проживают по-соседству. Хочется отметить следующее нововведение нашего коллектива- это песенное творчество. У нас есть вокальная группа педагогов. И каждый творческий проект – концертная программа дополняются вокальным номером. Так весной этого года коллектив принял участие в профсоюзном конкурсе военной песни среди профсоюзных организаций работников образования г. Майкопа, и мы заняли III место. И в завершении, для осуществления инновационного процесса необходим особый настрой всех членов педагогического коллектива. Все принимаемые управленческие решения, обеспечивающие режим развития, должны быть коллективными, ибо только это условие обеспечивает быстрое, успешное и надёжное включение большинства членов педагогического коллектива в инновационный процесс.